ХРАНИЛИЩЕ

Настоящий расцвет эксплуатационного кино — жанра, основанного на раскрутке популярных у публики тем, — пришёлся на 70-е годы. На экранах кинотеатров день и ночь крутились самые разнообразные «эксплотейшны» на любой вкус и цвет. Байкеры и крутые чернокожие детективы, зомби и ковбои — фильмы класса «B» готовы были предоставить десятки различных наименований на любую из этих тематик. Среди всех этих разноцветных жанров выделялся «Nazi exploitation», фокусирующийся на теме сексуального фетишизма на фоне символики Третьего рейха. В эту категорию попали знаменитые «Ночной портье» Лилианы Кавани, «Сало, или 120 дней Содома» Пьера Паоло Пазолини, «Салон Китти» Тинто Брасса… Но настоящим символом «Nazi exploitation» стала серия фильмов об Ильзе, свирепой и сексуальной надзирательнице в исполнении харизматичной Дайан Торн.

Историческая справка

Ильза Кох, также известная как «Красная Ведьма из Бухенвальда», реально существовала и вела свою деятельность в концлагерях Третьего Рейха. Она приходилась женой Карлу Коху, коменданту печально известного лагеря «Бухенвальд». Супружеская пара получила дурную известность благодаря своей жестокости по отношению к заключенным. Одним из развлечений Ильзы была прогулка по лагерю, включающая в себя избиение встречных заключенных и натравливание на них собак. По её приказам умерщвлялись заключенные с татуировками, с целью последующего изготовления из их кожи поделок вроде абажуров и перчаток. Официальная цель этих пыток была более приземлённой — помощь тюремному доктору Эриху Вагнеру написать диссертацию о связи татуировок и криминальности. После поражения Рейха муж Ильзы был казнён, но сама она была оправдана и сбежала. Позже Ильзу всё же арестовали и предъявили суду американские войска. В 1947 году её приговорили к пожизненному заключению, но вновь выпустили на свободу по причине недостатка улик. Это повлекло за собой протест общественности, после которого в 1951 году Ильза в очередной раз вернулась в тюрьму, где 16 лет спустя покончила с собой, в возрасте 61 года, повесившись в своей камере. Её тело было погребено в безымянной могиле.

Кровавые фантазии Третьего Рейха

Ильзаволчица СС / Ilsa, She Wolf of the SS

Канада, 1975

Первый фильм серии был снят всего лишь за девять дней в декорациях, ранее использовавшихся для съемок закрытого к тому времени сериала «Герои Хогана». Пусть его и пытались позиционировать как «основанный на реальных документированных событиях» (об этом даже сообщается в начальных титрах), концепция оставляет от реальной Ильзы Кох только её жестокий нрав, умело прикрытый медицинскими целями. Киношная Ильза же преследует несколько иные цели. Пленниц-девушек она пытает, а мужчин — вынуждает заняться с ней любовью. Практически во всех случаях секс с комендантшей заканчивается смертью узника — ведь Ильза не щадит тех, кто не способен её удовлетворить. Естественно, в сюжете появляется тот самый «избранный» узник концлагеря, бравый американский солдат, который поражает фрау Кох своими постельными талантами. Параллельно с ним Ильзе противостоит и одна из лагерных девушек, вдохновляющая своих приятельниц по несчастью на организацию побега. Девушка и американский солдат, следуя законам мира кино, влюбляются друг в друга и объединяются для сопротивления жестокой надзирательнице.

Актёрская игра не перепрыгивает планку фильмов уровня «B», но стоит отметить, что Дайан Торн в заглавной роли в самом деле хороша уже с первых кадров и свободно владеет характером своего персонажа. Её Ильза — опасная и опьянённая властью комендантша, которая поначалу может показаться ласковой и миролюбивой. Но когда она срывает с себя маску добропорядочности, под ней оказывается грозная богиня, гроза человеческого рода, которой неведома жалость и которой близка лишь боль. Феминистская философия Ильзы тоже весьма значима для персонажа — хоть она и наслаждается женскими мучениями, по её словам, «натренированная женщина может противостоять любой боли, которой не выстоит ни один мужчина». При этом она действительно посвящает свои исследования идеям Третьего Рейха и остаётся его преданным слугой до конца.

Восток — дело жёсткое

Ильза — хранительница гарема / Ilsa, Harem Keeper of the Oil Sheiks

США, Канада, 1976

Как несложно догадаться из названия, во второй части Ильза распоряжается в гареме властного арабского шейха Шарифа, встречая его новых секс-рабынь и обучая их быть полезными для удовлетворения эротических интересов хозяина. Пыточные сцены при этом никуда не исчезают — теперь они используются в сценах допроса Ильзой шпионов, работающих против шейха. Вскоре так же, как и в первой серии, на сцене появляются храбрые американцы, на одного из которых кладёт глаз и надзирательница. Разница в том, что теперь зрительские симпатии к концу фильма переходят к Ильзе, которая сама становится жертвой, а потом поднимает восстание против коварного Шарифа, плетущего придворные интриги.

В DVD-комментарии к фильму продюсеры честно признаются, что не стали утруждать себя объяснением чудесного воскрешения Ильзы после смерти в конце первой части, потому что «вряд ли кто-то вообще помнил первую часть». Для увеличения прибыли от проката они также решили смягчить показанные на экране пытки и убийства. Да, «Волчица СС» жестокостью не дотягивала до «Ада каннибалов» и уж тем более до «Подопытной свинки», но тем не менее была запрещена в нескольких странах, а такой запрет отнюдь не способствовал наполнению кошельков её создателей. Жанр тем временем скромно переехал из категории «Nazi exploitation» в более аккуратную эксплуатационную тему «Women in Prison», где и остался на протяжении последующих сиквелов.

Дом, в котором…

Ильзасвирепая тюремщица / Ilsa, the Wicked Warden

США, Германия, Швейцария, 1977

В Южной Америке Ильза становится главой реабилитационной клиники, среди пациентов которой — проститутки, нимфоманки и лесбиянки. По её воле девушки подвергаются самым разным телесным и моральным пыткам. Все их страдания записываются на плёнку, а позже продаются клиентам, готовым хорошо за них заплатить. В клинику по своей воле внедряется журналистка Эбби, желающая собрать компромат на жестокую хозяйку и заодно спасти свою сестру — одну из пациенток. Для своих целей он использует любовницу Ильзы Хуану (жену режиссёра фильма Лину Ромей).

Третий фильм об Ильзе поставил скандально известный испанский режиссёр Хесус Франко, в основном специализирующийся на вампирских хоррорах и направлении «sexploitation». Среди наиболее интересных его картин, к примеру, «Граф Дракула» 1970 года с Кристофером Ли (исполняющим роль графа уже в пятый раз) и Клаусом Кински. Выдающий по десять кинолент в год, Франко решил снять в Штатах фильм, вписывающийся в интересующую его тематику «Women in Prison». Отметив популярность первых двух фильмов о сексуальной надзирательнице, он пригласил на главную роль Дайан Торн, хотя речь в его картине шла вовсе не об Ильзе, а её имя было лишь использовано на американском постере для привлечения аудитории. В оригинале же фильм носит название «Грета — Дом без мужчин», и связывает его с основной франшизой лишь тематика насилия в женской тюрьме и желание режиссёра «срубить» денег с популярного источника. Тем не менее в серию фильм вписывается как влитой, отличаясь от двух предшественников лишь цветом волос Ильзы — здесь она предстаёт жгучей рыжей бестией.

Есть женщины в русских селеньях

Ильза, тигрица из Сибири / Ilsa the Tigress of Siberia

Канада, 1977

1953 год, ГУЛАГ. Ильза в привычном амплуа комендантши, но теперь с приставкой «товарищ», активно участвует в перевоспитании несогласных с идеями коммунизма. Работники лагеря — бородатые советские граждане — обожают свою начальницу и не упускают шанса развлечься с ней, как в плане выпивки, так и в более близком физическом взаимодействии. Конечно же, в лагере появляется «крепкий орешек» Якурин, которого Ильза обещает расколоть, вынудив полюбить советскую власть. Но её план рушится вместе с известием о смерти вождя и последующим закрытием лагеря. В следующий раз Якурин и Ильза встречаются в 1977 году, когда он, став уже тренером по боксу, заглядывает в канадский бордель. «Сибирская тигрица», оказавшаяся теперь владелицей заведения, и немедленно решает свести счёты с однажды ускользнувшим из-под её власти узником.

Четвёртый и финальный фильм о похождениях свирепой Ильзы поставил канадский режиссёр Жан ЛаФлёр, некогда работавший монтажёром на съёмочной площадке хоррора «Бешеная» самого Дэвида Кроненберга. От фильма зритель получит полный «русский комплект», включающий вечную зиму, шапки-ушанки, водку и товарища Сталина. Актёрская игра всех, кроме «тигрицы», просто кошмарна, и сюжет уже не просто высосан из пальца, а похож на чистую импровизацию. Но даже среди этой развесистой клюквы, танцуя под балалайку и заставляя суровых русских мужиков драться за неё, Ильза умудряется выглядеть грозно и сексуально — Дайан Торн и вправду была рождена для этой роли.

Влияние

Серия фильмов об Ильзе нашла отражение и в других произведениях. К примеру, в убойном треш-альманахе Роберта Родригеса и Квентина Тарантино «Грайндхаус», отдающем дань всевозможным «эксплотейшнам», можно наблюдать трейлер несуществующей картины «Женщины-оборотни СС», служащий более чем очевидной отсылкой к «Волчице СС». Режиссёр этого трейлера, рок-музыкант Роб Зомби ранее уже отметился треком «Living Dead Girl», также ссылающемся на франшизу о кровожадной надзирательнице. Садомазохистские замашки Ильзы пародировались в «Симпсонах», упоминались в «Калифорникейшн» и «Докторе Хаусе». Режиссёр скандального фильма «Кровососущие уроды» признавался, что при написании сценария к своему творению вдохновлялся сюжетом «Волчицы СС».

Серию фильмов об Ильзе можно было бы забыть и отнести к категории «дешёвого пыточного порно», если бы не одно исключение из правил эксплуатационных треш-картин, делающее её культовым явлением. Это — неподражаемая, суровая и желанная Дайан Торн в главной роли. Неважно, в какую страну мира её забрасывает очередной сиквел — эта дама не теряет железной хватки и продолжает быть грозой мужчин и женщин в любом обличии.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх