Приходит дракон / A Dragon Arrives!

Иран, 2016

Жанр: ужасы, детектив, приключения

Режиссер: Мани Хагиги

Сценарий: Мани Хагиги

В ролях: Амир Джадиди, Эхсан Гударзи, Гомаюн Жанизадех

Похожие фильмы:

Приходит дракон 

Иранские фильмы ужасов – явление редкое, а потому ценное. Не сказать, что ярлык «made in Iran» привлечет массу зрителей, но люди любопытные наверняка не пройдут мимо. Тем более, что в Сети творение Мани Хагиги сравнивают с картинами Дэвида Линча и полюбившимся многим сериалом «Настоящий детектив», а критики номинировали картину на премию «Золотой медведь» на Берлинском кинофестивале в этом году.

Есть в фильме Хагиги одна сцена, которая как нельзя лучше характеризует картину в целом. Один из главных героев приходит в дом к местным жителям в надежде получить ответы на свои вопросы. Ясное дело, тайн выдавать никто не хочет. Но вот хозяйка, кажется, решилась. Она отводит молодого человека в сторону и протягивает ему скрученный «косячок».

– Покури – говорит она.

– Покурить? – переспрашивает герой.

– Да, покури, иначе ты не поймешь.

Приходит дракон

Фильм сложен для восприятия, и на это есть несколько причин, которые справедливо можно назвать и особенностями картины, формирующими ее индивидуальность и самобытность. Во-первых, структура. «Приходит дракон» являет собой сплетение художественного и документального, где детально проработанные постановочные сцены сменяются псевдодокументальным интервью. К тому же, художественная часть так же неоднородна и складывается из похождений главных героев и их воспоминаний на допросе.

В центре истории три друга. Бабак – полицейский детектив, Бенам – геолог и Кейван – звукорежиссер. Что у них общего? Судя по всему, тяга к неизведанному, ибо это единственная мотивация, которая побуждает парней взяться за раскопки в проклятом месте и схлопотать при этом еще кучу проблем с тайной полицией.

Фильм начинается как классический детектив. Молодой, стройный, в костюме с иголочки и с идеально зализанной прической, детектив Бабак Хафизи приезжает на остров Кешм для расследования самоубийства одного политзаключенного. Покойный, как выясняется, был большим оригиналом: уже несколько лет добровольно жил на кладбище. О самом кладбище стоит сказать отдельно. Это пустыня, мертвая во всех смыслах этого слова, и растут на ней разве что надгробия. А изюминка места – корабль. Большой разрушенный корабль, который несколько веков назад ходил под парусами. Его покойный оборудовал в качестве жилища. Если верить легенде, то корабль притащили сюда две сотни пленных португальцев, которых здесь же обезглавили и похоронили.

Приходит дракон

Ценители и знатоки наверняка отметят хорошую работу оператора. Картинка тщательно выверена и порой носит явный эстетический характер. Но вот появляется арабская вязь с названием фильма, и нас выдергивают из 1964 года и чарующей пустыни. Если вы уже успели проникнуться и настроиться на «пустынную» тему, то эффект будет как обухом по голове. Настала очередь документалистики. Один за другим на экранах сменяются люди. Каждый о чем-то рассказывает, и не сразу поймешь, о чем. Здесь дело еще и в именах. Наш человек уже давно привык к Джонам и Биллам. А тут: Хараки, Хафизи, Хаддат, Халиме. И это только на букву «Х». Пока имя не ассоциируется с героем, с визуальной его составляющей, сложно понять, о ком идет речь. Вдобавок одного и того же человека называют то по имени, то по фамилии. В общем, приходится быть на чеку, чтобы не «выпасть» из истории.

Спустя какое-то время, мы возвращаемся на кладбище. Бабак уже понял, он приказывает похоронить тело на кладбище, а сам решает заночевать на корабле. Выполнив задание, один из рабочих говорит фразу, которая послужит толчком для последующих событий:

«Когда в землю закапывают тело, она открывает рот. Будет землетрясение».

Ночью происходит землетрясение… Стоит отметить, впрочем, что напугать Хагиги вас вряд ли удастся. Слово «ужасы» здесь, скорее, за компанию, а более уместной будет характеристика жанра «мистический детектив». Главный козырь фильма – атмосфера. Есть сцены, которые никак не назовешь страшными, но энергетика у них явно потусторонняя.

Приходит дракон

А где же дракон, спросите вы? Ведь о нем говорится в названии. Дракон – это то существо, которое якобы обитает под землей и порождает землетрясения. У американцев подобная идея еще в 90-х реализовалась в фильме «Дрожь земли». Но в Голливуде все конкретно: кровожадные червеобразные монстры под землей, и от них нужно спасаться. В иранской версии все образно и таинственно. Ждать дракона в кадре не стоит. Лишь одному из рабочих «посчастливится» увидеть это создание. «Странное существо с черной, как смола чешуей и глазами как раскаленные угли» – так новоиспеченный обладатель седой пряди опишет его и умрет. И знаете, что еще примечательно? Звук вылетал из открытого рта рабочего вместе с характерными щелчками, как будто внутри парня крутится бобина магнитофона. Помните, Линч в сериале «Твин Пикс» заставлял актеров читать текст задом наперед, а на монтаже прокручивал запись в обратном направлении. Мелочь вроде бы, но как-то не по себе от таких звуков.

Фильм оставляет много вопросов, интригует, интересничает и заигрывает со зрителями. Проблема в том, что не каждый найдет в нем ответы. Авторский символизм вряд ли удастся правильно понять после первого (единственного) просмотра. В этом отношении фильм, что называется, «фестивальный»: он заставляет думать, рассуждать, читать между строк, строить догадки и предположения. И если вы не прочь этим заняться, то полный вперед! Мертвый корабль посреди песчаного кладбища готов принять вас на борт.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх