ССК 2018

Baby, you can drive my car…

The Beatles

 

Где-то за городом очень недорого папа купил автомобиль…

Алла Пугачёва

Четырнадцать лет назад компьютерных игр выпускалось хоть и в избытке, но всё же не так много, как сегодня. Поэтому проекты, сколько-нибудь выделявшиеся над общей массой – благодаря уникальному геймплею, интересному сюжету, более качественной графике или некой особенной уютной атмосфере – становились Играми с большой буквы, о которых говорили все, и которые обрастали клонами. В 1997-м году Большой Тройкой, формировавшей облик игрового мира, были «Quake 2», «Diablo» и «Carmageddon». Российские игровые журналы писали об этих продуктах едва ли не каждый месяц – несмотря даже на то, что с момента их выхода проходило много времени. Факт, конечно, уникальный – но он легко объясняется тем, что в те времена по-настоящему большие, значимые и моментально захватывающие внимание игры составляли меньшинство от общего числа. Это сегодня масштабные проекты с закрученным сюжетом, великолепной графикой и великолепной боевой системой появляются раз по пять-шесть в месяц. В девяностые их выходило по три-четыре в год.

И вот как раз «Carmageddon» стала одной из таких игр-законодательниц конца девяностых годов. Концепция этого проекта, представлявшего собой экстремальные гонки на выживание, была настолько смелой и вызывающей, что о ней заговорили все – ну, конечно, все, кто о ней хоть что-либо слышал. Одним происходящее в «Carmageddon» безмерно нравилось, другие это столь же яростно осуждали. Но что же, собственно, там происходило?

Главными особенностями «Carmageddon» были ее циничность и жестокость. Вы могли выиграть раунд, просто финишировав раньше всех или же выведя из строя автомобили своих соперников. Но это на самом деле ерунда – подумаешь, разбитые машины. В игре существовал и еще один альтернативный способ прохождения. А именно – «убить всех людей»!

Да-да, в ней начисляли призовые баллы за эффектные расправы над пешеходами. В то время как, например, в одном из недавних хитов – «LA Noir» – нельзя сбить машиной человека, даже если очень захочется – в старой доброй «Карме» это только приветствовалось. Разрубил пополам зазевавшегося мужичка – получи бонус! Сделал это во вращении – получи двойной бонус! Прихлопнул, шлёпнувшись на них с разгону, сразу двоих или троих – получи специальную премию за множественное убийство! Чем эффектнее выглядели убийства, тем больше становились бонусы. Крики боли и брызги крови. И так – очень много раз подряд. Уничтожение всех пешеходов на локации позволяло закончить уровень досрочно, а их количество там могло доходить до пяти сотен. Само собой получилось так, что именно ради этой кровавой вакханалии люди, в основном, и играли в «Carmageddon». Ни одна другая игра, посвящённая автогонкам, не могла похвастать таким же уровнем популярности и количеством упоминаний в прессе.

Но если игровая пресса «Карме», в основном, пела дифирамбы, то вот газеты и журналы обывательского толка вовсю поднимали себе рейтинг, яростно обличая «жестокость в компьютерных играх». Эти крики стали раздаваться с тех самых пор, как графика в игрушках стала более-менее реалистичной, и не смолкают по сей день. Разумеется, «Carmageddon» стала удобной мишенью для обличителей всех мастей – будь то настоящие поборники морали, или же популисты, делающие себе политическую либо общественную карьеру на громких заявлениях. Это была ещё и самая скандальная игра своего времени, оригинальная версия которой была запрещена во многих странах. Например, в Германии официально можно было приобрести только отцензуренную версию «Carmaggedon», в которой живые люди были заменены на роботов. В родной Великобритании некоторое время продавался только вариант, где в роли пешеходов выступали зомби, исторгавшие при столкновении потоки зелёной крови. Всё бы ничего, вот только играть в это людям было совершенно неинтересно. Запретный плод сладок – существует даже легенда об одном предприимчивом немце, сколотившем целое состояние, провозя контрабандой в Германию из дикой пиратской России диски с оригинальной версией «Carmageddon» под видом справочников и энциклопедий.

В основе игры лежал сеттинг старинного научно-фантастического эксплотейшн-боевика «Смертельные гонки 2000», который, по иронии судьбы, стал одной из отправных точек в карьере ставшего впоследствии крупным кинодеятелем Сильвестра Сталлоне (за «Гонки» же актёр получил всего 700 долларов гонорара). Именно там соревновались между собой харизматичные гонщики на экстравагантных машинах. Изначально разработчики из «Stainless Games» планировали поместить действие своей игры в декорации другого культового дорожного боевика – «Безумный Макс». Но не смогли решить вопрос с авторскими правами на эту франшизу и вынуждены были довольствоваться ещё более винтажным и намного более трэшевым фильмом (достаточно сказать, что продюсером «Смертельных гонок» был не кто иной, как Роджер Корман). Ну а геймплей получившейся игры был трэшем в том смысле, который мы вкладываем в это слово, говоря о чём-то очень кровавом и жестоком. А теперь представьте себе – изначально разработчики собирались ограничиться гонкой на выживание с уничтожением вражеских машин, а за убийство пешеходов должны были начисляться штрафы. Лишь когда игра была уже близка к завершению, представитель компании-издателя, ознакомившись с ней, предложил ввести то, что впоследствии стало ее главной фишкой.

Кстати, стоит отметить один интересный факт: прообразом игры «Carmageddon» можно считать не только фильм «Смертельные гонки 2000», но и… сюрреалистическую сцену из романа Германа Гессе «Степной волк»! В одном из эпизодов этой книги, ставшей одним из наиболее значимых литературных произведений двадцатого века, главные герои развлекаются, разъезжая на автомобиле и давя насмерть людей. Нельзя не вспомнить в этой связи и о машине-убийце из романа Стивена Кинга «Кристина», которую, кстати, роднит с «Кармагеддоном» не только склонность отправлять людей на ужин к Дьяволу, но и красный цвет!

Успех оригинальной игры привел к тому, что «Карма» развилась в серию, и вслед за дополнением к первой части, озаглавленным «Splat Pack», в 1998-м году появилась вторая часть, носившая подзаголовок «Carpocalypse Now».  Принципиальных отличий от первоисточника в ней, впрочем, не наблюдалось. Улучшенная графика, новые персонажи (включая некоего Сильвестра Сталлиона – интересно, кто же послужил его прототипом?), новые машины, новый саундтрек, включающий бессмертные хиты от «Iron Maiden» – и много ещё чего нового, кроме каких-то принципиальных новшеств. Ах да, обязательным стало выполнение различных миссий – для того, чтобы открывать новые уровни и открывать новые автомобили (типа карьерного самосвала, который надо было уничтожить вместо босса). Но если первый «Carmageddon» совершил революцию в жанре, то второй был просто удачной эксплуатацией удачной идеи. Конечно, она тоже принесла не одну тысячу рублей, долларов и фунтов стерлингов игровым обозревателям, и конечно же, против неё вновь драли глотки разнообразные гражданские активисты. Но того же ажиотажа, что старшая сестра, вызвать уже не могла – по той простой причине, что нельзя войти дважды в одну и ту же воду.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что третья часть «Carmageddon» (вышедшая в 2000-м году и, в честь породившего серию фильма, носившая подзаголовок TDR 2000) прошла, можно сказать и вовсе уж незамеченной на фоне более свежих игровых проектов, не сумев и близко подойти к тем результатам, которые показывали её предшественницы. Не помогла ни усовершенствованная графика, ни откуда ни возьмись появившийся сюжет. Другие нововведения – типа ограничения во времени или агрессивных пешеходов – были холодно встречены даже ярыми поклонниками серии. Впрочем, корни такой неудачи могут лежать и в том, что разработкой третьей части занималась другая студия, а не «Stainless Games». В таких случаях и впрямь иногда теряется уникальная атмосфера – ну, проведём, скажем, параллель с фирменным блюдом знаменитого повара. Как бы там ни было, а дальнейших продолжений культовая серия не получила. Олдовые геймеры её, конечно же, не забыли и время от времени продолжали поигрывать, но вот более молодое поколение порой демонстрирует непростительное незнание истории виртуальных развлечений. «Stainless Games» после того невероятного успеха на долгие годы ушли в тень – ни одна из созданных ими впоследствии игр не получила столь же широкого признания, как «Carmageddon».

Так что, вероятно, самое время настало для «Кармы» напомнить о себе… что она скоро и сделает! Несколько лет назад авторы оригинальной идеи, те самые «Stainless Games», объявили о том, что начинают разработку четвёртой части автомобильно-кровавой саги, получившую название «Carmageddon: Reincarnation». Обещается, что этот проект увидит свет уже в текущем году. Конечно, ему будет сложно конкурировать с играми нового поколения, но, думается, он, в прямом и переносном смысле «выедет» на ностальгических чувствах олдовых геймеров. Хотя, не исключён вариант, что «Stainless» добавят в игру что-то принципиально новое, и ей удастся в полной мере вернуть себе былую славу, затмив конкурентов. Вот – новый поворот… и мотор ревёт… что он нам несёт… пропасть или взлёт… омут или брод – ты не разберёшь, пока не повернёшь.

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх