DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Эксперимент доктора

Остров доктора Моро / The Island of Dr. Moreau

CША, 1996

Жанр: ужасы, фантастика, триллер

Режиссер: Джон Франкенхаймер, Ричард Стэнли

Сценарий: Ричард Стэнли, Рон Хатчинсон

В ролях: Марлон Брандо, Вэл Килмер, Рон Перлман, Дэвид Тьюлис, Файруза Балк, Марко Хофшнайдер, Темуэра Моррисон

Похожие фильмы: «Планета обезьян», «Собачье сердце»

После авиакатастрофы над южными водами Тихого океана в живых остается только работник ООН Эдвард Даглас. В бессознательном состоянии его доставляют на удаленный остров. Человека, доставившего его, зовут Монтгомери. По специальности он — нейрохирург.

Вскоре Даглас узнает, что остров принадлежит ученому — доктору Моро, который здесь проводит страшные эксперименты над животными, меняя им генетические коды и пытаясь превратить их в подобие людей. Весь остров населен зверолюдьми. А чтобы держать их в подчинении, ученый ввел каждой особи специальный датчик, при желании доктора вызывающий у подопытного существа болевые ощущения…

Эту экранизацию известного романа Герберта Уэллса, уже третью по счету, с самого начала, казалось, преследовал злой рок. С первого же и до последнего дня съемок, на площадке не утихали ссоры, скандалы, разногласия и взаимные обиды. Что не могло не сказаться на качестве совместной работы и её итога – самого фильма. Экранизация Уэллса уже само по себе предприятие довольно рискованное, а в таких условиях, задача усложнилась значительно. Фильм, увы, получился слабым, был номинирован на «Золотую малину» в 1997 году по пяти номинациям: худший фильм, худший режиссер, худший сценарий, худшая экранная пара, худшая мужская роль второго плана, которую так и получил Марлон Брандо за роль доктора Моро. В том же году фильм был номинирован и на премию «Сатурн» как лучший научно-фантастический фильм и за лучший грим. Но ни одну из них не получил.

Ричард Стэнли давно вынашивал планы экранизировать этот роман, видя в главных ролях Марлона Брандо и Дэвида Тьюлиса, сам написал сценарий картины. Но продюсеры вместо Тьюлиса на роль Эдварда Дугласа взяли Вэла Килмера. Килмеру не понравился сценарий, он потребовал переписать его, но Стэнли был непреклонен, что обострило их отношения с самого начала. Килмер отказался от съемок, потом вернулся, потребовав увеличения гонорара, что было продиктовано успехом его двух предыдущих фильмов - «Дорз» и «Бэтмэн навсегда». Этот факт и вынудил продюсеров согласиться на его условия. Но в это время у Килмера как раз начался бракоразводный процесс с Джоанн Уолли-Килмер, из-за которого он решил поменяться ролями с Робом Морроу, игравшего Монтгомери, помощника Моро. Через несколько дней после начала съемок вспыхнул новый конфликт между Килмером и Ричардом Стэнли, в результате которого режиссерское кресло занял Джон Франкенхаймер. Снова был подвергнут исправлению сценарий, а сам Стэнли на съемочной площадке присутствовал в качестве актера, загримированный под одного из мутантов. Об этом почти никто не знал до самого конца съемок. Роб Морроу отказался сниматься после увольнения Ричарда Стэнли и на его место был взят Дэвид Тьюлис, которого с самого начала и хотел снимать Стэнли.

Джон Франкенхаймер, переписав сценарий, дал повод для новых конфликтов с Килмером и Марлоном Брандо, у которых были свои видения и версии истории, у каждого – свой вариант. Кроме того, Брандо был очень болен - прогрессировал диабет, и недавно покончила с собой его дочь, от кончины которой он еще никак не мог оправиться. Текст он запомнить не мог, ему диктовали его радионаушник, а когда терялась волна, Брандо нес всякую околесицу, которую слышал в тот момент, что выводило из себя и режиссера и группу в целом. К тому же перед самым началом съемок тайфун разрушил декорации, которые пришлось возводить снова. А Брандо был обеспокоен состоянием своего дома на острове возле Гаити, так же подвергшегося действию тайфуна, который был результатом испытаний французской атомной бомбы. Работать с ним было очень сложно, что приводило ко все новым конфликтам между Вэлом Килмером, Марлоном Брандо и режиссером. В результате, многие из состава группы до сих пор с ужасом вспоминают время съемок.

Рон Перелман, согласившийся сниматься ради того, чтобы поработать рядом со своим кумиром – Марлоном Брандо, также говорил о многочисленных трудностях. А Джон Франкенхаймер был настолько недоволен работой и характером Килмера, что поклялся никогда больше с ним не сотрудничать. Дэвид Тьюлис, который с самого начала мечтал об этой роли и возможности играть с Брандо, по ходу съемок, был настолько разочарован, что хотел уйти, но был связан контрактом. Он не любит говорить об этой своей роли и даже не пошел на премьеру фильма. Да и по самой картине можно заметить, что играет он без особого внутреннего накала. Просто удивительно, что при всех этих отрицательных факторах, фильм вообще был снят.

Видимо, многочисленные исправления, переписывания и переделки сценария, снесенные декорации, конфликты, перестановки и перетасовки актеров - съели намного большую часть финансов, чем предполагалось изначально. Возможно потому приходилось экономить на всем и тот же грим мутантов, очень похожий на грим в «Планете обезьян», особо не впечатлил. То, что для конца 60-х было удачей гримеров, во второй половине 90-х уже не выглядело настолько замечательным. Да и повадки мутантов были продуманы слабо. За исключением грациозной девушки – кошки Аиссы (вспомните яркий танец Файрузы Балк), остальные животные ведут себя одинаково: будь то гиены, гепарды, кабаны, собаки или обезьяны, скрещенные с ДНК человека доктором Моро, все они напоминают стаю обезьян и опять же отсылают к уже упомянутому фильму.

В несколько раз переписанном и искромсанном сценарии мало что осталось от романа Уэллса. Жестокий врач – экспериментатор Моро, каким он был описан в романе, в фильме превратился в странноватого и доброго чудака, мечтающего об идеальном мире, идеальном человеке в нем, в этакого ученого–гуманиста. Этому способствуют его костюмы и грим, якобы спасающий его от солнца, но вызывающий в памяти Андрея Бартенева. Хотя Марлон Брандо за эту роль был удостоен премии «Золотая малина» как худший актер второго плана, именно его образ получился самым ярким, выразительным и запоминающимся.

Если в первой половине фильма от актеров требовалась какая – никакая драматургия, то дальше все свелось к банальному экшену, причем не самой высокой пробы. В поведении персонажей иногда не хватало логики, сюжет получился неровным. Видимо, многострадальный сценарий не везде сходился краями.

Закон и порядок, основанные на страхе и боли, подчинение этому Закону, еще не делают зверя человеком. Даже если этот мутант наполовину человек. Моро – Отец и его слова и правила – Закон. Но когда нет Отца, кто тогда Закон? Насильственное подавление инстинктов не делает разумнее, гуманнее, добрее. Нет боли – нет закона! Нет контроля – нет закона! Нет сыворотки – наступает регрессия, возвращение в животное состояние. А для животных не существует человеческого. У них закон свой. Закон сильного. Закон стаи. Коктейль из разных ДНК еще не делает животных людьми. Умение ходить на двух лапах еще не делает зверя человеком.

- Отец, кто мы?

Комментариев: 8 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 MercyfulFate 20-08-2013 23:09

    С одной стороны, фильм какой-то детский, а с другой - тут довольно много ультранасилия и всякого уродства. И это вносит в фильм какой-то нелепый контраст. А вообще, если выкинуть из картины дурака-Килмера (в том смысле, что он сыграл здесь тотального дурака), мерзкие костюмы Брандо и маленького уродливого монстрика, то, быть может, вышел бы занятный трэш. Кстати, самый забавный момент, когда Тьюлиса "запирают" в его комнате, а он через секунду оттуда с лёгкостью выбирается и обнаруживает рожающего овцечела. Уэллс горько плачет в сторонке.

    А лучшая роль Килмера была в "Дорзах", да. Видимо Оливер Стоун может заставить сносно играть даже самых ленивых актёров.

    Учитываю...
  • 2 Мельник 24-04-2012 23:04

    Да уж, и такое бывает. Может, действительно, лучше бы и не досняли этот фильм, а то только на малину напоролись.

    И да, откуда инфа про тайфун из-за французской атомной бомбы?

    Учитываю...
  • 3 Александр Подольский 20-04-2012 20:14

    Смотрю я на тутошнего Килмера и еще больше ужасаюсь от того Килмера, которого мы видим сейчас в разного рода сомнительных проектах. Как можно было так себя запустить?

    Учитываю...
    • 4 Парфенов М. С. 20-04-2012 22:44

      Фильм Франкенхаймера недалеко от нынешних фильмов Килмера ушел (правда вот, в "Между" он у ФФК снялся). А в лучшей форме был, наверное, в "Бэтмене навсегда")))

      Учитываю...
      • 6 dmitrythewind 21-04-2012 00:53

        Насчет "лучшей формы" - я голосую за "Doors". Он там еще и пел так, что от Моррисона не отличить!

        Учитываю...
  • 7 Пётр Перминов 20-04-2012 17:05

    А мне фильм в свое время очень даже понравился... Только хотел бы спросить у вас, откуда она взяла информацию про "тайфун, который был результатом испытаний французской атомной бомбы"?

    Учитываю...
  • 8 Надежда 20-04-2012 02:10

    Я помню этот фильм. *facepalm* Но его история несколько объясняет неудачу. Воистину 33 несчастья.

    Учитываю...