DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Dura Lexx sed Lexx: из света во тьму

Первую часть статьи читайте в DARKER № 4'2015 (49).

 


Объективная статья с субъективными комментариями

Божественный Порядок разрушен. Приспешники Его Божественной Тени спрятались по углам и высунуться не смеют. Что делать теперь знаменитым героям, уничтожившим последнее Насекомое?..

Если бы речь шла действительно о героях, то, скорее всего, на этом «Лексс» и закончился бы. Но мы имеем экипаж «космической бабочки» в следующих лицах: слабоумный капитан Стенли Твидл, раба любви Зев, помешанная на сексе, и мертвец-убийца Кай... Ах да, ещё голова робота 790, тоже полоумная. Казалось бы, с такой компанией далеко не улетишь...

2. «Я уничтожил Вселенную!», или Лексс против Мантрида

Существует довольно категорическое суждение, что все остальные сезоны «Лексса», кроме первого, — полное днище. Всё же это немного не так. Если в первом сезоне каждый эпизод был интересен по-своему, предлагал какую-то новую идею, но вместе с тем работал и на общий сюжет, то во втором сезоне есть серии, которые можно считать откровенно проходными. Тем не менее, основная сюжетная линия, тянущаяся от первого эпизода к двадцатому, весьма интересна и даже пугающа.

Итак, в финале прошлого сезона корабль выскользнул в Тёмную Зону, уничтожив последнее Насекомое. Но его сущность не канула в небытие, и это становится толчком к развитию дальнейшиего сюжета. Насекомое всё так же стремится уничтожить человечество, а пока жив, например, экипаж Лексса, оно не может успокоиться. Обманом оно заставляет Стенли вернуть корабль во Вселенную Света, чтобы найти там Мантрида — величайшего биовизиря Божественного Порядка, который готовил в том числе и Убийц, подобных Каю.

Раба любви и мертвец спускаются на планету, где обитает Мантрид (Стен, как обычно, не собирается лезть неизвестно куда и остаётся на корабле), и оживляют там личинку Насекомого, в которую входит насекомая сущность. После сражения с ней Зев и Кай возвращаются на Лексс, а Стен приказывает взорвать планету. Насекомое уничтожено, и всё вроде бы хорошо, но... Сознание биовизиря, насекомая сущность и интеллект машины слились в единое целое. Теперь это странное существо, лишь отчасти являющееся Мантридом, одержимо идеей уничтожения человечества, а попутно — и всей Вселенной.

Несколько следующих серий проходят по одному сценарию: Лексс приближается к какой-либо планете, или космической станции, или кораблю, экипаж отправляется туда, знакомится с местным населением и их образом жизни, влипает в какие-либо неприятности и, вернувшись на Лексс, устремляется дальше. Часто после этого на планету, или космическую станцию, или корабль налетает Мантрид со своими «лапами» и уничтожает её/его.

Собственно, руки-роботы, которыми биовизирь пользовался, ещё находясь на своей планетке, и представляют наибольшую проблему. Они способны из любой материи производить себе подобных, и с каждой минутой, с каждой секундой их становится всё больше. А Вселенная — она, конечно, огромна, но не бесконечна. Так что, по всей видимости, её ожидает неутешительный итог...

Но до поры до времени Стен, Зев и Кай не подозревают, что Мантрид ещё существует. Вплотную с руками-роботами они сталкиваются только в двенадцатой серии, когда те проникают на корабль и рвут его на части, чтобы делать другие лапы Мантрида. Понимая, что биовизирь-насекомое-машина не успокоится, пока не уничтожит всю Вселенную, они бегут к её центру, туда, где изменяется сама реальность и откуда никогда никто не возвращался...

Между тем на самом Лекссе происходят перемены. Во-первых, несколько меняется состав экипажа: во второй серии сезона погибает Зев, но в третьей — снова возрождается, уже под несколько иным именем [см. субъективный комментарий № 5]. Во-вторых, в третьей серии на борт проникает плотоядное растение, которое и «производит» новую Зев. Сам бутон этого растения крепится где-то над капитанским мостиком, но может выпускать своего «агента», который внешне похож на обычного человека и может передвигаться в пространстве. Поскольку «агент» принял форму Лайкки [см. субъективный комментарий № 6], девушки из сна Стенли Твидла, то растение и назвали её именем. Отличительная особенность этого хищника состоит в том, что «агент» подготавливает жертвы к поеданию их бутоном.

Во втором сезоне мы узнаём больше и о самом корабле, и его строении. Например, туалет на Лекссе — о, это весьма интересное зрелище [см. субъективный комментарий № 7]! Кроме того, выясняется, что с самого времени побега с Кластера Стен и Зев не являются единственными живыми людьми на корабле — в его недрах до поры до времени прятался ещё кое-кто. А также туда попадали иногда и люди извне. Но что интересно: все, кто ни побывал на Лекссе, кроме капитана и его друзей, — все были убиты тем или иным способом.

Экипаж Лексса побывал во многих местах: на планете с единственным клочком суши среди бескрайнего океана, причём этот остров населён исключительно мужчинами; на планете, почва которой обладает удивительным свойством воскрешать мёртвых; в космической паутине; в странствующем театре Бруннен-Джи...

Во втором сезоне появляется и незабвенная Джиггерота — правда, только во сне Стенли, но тем не менее она очень опасна! В предпоследнем эпизоде сезона появляется ещё один колоритный персонаж: коварный биовизирь Брайзон, учитель Мантрида, который обещает команде Лексса помощь в противостоянии с бывшим учеником. Он даже, быть может, сумеет вернуть Кая к жизни!.. Брайзон по-настоящему отвратителен — он ведёт паразитический образ жизни, поскольку его тело уже практически мертво.

В последней серии происходит решающее столкновение Лексса и Мантрида. Практически вся масса Вселенной уже превращена в массу лап Мантрида [см. субъективный комментарий № 8]. Достаточно сложно представить себе целую огромную Вселенную, заполонённую руками-роботами, но от этого-то как раз и пробегают мурашки по коже. Экипаж Лексса — единственные живые существа, что остались в мире. И они тоже скоро будут переработаны в лапы Мантрида, и не останется ничего, кроме биовизиря-насекомого-машины и рук-роботов. А покончив со Вселенной Света, он ринется в Тёмную Зону, чтобы уничтожить и её тоже...

Да уж, изобрести такой способ разрушения Вселенной под силу не каждому писателю-фантасту... Но, как можно догадаться, Лексс, как и его экипаж, вновь избегает гибели. Светлой Зоны больше нет, и корабль устремляется во Вселенную Тьмы...

3. На девятом уровне, или Лексс против Огня и Воды

Существует мнение средней степени категоричности, что вторые два сезона «Лексса», в отличие от первых двух, — полное днище. Всё же это немного не так. Третий сезон стоит несколько особняком в стройной структуре «Лексса». Часть зрителей даже ценит этот сезон больше прочих.

Прошло четыре тысячи с лишним лет после того, как экипаж корабля впал в криосон, чтобы сберечь стремительно уходящие ресурсы. Лексс, закрома которого практически опустошены, лёг в дрейф — он уже не в состоянии лететь самостоятельно. Семьсот Девяностый раз в месяц проверяет, не достиг ли корабль какого-нибудь обитаемого мира, а Кай просыпается раз в год, чтобы следить за роботом и состоянием Лексса.

И вот, корабль кружит вокруг планет-близнов, соединённых тоненьким атмосферным мостиком. С одной из них на Лексс проникает некто Принц, который намерен разузнать, что это за «комета» кружит в небе его родной планеты.

Если во втором сезоне сериала противостояние команды Лексса и главзлодея Мантрида время от времени отходило на второй план, то в третьем Стенли, Зев и Кай будут постоянно сталкиваться с Принцем. Из серии в серию этот, как считают многие, лучший из всех злодеев, появлявшихся в сериале, будет строить козни нашим героям.

А в строительстве козней Принц весьма изобретателен. Ему помогает сама атмосфера планеты, которая известна под названием Огонь (планета-близнец называется Вода). Здесь практически нет воды и постоянно стоит страшная жара, так что человек и часа не выдержит, находясь на поверхности без защиты. Поэтому люди на Огне живут — или лучше сказать, выживают — в башнях-городах.

Вода, наоборот, большей частью покрыта океанами. Города располагаются на небольших островах, и люди в них живут, не зная забот. Отсюда произрастает извечный конфликт между Огнём и Водой. Принц, едва узнав, что Лексс может взрывать планеты, мечтает уничтожить Воду — и готов любыми средствами добиться своего. Он использует и метод кнута, и метод пряника, и прибегает к маскировке в надежде, что Стен и компания его не узнают...

Капитан был бы только счастлив улететь из этой системы подальше, но Лексс голоден, все его запасы истощены, а потому экипажу раз за разом приходится летать на планеты в надежде раздобыть для своей огромной стрекозы пропитание. Получается это у них неважно, и большую часть времени Стен, Зев и Кай проводят на планетах, а не на Лекссе.

Составлять мнение о третьем сезоне лучше всего после знакомства с ним целиком. Если вы посмотрите только одну серию из тринадцати, то вряд ли уловите смысл творящегося действа. Зато вся картина, охваченная разом, производит впечатление. Адская пустыня Огонь — и райский сад Вода (на котором, заметим справедливости ради, тоже особо не разживёшься). Здесь практически нет места шуткам: история с планетами-близнецами мрачна и полна философии, в основном — жёсткой и жестокой философии Принца и планеты Огонь.

4. Маленькая голубая планета, или Лексс против Земли

Существует наименее категоричная точка зрения из всех категоричных, что четвёртый сезон «Лексса», в отличие от остальных, — полное днище. Всё же это немного не так. Хотя, в поддержку этого мнения можно привести большое количество аргументов.

По сути дела, после достаточно серьёзного третьего сезона, авторы переворачивают всё с ног на голову и делают пародию. Лексс подлетает к Земле, планете тринадцатого типа, что уже само по себе не сулит ничего хорошего, да ещё находящейся в самой тёмной части Вселенной Тьмы. И экипажу Лексса предстоит иметь дело с обычными землянами, как-то: президент США, первая леди Банни, Папа Римский Женевьева Г. Рота (очередное воплощение незабвенной Джиггероты), а также прочие американцы, ньюфаундлендцы, трансильванцы, японцы...

Четвёртый сезон — это пёстрый весёлый калейдоскоп, где нашлось место перестрелкам в духе фильмов братьев Цукеров и Джима Абрахамса, возрождению в Зев ящерицы Кластера, обнаружению старых знакомых Кая по прошлой жизни Божественного Убийцы. На этом фоне Земля подвергается инопланетному вторжению злобных «морковок», за которым следует ещё более крупномасштабная атака. Здесь экипаж Лексса встретится со множеством ранее известных им героев: Джиггерота, Лайкка и другие. Ни в коем случае не будет забыт и Принц...

Смотреть четвёртый сезон стоит с осторожностью: во-первых, общий настрой повествования меняется, а во-вторых, серия серии — рознь. Скажем, есть такая совершенно безбашенная история под названием «Кошмар в летнюю ночь», которую выдержит не всякий. А есть и такой замечательный эпизод как «Игра», идея которого довольно необычна и интересна. Четвёртый сезон как никакой другой может вызывать споры о своём качестве, но истинных поклонников «Лексса» и он не разочарует.

«Лексс» — это не только пять лет на телеэкране, четыре сезона и шестьдесят один эпизод. Это — путь длиною в две Вселенные и больше чем четыре тысячи лет. Это — одиссея от ужасного, хоть и упорядоченного, Кластера в Светлой Зоне к не менее отвратительной планете тринадцатого типа в Тёмной Зоне.

Попробуйте хотя бы начать это путешествие вместе с бывшим охранником четвёртого класса, рабой любви и мёртвым убийцей (даже если последний — в криокамере). Вот увидите — вам понравится!

Bonus.

Краткие характеристики основных персонажей сериала:

Стенли Твидл, Зев. Стенли явно обладает некоторым жизненным опытом, что показывает, например, эпизод знакомства с Принцем. Если помните, Стенли старается представить Лексс как нечто банальное и безобидное. В частности, он не сообщает Принцу, что корабль способен уничтожать планеты. В то же время Зев, которая не имеет особого опыта реальной жизни в принципе и, кроме того, ведётся на «природное обаяние» подонка, выбалтывает всё и сразу, а потом ещё как минимум целую серию бухтит про то, какой Принц хороший, какие все мерзавцы, что его убили, и ваапще (слезы и надутые губки присутствуют). — А. М.

790. Во-первых, он стал куда невыносимее после принудительной «перезагрузки». Зев хоть отвечала ему забавно! А мертвяк просто тупо оставляет его на корабле. И от этого исходит «во-вторых»: эта грёбаная жестянка как нарочно устраивает остальной команде подлянки. Ведь это он подсказал Лекссу сожрать воздушные шары, среди которых находилась и мошка со всей командой — в результате Стен переживает крайне неприятный экспириенс, а роботообожаемый Кай вообще тонет к чортовой матери. А его «фокус» с попыткой подключения к неизвестно какой тушке (которая оказалась туловищем бывшего преступника)!? И ведь никому ничего не сказал, скотина электронная! Никто из команды в тот раз не погиб только по счастливой случайности.

То есть, жестянка — это такой матёрый сознательный вредитель, которого стоило выкинуть в космос ещё в самом начале путешествия, и оно, путешествие, то есть, глядишь, было бы куда безопаснее и приятнее. — А. М.

Лайкка. Это просто рояль в кустах. То есть, куст с роялем. То есть, куст, который сам по себе как бы рояль. Deus ex... (как там “куст” по-латыни?) с симпатичной мордашкой и неплохой фигуркой. Создаётся впечатление, что создатели её выпускали «на волю», когда им лень было думать над сценарием. И как только она появляется в кадре, нам уже известно, чем закончится данная серия. Впрочем, никто не жалуется, на девочку однозначно приятно посмотреть. И костюмчики у неё каждый раз новые. И Стенли радость, опять же. — А. М.

Джиггерота. Один из самых колоритных персонажей EVER! Даёшь больше Джиггероты!

Для начала, она просто офигенно выглядит! Да-да, комбез из человеческой кожи, встрёпанный причесон — но, блин, какая ж женщина, а?! Хотя, судя по некоторым моментам (откусывание руки Стену, например), она то ли совсем не человек, то ли не совсем человек.

Во-вторых, она отлично воплощена, актриса очень душевно отыграла её во всех проявлениях. (Вспомнить хотя бы королеву Гёрлтауна — вы думаете, это легко: играть одним лицом, без рук и тела вообще?!)

Кстати, на протяжении всего сериала, от появления к появлению, Джиггерота как будто эволюционирует. В самом начале — в тюремном транспорте и на конвейере на казнь — это такая «Эллочка-людоедка», которая говорит примитивами, ко второму появлению (на первом Бруннене) она способна на вполне себе выразительное соблазнение, пусть и по подсказке невкусных мозгов. Во сне Стенли — это уже такой матёрый философ, который знает, как ткнуть так, чтобы побольнее. И с очевидным (злым) чувством юмора — или, по крайней мере, иронии. Хотя, это можно приписать на счет Стенли. В конце концов, это его воображение. Правда, ко времени королевы Гёрлтауна всё снова немного скатывается в примитив, зато там эпичный костюм и прическа.

В принципе, её можно назвать интересным воплощением идеи родственности голода (и аппетита) сексуального и обычного. И сочетания опасности и привлекательности. — А. М.

Мантрид. Ну, Матрид, как и Его Божественная Тень, является скорее фоновым, вселеннообразующим элементом.

Во втором сезоне он, в общем-то, достаточно не интересен. Мантрид разбирает планеты. Всё. То, что он не уничтожает команду Лексса сразу, это скорее всего какой-то глюк в соединении человека, машины и насекомого. Никакой логики в этом нет, а объяснение, что это он так, мол, играется, звучит довольно слабо. Но есть подозрение, что, даже уничтожь он главгероев, судьба вселенной от этого не сильно бы изменилась. А вот сериал закончился бы, да.

Самое замечательное его выступление за весь второй сезон — это кубик с психоделическими фонами, орущий истерическим писклявым голоском: “I've destroyed the universe!”. Зато, с моей точки зрения, он полностью отыгрывается в третьем! Такое стильное чучело! А теперь, говорит, моя очередь бросать камни! И нарядец этот его... Жалко, что он так быстро кончился. Всё-таки Лазер [Дитер Лазер — актёр, исполнявший роль Мантрида] выглядит наиболее эпично, когда представлен целиком, тушка инклюдед. — А. М.

Принц. А вот Принца мы имеем много, иногда в неожиданных ракурсах.

Я так считаю, что образ Принца (хотя, правильнее всего было бы его перевести как “Князь”, потому что он определенно “Prince of Darkness”, “Князь Тьмы”, то бишь, мы же всё это понимаем, да?) как воплощения истинного зла удался на все сто. Это такое правильное, труЪ зло, не отравленное всякой романтической чушью в духе «силы, которая вечно желает зла, но вечно творит благо». Ради своих целей он притворится кем угодно, сделает что угодно, он будет с видом обиженного щеночка заверять, что ну уж на этот-то раз он правда-правда-правда, правда, взаправду, честно-честно, совершенно искренне говорит правду, и вообще он просто хотел, чтобы его любили... ахтысволочьневеришьнанананожомвпузо! (Хотя, за весь третий сезон он лично, кажется, убивает только собственных приспешников.) Симпатизировать ему невозможно. С другой стороны, находятся же идиотки, жаждущие страстных объятий всяких сидящих по тюрьмам отморозков типа Менсона или Рамиреза...

И знаете, он ведь не то чтобы особенно зверствует на экране. Или ёрничает. Или особо как-то измывается над окружающими — это скорее прерогатива Герцога (Вельзевул? Баал? — их слишком много, чтобы можно было так просто определиться; возможно, он является собирательным образом). Он в целом довольно флегматичный персонаж. У него есть, так сказать, работа. Он её делает. И всего делов. — А. М.

 

Рекомендуемые для просмотра серии (список составлен с упором на «тёмную сторону»).

1 сезон.

Всё, от начала и до конца.

2 сезон.

2.01 «Мантрид», 2.02 «Терминал», 2.03 «Лайекка», 2.06 «Суд над Стеном», 2.08 «Белая Шваль», 2.09 «791», 2.10 «Разбудите мертвеца», 2.12 «Норб», 2.13 «Сумерки», 2.14 «Пятна на Небе», 2.16 «Паутина», 2.17 «Сеть», 2.19 «Брайзон», 2.20 «Гибель Вселенной».

3 сезон.

Всё, от начала и до конца.

4 сезон.

4.01 «Маленькая голубая планета», 4.04 «Долой Стена», 4.05 «Ксевивор», 4.07 «Вальпургиева ночь», 4.08 «Влад», 4.14 «Прайм Ридж», 4.15 «Морт», 4.18 «Игра», 4.20 «Апокалексс сегодня», 4.21 «Вива Лексс Вегас», 4.23 «Лайекка против Японии», 4.24 «Йо Уэй Йо».

Субъективные комментарии:

№ 5:

Первоначально героиню звали Зев Беллрингер (Zev Bellringer), её роль исполняла Ева Хаберманн. После перерождения имя изменилось на Ксев (Xev), и её роль стала играть Ксения Зиберг. Впрочем, на произношении это никоим образом не сказалось: и «Zev», и «Xev» читаются как «Зев». Что же касается актрис, то не стихают споры, кто из них лучше справился с ролью. Надо полагать, обе сыграли Зев по-своему: Хаберманн — как красивую, романтически настроенную, но всего лишь куклу, а Зиберг — как более живой персонаж, но, по меткому замечанию Семьсот Девяностого, «космошлюху». Ещё я отметил интересную особенность: Хаберманн очень забавно бегает, а Зиберг вообще бегать не умеет. — Д. К.

№ 6:

Имя персонажа произносится как «Лайка», тогда как пишется: Lyekka. В русском переводе звучит: «Лайека» — видимо, чтобы избежать ассоциаций. В статье я решил употреблять «Лайкка». — Д. К.

№ 7:

В древние времена, когда «Лексс» показывали впервые на ТВ-6, я смотрел несколько серий. Все подробности из памяти стёрлись, остался только образ этого туалета — в немного изменённом виде, но в сути абсолютно точный. Плюс к тому, кажется, я видел серию и про мозговых червей, так как какие-то моменты всплывали в памяти при просмотре «Питающей Формы». — Д. К.

№ 8:

Лапы Мантрида могут превращать в себе подобных любую форму материи, но меня интересовало, как же они поступают со звёздами — ведь они и подобраться к светилу достаточно близко не смогут. В одной из серий сезона на этот вопрос был дан ответ. — Д. К.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Дмитрий 15-03-2020 17:35

    Великолепная статья на отличнейший сериал, который я еще в детстве полюбил! Как раз сейчас смотрю его снова. Эмоций не счесть, а таких сюжетов - не найти больше нигде, даже в книгах я ничего подобного не встречал.

    Учитываю...