Приходит дракон / A Dragon Arrives!

Иран, 2016

Жанр: ужасы, детектив, приключения

Режиссер: Мани Хагиги

Сценарий: Мани Хагиги

В ролях: Амир Джадиди, Эхсан Гударзи, Гомаюн Жанизадех

Похожие фильмы:

Приходит дракон 

Иранские фильмы ужасов – явление редкое, а потому ценное. Не сказать, что ярлык «made in Iran» привлечет массу зрителей, но люди любопытные наверняка не пройдут мимо. Тем более, что в Сети творение Мани Хагиги сравнивают с картинами Дэвида Линча и полюбившимся многим сериалом «Настоящий детектив», а критики номинировали картину на премию «Золотой медведь» на Берлинском кинофестивале в этом году.

Есть в фильме Хагиги одна сцена, которая как нельзя лучше характеризует картину в целом. Один из главных героев приходит в дом к местным жителям в надежде получить ответы на свои вопросы. Ясное дело, тайн выдавать никто не хочет. Но вот хозяйка, кажется, решилась. Она отводит молодого человека в сторону и протягивает ему скрученный «косячок».

– Покури – говорит она.

– Покурить? – переспрашивает герой.

– Да, покури, иначе ты не поймешь.

Приходит дракон

Фильм сложен для восприятия, и на это есть несколько причин, которые справедливо можно назвать и особенностями картины, формирующими ее индивидуальность и самобытность. Во-первых, структура. «Приходит дракон» являет собой сплетение художественного и документального, где детально проработанные постановочные сцены сменяются псевдодокументальным интервью. К тому же, художественная часть так же неоднородна и складывается из похождений главных героев и их воспоминаний на допросе.

В центре истории три друга. Бабак – полицейский детектив, Бенам – геолог и Кейван – звукорежиссер. Что у них общего? Судя по всему, тяга к неизведанному, ибо это единственная мотивация, которая побуждает парней взяться за раскопки в проклятом месте и схлопотать при этом еще кучу проблем с тайной полицией.

Фильм начинается как классический детектив. Молодой, стройный, в костюме с иголочки и с идеально зализанной прической, детектив Бабак Хафизи приезжает на остров Кешм для расследования самоубийства одного политзаключенного. Покойный, как выясняется, был большим оригиналом: уже несколько лет добровольно жил на кладбище. О самом кладбище стоит сказать отдельно. Это пустыня, мертвая во всех смыслах этого слова, и растут на ней разве что надгробия. А изюминка места – корабль. Большой разрушенный корабль, который несколько веков назад ходил под парусами. Его покойный оборудовал в качестве жилища. Если верить легенде, то корабль притащили сюда две сотни пленных португальцев, которых здесь же обезглавили и похоронили.

Приходит дракон

Ценители и знатоки наверняка отметят хорошую работу оператора. Картинка тщательно выверена и порой носит явный эстетический характер. Но вот появляется арабская вязь с названием фильма, и нас выдергивают из 1964 года и чарующей пустыни. Если вы уже успели проникнуться и настроиться на «пустынную» тему, то эффект будет как обухом по голове. Настала очередь документалистики. Один за другим на экранах сменяются люди. Каждый о чем-то рассказывает, и не сразу поймешь, о чем. Здесь дело еще и в именах. Наш человек уже давно привык к Джонам и Биллам. А тут: Хараки, Хафизи, Хаддат, Халиме. И это только на букву «Х». Пока имя не ассоциируется с героем, с визуальной его составляющей, сложно понять, о ком идет речь. Вдобавок одного и того же человека называют то по имени, то по фамилии. В общем, приходится быть на чеку, чтобы не «выпасть» из истории.

Спустя какое-то время, мы возвращаемся на кладбище. Бабак уже понял, он приказывает похоронить тело на кладбище, а сам решает заночевать на корабле. Выполнив задание, один из рабочих говорит фразу, которая послужит толчком для последующих событий:

«Когда в землю закапывают тело, она открывает рот. Будет землетрясение».

Ночью происходит землетрясение… Стоит отметить, впрочем, что напугать Хагиги вас вряд ли удастся. Слово «ужасы» здесь, скорее, за компанию, а более уместной будет характеристика жанра «мистический детектив». Главный козырь фильма – атмосфера. Есть сцены, которые никак не назовешь страшными, но энергетика у них явно потусторонняя.

Приходит дракон

А где же дракон, спросите вы? Ведь о нем говорится в названии. Дракон – это то существо, которое якобы обитает под землей и порождает землетрясения. У американцев подобная идея еще в 90-х реализовалась в фильме «Дрожь земли». Но в Голливуде все конкретно: кровожадные червеобразные монстры под землей, и от них нужно спасаться. В иранской версии все образно и таинственно. Ждать дракона в кадре не стоит. Лишь одному из рабочих «посчастливится» увидеть это создание. «Странное существо с черной, как смола чешуей и глазами как раскаленные угли» – так новоиспеченный обладатель седой пряди опишет его и умрет. И знаете, что еще примечательно? Звук вылетал из открытого рта рабочего вместе с характерными щелчками, как будто внутри парня крутится бобина магнитофона. Помните, Линч в сериале «Твин Пикс» заставлял актеров читать текст задом наперед, а на монтаже прокручивал запись в обратном направлении. Мелочь вроде бы, но как-то не по себе от таких звуков.

Фильм оставляет много вопросов, интригует, интересничает и заигрывает со зрителями. Проблема в том, что не каждый найдет в нем ответы. Авторский символизм вряд ли удастся правильно понять после первого (единственного) просмотра. В этом отношении фильм, что называется, «фестивальный»: он заставляет думать, рассуждать, читать между строк, строить догадки и предположения. И если вы не прочь этим заняться, то полный вперед! Мертвый корабль посреди песчаного кладбища готов принять вас на борт.

Оставьте комментарий!

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

(обязательно)

⇧ Наверх