Макс на пороге великого открытия. Долгие годы он пытался найти лекарство от смертоносной детской болезни – и, наконец, его поиски увенчались успехом.  Макс покидает больницу в превосходном расположении духа и едет домой, чтобы разделить радость с любимой. Но попасть на уютный семейный ужин ему не суждено – ученый не справляется с управлением и попадает в аварию… Главный герой приходит в сознание в необычном здании – круглая высокая башня, усеянная крохотными комнатками, в которых ютятся странные неприветливые жители. Ученый в смятении – он не помнит ни собственного имени, ни причины, по которой он оказался в столь мрачном месте. «Где мы?» - спрашивает он у одного из обитателей башни. «В дурдоме» - невозмутимо отвечает тот.

Несчастный ученый силится понять, почему его заточили в психбольницу. Он слоняется по каменным этажам башни в поисках ответа, но умалишенные не в силах дать ему хоть какие-то сведения о его прошлом. Однако в этом заведении даром речи обладают не только люди – с главным героем говорит статуя крылатой женщины. Она просит ученого отыскать истину и помогает ему отправиться в путешествие по самым темным коридорам его сознания…

Таков зачин чудовищного переплетения событий под названием «Sanitarium». Этот великолепный психологический триллер, созданный на рубеже веков студией «DreamForge Intertainment», является одним из самых известных проектов среди квестов, пустивших корни в мрачной эстетике хоррора. Кроме того, «Sanitarium» («Шизариум» в русской локализации) и по сей день стоит особняком меж собратьев по жанру. Авторы современных хоррор-квестов не смогли так живо и остро описать драму человека с пошатнувшимся рассудком, хотя и предпринимали такие попытки («Overclocked», «Downfall»). Это обстоятельство дает право назвать «Sanitarium» единственным в своем роде проектом, что в первую очередь обусловлено великолепной драматургией игры.

Вступление в «Sanitarium» построено не на твердых фактах из прошлого главного героя, как это часто бывает, но, напротив – на желании протагониста вернуть это утраченное прошлое. Воспаленный разум ученого выстраивает сюрреалистические аллюзии на утраченные воспоминания, которые предстают перед геймером в виде многочисленных игровых глав. Протагонист пытается вычленить из этого умопомрачительного водоворота событий самое себя – собственную память. Но человеческий внутренний мир - это не только пункты биографии и приобретенный опыт, но и впечатления от изученных книг по истории или прочитанных в детстве комиксов. Эти культурные переживания превращаются в болезненную реальность, выбраться из которой не так-то просто: нужно завершить начатое, исправить прошлые ошибки или хотя бы попытаться обуздать неподатливую цепь событий… даже если она тянется только в твоей голове. Эту особенность человеческого восприятия разработчики удачно встроили в сюжетную нить игры – и не ошиблись: каждому, кого хотя бы раз мучили кошмары, переживания главного героя покажутся знакомыми и до ужаса настоящими. Фантасмагорические метания ученого иногда сменяются проблесками подлинных воспоминаний. Эти чистые впечатления из детства или недалекого прошлого оформлены в виде анимационных роликов, предваряющих новую игровую главу. Таким образом, разработчики усилили контраст между реальными событиями и шизофреническим бредом главного героя. Эти нехитрые, но весьма действенные средства выразительности являются одной из наиболее ярких черт Шизариума. Однако не менее важной составляющей игры является графика.

Читателям наверняка известно, каким было качество картинки в играх конца девяностых («Sanitarium» - яркий тому пример). Тем не менее, сложно было бы представить игровой мир Шизариума в более современном исполнении. Далекая от совершенства графика с ещё большей убедительностью передает болезненное мироощущение главного героя. Разработчики создали неповторимую виртуальную вселенную, которая напоминает ожившие картины умалишенных художников.  Изысканное и высокотехнологичное оформление локаций было бы здесь излишним. Особый интерес представляет движок, на котором построена игра. Мир Шизариума предстает перед геймером как на ладони, «с высоты птичьего полета» («bird’s eye view»), что весьма редко встречается в квестах. Однако выбор такой проекции полностью оправдан – разработчики дают нам возможность ещё шире обозреть внутренний мир протагониста. Игроку показано не то, что главный герой видит физически, но, скорее дана квинтэссенция его впечатлений, пропущенных сквозь помутившееся сознание. И пусть фигурка персонажа остается крохотной, внешность главного героя также несет определенную смысловую нагрузку. С первой главы вплоть до финальной игровой сцены протагонист облачен в бирюзовую робу пациента больницы (кроме тех эпизодов, где Макс воображает себя кем-то другим), а его голова перебинтована – видны лишь глаза и рот. На первый взгляд причина столь странного внешнего вида абсолютно ясна: ученый попал в аварию, разбил голову, и теперь находится в клинике, где его снабдили соответствующей одеждой и перевязали раны. Но если взглянуть на это с другой стороны: бандаж, скрывающий лицо, указывает на утрату личности, а больничная сорочка – на пребывание в психиатрической лечебнице. Эти две, казалось бы, неявных детали внешнего вида оказывают сильнейшее воздействие на воображение игрока и будто говорят: Макс ищет свое лицо среди безумных шизофренических фантазий и воспоминаний, не покидая при этом палаты с мягкими стенами.

Едва ли можно найти квест, в коем  не встретишь хоть какой-нибудь головоломки. Они являются чем-то вроде отличительной черты жанра, которой разработчики часто не уделяют должного внимания. Однако создатели «Sanitarium» не только не отступили от традиций квестостроения, но и сумели сделать из головоломок ещё одно средство выразительности. Вспомните сюжеты документальных или художественных фильмов, где умалишенные люди пытаются решить какую-то математическую задачу или преодолеть мнимое препятствие, чтобы достичь одной им известной цели. Так и в «Sanitarium» – чтобы освободиться от навязчивого видения, нужно всего лишь…разгадать трехзначный код замка. Абсурдность подобной ситуации полностью оправдана – разработчики точно подметили ещё одну особенность мышления психически нездоровых людей. При этом головоломки решаются достаточно просто и не мешают ходу игровых событий.

Музыкальное сопровождение в «Sanitarium» нельзя поставить в один ряд с графикой и сюжетом. Саундтрек звучит в основном в роликах и некоторых главах, однако эти редкие музыкальные зарисовки прекрасно дополняют визуальную составляющую. При этом «Sanitarium» изобилует звуками окружающей среды, что наделяет нездоровые видения протагониста неподдельной реалистичностью. Кроме того, игра богата диалогами и не лишена монологов, которые великолепно озвучены русскими актерами.

В эпоху высоких технологий и сверхсовременной компьютерной графики «Sanitarium» может показаться всего лишь диковинной бродилкой из прошлого века, своеобразным реликтом, достойным лишь пыльной музейной полки. Но если игроки присмотрятся к этому проекту внимательнее, им откроется обнаженная душа человека, который из последних сил борется за собственную личность. Его внутренний мир рассыпается на части, из которых, будто из кусочков мозаики, разработчики сложили поистине уникальную компьютерную игру. Игру о болезни, жизни и смерти.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх