Вторжение похитителей тел / Invasion of the Body Snatchers
США, 1956
Жанр: фантастика, триллер
Режиссер: Дон Сигел
Сценарий: Джек Финни (роман), Дэниэл Мэйнуоринг, Ричард Коллинз, Сэм Пекинпа
В ролях: Кевин МакКарти, Дана Уинтер, Ларри Гейтс, Кинг Донован, Кэролин Джонс
Похожие фильмы: «Факультет», «Непристойное поведение», «Вторжение похитителей тел» (1978)
Врач из маленького калифорнийского городка обеспокоен растущим количеством пациентов, утверждающих, что перестали узнавать своих близких: люди становятся равнодушными,бесчувственными.
Начав расследование, он обнаруживает, что речь идет о двойниках, создаваемых загадочными космическими пришельцами, планирующими завоевание Земли. Спасётся ли врач, помешает ли методичной поступи невидимых и неуязвимых захватчиков — зрители не узнают до самой последней минуты.
Эта картина, ставшая культовой в свое время, и признанная классикой в наше, внесенная в национальный американский реестр фильмов, с огромным удовольствием и интересом смотрится и сегодня. Хотя с момента её выхода на экраны прошло 56 лет. В ней почти нет спецэффектов, нет звезд первой величины. Даже красок нет в черно-белой ленте. Но есть главное - крепкий сценарий, грамотная режиссура и хорошая актерская игра основного ансамбля. Очень харизматичны исполнители главных ролей – Кевин МакКарти, (знакомый нам по фильмам «Пираньи», «Вой», «Байки из склепа») в роли доктора Майлса Беннела и Дана Уинтер в роли его подруги Бекки Дрискол, которая до этого уже играла с Кевином МакКарти в нескольких сериалах. Например «Час Альфреда Хичкока», «Отряд 5-О» и других.
«Вторжение похитителей тел» - это, безусловно, большая режиссерская удача. Да и в списке «100 лучших американских триллеров» по версии американской киноакадемии у него 47-я позиция, а в аналогичном списке «100 величайших научно – фантастических фильмов» - 56-я. Что уже говорит само за себя. Это была первая экранизация одноименного романа Джека Финни. В 1978 году был снят одноименный римейк Филипа Кауфмана с Дональдом Сазерлендом в главной роли, и «Похитители тел» Абеля Феррары в 1993 году. Последняя экранизация - «Вторжение» (2007), поставленная скорее по мотивам, так как первоисточник был переработан почти до неузнаваемости, в прокате провалился, в отличие от первых трех успешных экранизаций.
В сравнении с романом сценарий тут значительно переработали Дэниэл Мэйнуоринг и Сэм Пекинпа. Последний внес много изменений в сюжет, и даже снялся в эпизоде на бензоколонке в конце картины. Для режиссера Дона Сигела это был первый и единственный фантастический фильм в его обширнейшей фильмографии, если не считать работы в сериале «Сумеречная зона» (1963 – 1964). Позже Сигел называл его одной из любимых своих работ, хотя в копилке у него были такие кино – хиты, как «Грязный Гарри», «Блеф Кугана», «Два мула для сестры Сары» с Клинтом Иствудом, считавшего Дона Сигела своим учителем в профессии режиссера. Как и положено настоящей классике, этот фильм - вне времени. Ведь проблема равнодушия людей друг к другу, в социуме, остра как в прошлом, так и в настоящем.
В городок Санта-Мира, после нескольких недель отсутствия, возвращается врач – психиатр Майлс Беннел. Кажется, ничего не изменилось. Но в городке происходят странные вещи… Некоторые жители утверждают, что их близкие – это не они, а их точные двойники. Мальчик плача кричит, что мать – это не его мать и просит не отдавать его ей. Племянница не узнает своего дядю, хотя он похож на него, как две капли воды. Но это – не он! И такие случаи множатся, странная эпидемия началась в Санта-Мира. А через пару дней вдруг все исцелились чудесным образом, родственников воспринимают адекватно, спокойно. Хотя никто их не лечил. Казалось бы, все прекрасно… А вскоре доктор с друзьями находят необычные трупы, без всяких повреждений, в отличном состоянии и, самое главное, имевших облик… их самих. Вырастали эти тела из странных стручков, спрятанных в подвалах домов. А сформировавшись окончательно - заменяли собой живых людей, хозяев этих домов, пока те спали.
Клоны ничем не отличались от оригинала, копируя их до мельчайших подробностей, дублируя даже порезы и ссадины. Вот только они были лишены человеческих чувств - никаких эмоций. Ведь без них жить намного удобнее. Нет ненависти, злобы, зависти – значит, нет войн и ссор, просто тишь да гладь. Но ведь также нет и любви, дружбы, сострадания и сопереживания чужой беде и чужой боли. Именно эти чувства, движения души, делают человека – человеком, а раз их нет, значит, нет и самой души? Все спокойны, все довольны и все – равнодушны. В таком мире не нужно искусство, ведь оно – лишь способ выражения чувств. В картинах, поэзии, прозе, музыке, танцах, песнях… Какая драма, если нет страстей? Какая лирика, если не существует любви?
Холодный мир бесчувственных нелюдей - как результат инопланетного вторжения. Такое будущее ожидает Землю, и такая жизнь – всех людей на Земле. Мир, где человек – человеку даже не волк, а чурбан бесчувственный! Где каждому своя рубашка ближе к телу, не говоря уже о собственной шкуре. Мир, где никому никого не жалко, никто никому не дорог, никто никому не нужен. Где все – одинаковые. И нет ни мечты, ни веры, ни печали, ни горя. Ни своего, ни чужого. Нет понятия красоты. Есть только инстинкты. Как у животных. Как просто, оказывается, потерять человеческий облик – достаточно стать равнодушным.
- Все мы постепенно черствеем сердцем, грубеем… И только когда нам приходится бороться за то, чтобы остаться людьми, мы понимаем, насколько это важно для нас, насколько дорого.
И Майлс Беннел борется, вместе с Бекки. Они любят друг друга, а значит, они еще люди. Главное – не заснуть. Но это так сложно – не спать сутками напролет. И даже таблетки уже не помогают…
Очень сильна сцена в финале, когда Майлс Беннел мечется по шоссе между машинами, прося помочь ему уехать из города, и кричит об опасности, ожидающей всех людей на земле, а в ответ слышит лишь: «придурок», «недоумок», «пьянь», «пошел вон!». Или же водители молча объезжают его, как пустое место. Никому нет дела до человека, молящего о помощи. Он либо пьян, либо сумасшедший для всех. Эта сцена ставит очень острый вопрос перед зрителем:
«А может и в самом деле нас всех уже заменили на бесчувственные клоны, а люди этого даже не заметили?»
1 Мельник 22-06-2012 19:17
Мимо такого фильма я просто не в силах пройти. Серьезные награды, хвалебная рецензия, необычные для современного кино пришельцы... Пошел качать.
2 Dee-Dee 21-06-2012 11:05
Отличный фильм. Он был порожден параноидальной эпохой маккартизма, но тема человеческого равнодушия, к сожалению, актуальна в любые времена. Финальная сцена, действительно, очень сильная. Смотрела фильм давно, но до сих пор ее помню.
Стручки еще не всех переработали.
Мне также очень нравится фильм 78 года с Сазерлендом. Возможно, он мне нравится даже больше оригинала. Финальная сцена также незабываема.
Фильм Феррары показался мне слишком простеньким, но посмотрела его с удовольствием.
Фильм 2007 года с Кидман - бессмысленная трата времени.
3 Офисный Акул 20-06-2012 05:04
Ну раз ругаются значит ЭМОЦИИ ЕСТЬ. А нас никакикими алиенами не взять пьем курим и материмся в нашем теле пришелец не приживется...