ТРЕТЬЯ ВОЛНА ЗОМБИ

За последние десять лет, индустрия хоррор-фильмов претерпела значительные изменения. Традиционные приемы воздействия на зрителя – гнетущая атмосфера, резкие моменты, заставляющие подпрыгивать – впечатляют уже не так. Банальность перестает пугать, а кассовые сборы начинают падать. В свете этого, некоторые мэтры жанра уходят на покой или переключаются на другие жанры. Молодые же режиссеры ищут выход из положения. Одни стараются найти оригинальную идею («Пункт назначения»), другие доводят до предела количество пыток и насилия («Мученицы», «Хостел», «Пила»). Разумеется, не обходится и без пресловутого 3D. На фоне всей этой гонки за зрительским вниманием, начинает набирать силу сравнительно молодой жанр – псевдодокументальные фильмы ужасов. За рубежом их еще называют «мокьюментари» (от англ. «mock» - поддельный). Снятые за копейки, они, тем не менее, собирают приличную кассу, умудряясь конкурировать с известными франшизами, а порой и опережая их.

1. Немного истории

Первым мокьюментари по праву можно считать радиопостановку «Войны миров», сделанную известным американским режиссером Орсоном Уэллсом. Он обыграл мотивы романа Герберта Уэллса, оформив их как серию радиорепортажей о вторжении марсиан в штате Нью-Джерси. Постановка имела шумный успех, повергнув в панику тысячи американцев, поверивших в реальность инопланетного захвата.

В кино, попытки использовать элементы документалистики предпринимались неоднократно. В 1984 году американский режиссер Роб Райнер (известный фанатам хоррора по картине «Мизери») снял комедию «Это – Spinal Tap», представлявшую собой псевдодокументальный фильм о молодой глэм-рок команде, пародирующей сценические образы таких групп как «Kiss», «Queen» и «AC/DC». Именно Райнер ввел в обиход термин «мокьюментари», как фильм-насмешку (второе значение слова «mock» - осмеяние, посмешище). Спустя два десятилетия, название, данное жанру скорее в качестве шутки, стало на слуху у многих поклонников «документального» кино. В частности – у фанатов жанра хоррор.

2. Основные черты

Фильмы этого жанра внешне соответствуют документальным. Здесь нет профессионального монтажа, явных спецэффектов и известных актеров. Однако сюжет в таком кино представляет собой вымысел. Задача режиссера в данном случае – заставить зрителя поверить в реальность этого вымысла («Ведьма из Блэр», «Аполлон 18»). Некоторые, однако, используют приемы «документальности» (к примеру, когда съемка ведется на одну камеру, и оператор – активный участник действий), не претендуя на достоверность событий («Монстро», «Репортаж»).

Для придания достоверности, в такие фильмы приглашаются действительно существующие люди. Например, актеры в «Ведьме из Блэр» фигурируют под своими реальными именами и фамилиями – Хэзэр Донахью, Джошуа Леонард и Майкл Уильямс. Мало того, все рекламные ролики к этому фильму утверждали, что история, случившаяся в фильме, имела место в действительности, а исполнители главных ролей были объявлены «пропавшими без вести». Тот же самый прием применяется в «Паранормальном явлении» (во вступительных титрах кинокомпания «Paramount Pictures» выражает благодарность семьям главных героев за предоставление видеоматериалов, а в конце мы узнаем, что фильм посвящен «памяти Мики и Кэти») и в недавнем «Аполлоне 18».

Здесь возникает еще один термин, более благозвучный. Называется он «found footage» («найденная пленка»). Дескать, фильм, который вы смотрите, был смонтирован из материалов, найденных в штате Мэриленд, или районе, известном как Центральный парк, или еще в каком-нибудь месте. Последнюю «запись с материалами» якобы нашел сам Тимур Бекмамбетов на космодроме «Байконур» (интересно, кто бы позволил ему сделать фильм из «засекреченных материалов» и тем более выпустить его в широкий прокат?). Примечательно, что многие неискушенные зрители до сих пор верят в правдивость таких пленок. Так или иначе, это еще один «документальный» прием, кстати, довольно действенный.

Диалоги актеров в мокьюментари редко прописаны заранее и часто являются импровизациями. Как правило, режиссер лишь обозначает тему и основные ходы разговора, а актеры пересказывают их своими словами. В результате, мы слышим живую речь, как в жизни, насыщенную запинаниями, словами-паразитами и ругательствами. Это не может не подкупать. Потому что в критической ситуации редко кто будет спрашивать, откуда взялось неведомое чудовище, и зачем оно ест людей. Нормальный человек сначала выругается от неожиданности и постарается убежать в любое безопасное место. Вопросы будут потом.

Так как в фильмах этого жанра редко присутствуют дорогие спецэффекты (за исключением высокобюджетного «Монстро», но там затраты оправдывали цель – показать катастрофу эпического масштаба), часть действия может происходить за кадром. Например, мы не видим, как именно убивают определенного персонажа, но слышим удары топора, хруст костей и душераздирающие крики. Постановщик картины делает упор на воображение зрителя – и выигрывает.

Одна из самых впечатляющих сцен, иллюстрирующих данный пример – действия Кэти, одержимой демоном, в «Паранормальном явлении». В одной из концовок фильма мы видим, как девушка спускается вниз, в гостевую комнату, потом оттуда доносятся душераздирающие крики. Муж девушки бежит вниз, мы слышим, как кричит уже он, звуки борьбы, а потом вопль обрывается… Тишина. И спустя несколько секунд – шаги. Медленные, звучащие все громче и громче. Мы не знаем, что сейчас случится, и это пугает больше всего. Тело Мики влетит в камеру через пару мгновений, но мы боимся именно сейчас. Воображение подсказывает самые жуткие картины и образы… и это здорово. Таким образом, получается, что режиссер дает зрителю уникальную возможность – побыть творцом в фильме самому.

3. «Снимай все, черт тебя подери!». Период 1999-2007

Наверное, многие ожидают, что история хоррор-мокьюментари начнется с «Ведьмы из Блэр», фильма, успех которого до сих пор не дает покоя многим киноделам (еще бы – ведь каждый цент, вложенный в «Ведьму», принес доход в 10 долларов). Но мы начнем с первого фильма ужасов, где использовались приемы документальности – печального известного «Ада Каннибалов», снятого итальянским режиссером Руджеро Деодато в 1980 году. В фильме рассказывается о поисках пропавшей экспедиции, которая уехала снимать репортаж о последних каннибальских племенах. Убийства животных и людей, показанные в этой картине, выглядели так натуралистично, что многие зрители расценили «Ад каннибалов» как реальное снафф-кино. Впоследствии оказалось, что съемочная группа действительно умертвила мускусную крысу и черепаху для создания особо шокирующих сцен. В итоге Руджеро Деодато пришлось провести некоторое время под арестом, а потом скрываться от представителей общества прав защиты животных, которые всерьез угрожали ему смертью.

Несмотря на то, что «документальные» кадры появляются всего лишь со второй половины фильма, и то изредка, «Ад каннибалов» можно отнести, хотя бы частично, к мокьюментари. Вся картина пронизана репортажами и интервью, стирающими грань между вымыслом и действительными событиями. А лиричная музыка, то и дело звучащая в картине, только усиливала шокирующий эффект, контрастируя с дикими сценами племенных ритуалов. В любом случае, фильм снят на редкость правдоподобно. И уже здесь можно видеть зачатки приемов, которыми впоследствии пользовался режиссер «Ведьмы из Блэр» - интервью с родственниками и близкими погибших, «шокирующие кадры», смонтированные из двух пленок.

После скандального провала «Ада каннибалов» (фильм был запрещен к показу в 60 странах мира, войдя в историю мирового кинематографа как самый «запрещенный» фильм) в среде мокьюментари-ужасов почти на двадцать лет воцарилось затишье. А потом грохнула бомба под названием «Ведьма из Блэр».

«Ведьма» это хороший триллер, делающий упор на психологизм и воображение зрителя. В кадре нет ни убийств, ни расчлененки. Но происходящее на экране реально пугает – не «прыжками из-за угла», а ситуацией. По сюжету, в 1994 году трое студентов отправились в лес штата Мэриленд, чтобы снять документальный фильм о ведьме, которая похищает маленьких детей. Ребята оставили машину на обочине, и спустя некоторое время обнаружили, что не помнят дороги обратно. Через несколько дней они обнаруживают, что в лесу, кроме них, есть кто-то еще…

Режиссеры Дэниел Майрик и Эдуардо Санчез сумели передать всю безысходность положения, в которое попали студенты. Отсутствие пищи, благ цивилизации, неизвестное нечто, бродящее по лесу вокруг лагеря – весь этот арсенал абсолютно жизненных страхов был использован в картине. Но «Ведьма» не была бы столь успешной, если маркетологи не провели удачную рекламную компанию, объявив, что история «имела место в действительности». Был специально отснят фильм «Проклятье ведьмы из Блэр» - сборник интервью с друзьями и родственниками погибших. Отсутствие спецэффектов лишь добавило истории правдивости. Фильм считай открыл новую грань в хорроре, дав ужасу новое измерение – достоверность происходящего.

К счастью или сожалению, сиквел фильма не удался. «Книга теней: Ведьма из Блэр 2», снятая в 2000 году, была номинирована на премию «Золотая малина», в которой победила в номинации «Худший сиквел». Сами посудите: во второй раз на поиски ведьмы отправляются: парень, устраивающий развлекательные экскурсии связанные с печально известными событиями, готическая девушка, мнящая себя экстрасенсом и другая девушка, мнящая себя ведьмой. Продолжение было оформлено в виде обычного фильма, где присутствовали лишь элементы мокьюментари.

Кроме того, впоследствии появилась целая волна пародий. Самые яркие из них – сцена в первом «Очень страшном кино», осмеивающая монолог Хэзер, «Ведьма из Блэр: Секс версия», «Ведьма из Блэр: Фальшивка». Мало того, есть «Ведьма из Блэр на пальцах» (The Blair Thumb, 2002), где актеры были заменены пальцами, и даже «Хип-хоп ведьма» (Da Hip Hop Witch, 2000). Комментарии, думается, излишни.

В следующие семь лет, в жанре мокьюментари не было снято ничего выдающегося. Но в 2007 году, независимо друг от друга появилось целых три фильма – «Дневники мертвецов», «Репортаж» и «Паранормальное явление». Первые два из них – о живых мертвецах, причем «Дневники» снимал сам мэтр зомби-хоррора Джордж Ромеро. Его фильм, по признанию самого режиссера, «как бы начинает историю заново» - мы видим происходящее, которое снимает на камеру один из студентов. Если б не эта особенность, то фильм можно было причислить к рядовым ромеровским фильмам, ибо все они во многом похожи. Здесь есть все расхожие штампы, характерные для его творчества – укушенный человек, который позже становится мертвецом и набрасывается на друзей, полчища живых трупов, окруживших здание с героями и так далее. Если вам интересен такой «документальный» подход, и вы не смотрели хотя бы ремейки на «Рассвет мертвецов» или «Безумцев», то обязательно ознакомьтесь с этим произведением киноискусства.

«Репортаж» же – фильм, который принес новые идеи не только в мокьюментари, но и в зомби-хорроры. Снимали его режиссеры Жауме Балагуэро («Тьма», «Хрупкость») и Пако Пласа («Росоманта: охота на оборотня»). Начинается он вполне невинно – мы видим съемки передачи «Пока вы спите», ведущая которой вместе с оператором посещает пожарное депо и выезжает на ночной рейс. Документальная передача оборачивается кошмаром – бегом по узким лестницам темного дома, полного одержимых людей. Концовка оставляла задел на продолжение, и оно появилось в 2009 году. Вирус бешенства оказался демонической одержимостью, передающейся через слюну, а на борьбу с нечистью уже выступили спецназовцы во главе со священником из Ватикана.

Что интересно в «Репортаже», так это манипуляции с камерой. В первой части есть такие запоминающиеся моменты, как «потаенные съемки» (когда камеру просят выключить, но она снимает), обратная перемотка отснятого материала (вместо флешбеков). Во второй части происходящее снимается на три камеры, и мы поочередно видим каждую «точку зрения» на разворачивающиеся события. Что и говорить, режиссеры стараются сделать фильм интереснее для зрителей, и снимают уже третью часть.

Но самым успешным из этой троицы стало нашумевшее «Паранормальное явление», снятое Ореном Пели. Сюжет прост – девушка утверждает, что ее преследует злой дух, а ее парень покупает камеру, чтобы в этом удостовериться. Днем он снимает различные мелочи и быт, а ночью ставит камеру на штатив и идет спать. И если в первые ночи ничего не происходит, то потом события принимают зловещий оборот.

«Паранормальное явление» было снято за копейки в доме самого режиссера. Но потом фильм получил два продолжения (и, похоже, не собирается останавливаться на этом), два азиатских ремейка и несколько подражаний («Паранормальная сущность», «Искатели могил», «Дом Гейси»). В чем же особенность этой франшизы, сделавшая ее столь популярной?

Во-первых, в том, что привидения и полтергейсты – самая интересная тема для запечатления. Как известно, потусторонние сущности нашему миру не принадлежат, поэтому на пленке не проявляются. Но все-таки – а вдруг? Американцы уже издавна пытаются найти что-либо в «домах с привидениями», снимая различные передачи и игровое кино на эту тему. Орен Пели решил не показывать призрака, только его действия. На протяжении всего фильма мы лишь слышим различные «потусторонние» звуки, видим, как горит спиритическая доска, и как на белом порошке, насыпанном у входа, появляются чьи-то следы… С каждой новой ночью, обстановка все больше накаляется.

Во-вторых, нас пугают не монстры и кровища, а звуки. Многие не ходят на хоррор-фильмы из-за «всей этой кровищи». Здесь ее нет, но все-таки нас умудряются напугать самыми обычными вещами.

Ну и, в-третьих, мы видим, что несчастья происходят с самой обычной семьей. Мелочи быта, которые Мика снимает на камеру, дают нам забыть о том, что мы смотрим художественный фильм. Грань между вымыслом и реальными событиями стирается. И чем острее переживания за героев, тем сильнее боимся вместе с ними.

Так или иначе, успех «Паранормального явления», а затем и его продолжения, показал, насколько мокьюментари выгодны в плане окупаемости. Поэтому в следующие четыре года появилось еще несколько фильмов, попытавшихся повторить успех своего предшественника.

4. «Я сказал, выключи камеру!» Период 2008-2011

В 2008 году на экраны вышел фильм «Монстро» - эпический мокьюментари, в котором неведомое чудовище, вышедшее из океана вблизи Манхеттена, разрушает Нью-Йорк. Режиссер Мэтт Ривз показывает монстра частями – то исполинские ноги, раздавливающие машины на улице, то хвост твари. Полностью чудище мы можем увидеть только под конец фильма. Картина не претендует на правдивость. Она показывает нам, каким могло бы быть нашествие чудовища, окажись то в Нью-Йорке – городе, где камера есть у каждого третьего. Первые минут двадцать довольно сонные, но затем действие раскручивается. Мы не можем сказать, что будет дальше.

«Монстро» имел большой успех. И, если до этого термин «мокьюментари» был не особо известен, то после выпуска именно этого фильма, о псевдодокументальном кино заговорили все и сразу. На самом деле «Монстро» не очень интересный фильм, если говорить об информационной насыщенности картины. Да, в кадре постоянно что-то происходит. Но нам не рассказывают, откуда взялось это существо и его детеныши. Нет легенды – очень важной составляющей кино такого рода. Мы видим только экшн, из-за чего фильм попадает в категорию «посмотрел один раз и забыл».

«Четвертый вид», фильм, вышедший на экраны в следующем году, не является мокьюментари в полном значении этого слова. По сюжету, Милла Йовович играет роль якобы реально существовавшей женщины – доктора Эбигейл Тайлер. Происходящее на экране основано «на реальных записях» бесед с людьми, которых похищали инопланетяне. Периодически нам показывают «реальные» отрывки из этих самых записей, но в целом фильм остается художественным.

В прошлом году вышел очередной псевдодокументальный ужастик, «Последнее изгнание дьявола», творение некоего Дэниела Штамма. Название этого «шедевра», отсылает нас к небезызвестному фильму Уильяма Фридкина, снятого аж в 1973 году. В этом кино, история рассказывает о священнике, который, не имея веры, «изгоняет» бесов из банально психически нездоровых людей, превращая это все в шоу, за счет чего и живет. Он собирается снимать очередную передачу об экзорцизме, но сталкивается с трудным случаем – девочкой, которая, кажется, действительно одержима. Правда ли в нее вселился демон?

Несмотря на явную вторичность идеи, «Последнее изгнание» начинается весьма хорошо. Невероятно интересно наблюдать за священником, а также – за разоблачением его шоу. Ближе к концу, история теряет динамику, а хорошим финалом оно не может похвастаться вовсе. Возникает ощущение, что сценарист не знал, как завершить историю без банальностей, и написал первый попавшийся вариант, который пришел в голову. Поэтому фильм можно порекомендовать лишь фанатам фильмов об изгнании дьявола.

Ну и наконец, пару слов об «Аполлоне 18», фильме про последнюю экспедицию на Луну. Это редчайший пример того, как можно испортить действительно хорошую идею. Вместо того чтобы придумать толковое объяснение тому, что творится на поверхности нашего спутника, режиссер и команда сценаристов набрали кучу штампов из других фильмов – «Чужого», «Сквозь горизонт», «Паранормального явления» и «Ведьмы из Блэр». Здесь нет истории вообще. Герои мало разговаривают, и еще меньше строят предположений о том, что творится на Луне. В общем, это не самый интересный фильм рассматриваемого поджанра.

Как видно из статьи, псевдодокументальные фильмы родились в конце прошлого века, и развились в самостоятельный жанр к концу 2010-х. На данный момент фильмы «Репортаж» и «Паранормальное явление» превратились в франшизы, у каждой из которых намечается по два продолжения. Ожидаются сиквелы «Ведьмы из Блэр» и «Монстро». В будущем, планируется выход еще нескольких лент в этом жанре, но какими они будут – предсказать невозможно. В наше время становится все труднее удивить зрителя, тем более подписью «основано на реальных событиях» или «из этих записей был смонтирован фильм». Но, безусловно, жанр мокьюментари уже прочно занял свою нишу в хорроре, оставаясь площадкой для продвижения многих талантливых режиссеров.

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх