Зона ужаса

Зеленый ад / The Green Inferno

Чили, США, 2013

Жанр: ужасы, триллер

Режиссер: Элай Рот

Сценарий: Гильермо Амоедо, Элай Рот

В ролях: Лоренца Иззо, Ариэль Леви, Дэрил Сабара, Кирби Блисс Блэнтон, Магда Апанович

Похожие фильмы:

  • «Ад каннибалов» (1979)
  • «Белая богиня каннибалов» (1980)
  • «Первобытные» (1980)
  • «Режь и беги» (1985)

Элай Рот  один из лучших «молодых» режиссеров, работающих в жанре ужасов. Молодых, разумеется, по сравнению с классиками, вроде Джорджа Ромеро, Брайана Юзны или Руджеро Деодато, в любви к творчеству которого Рот не раз объяснялся. Если помните, то в его легендарном «Хостеле 2» Деодато появился в небольшом камео, обозначенном в титрах «итальянский каннибал». Завершающим штрихом в декларированных симпатиях Рота к творчеству итальянца и стал «Зеленый ад»  первый за пару десятилетий фильм, который попытался возродить традиции «каннибальского кино».

Этот поджанр хоррора, один из самых скандальных и запретных, снимали в основном в Италии, хотя известны испанские образчики жанра и даже… филиппинские. Расцвет такого рода фильмов был недолгим, но громким, спору нет: тот же Деодато успел отбить бюджет «Ада каннибалов» за несколько дней. И  тут же оказался под судом: в некоторых странах его шедевр был под запретом на протяжении целых десятилетий.

Надо понимать, что под условным термином «каннибальское кино» скрывается далеко не любой фильм о людоедах: «Молчание ягнят» к этому поджанру не относится. В качестве каннибалов здесь обязательно выступают племена дикарей  Амазонки или Африки, не важно. Самое интересное, что с точки зрения структуры сюжета каннибальское кино вообще нельзя отнести к хоррору: это чистой воды приключенческое кино, наследующее традиции Фенимора Купера и Жюля Верна. Фабула сводится к тому, что кто-то попадает в беду в джунглях  и либо мы наблюдаем его собственные страдания, либо злоключения тех, кто отправился ему на выручку. Сутью и сердцем этих фильмов всегда было столкновение цивилизованных людей и дикарей, живущих «на лоне природы»: как правило, но необязательно, дикари оказывались кровожаднее и страшнее.  К «ужасам» эти фильмы относили из-за подробных и зачастую весьма убедительно снятых сцен каннибализма, насилия над животными, а также сексуальных извращений и изнасилований. Более того, убийства животных в некоторых случаях не были спецэффектами: зверей из джунглей и правда убивали и поедали прямо перед камерой  достаточно вспомнить сцену с черепахой из фильма Деодато. Он, кстати, позднее даже извинялся за эти эпизоды. А на DVD выпускались сразу две версии фильма  в одной из них эти сцены были выпущены.

Теперь, понимая, какой именно жанр был намерен вернуть на киноэкраны Элай Рот, мы можем перейти к обсуждению непосредственно его нового фильма.

Начнем с названия, в котором, волею судьбы, уже заметна вся двусмысленность нового проекта. «Зеленый ад»  рабочее название уже не раз упомянутого «Ада каннибалов» (Cannibal Holocaust) Руджеро Деодато: свирепого, умного и чрезвычайно жестокого фильма. Но одновременно под этим названием в англоязычных странах прокатывался фильм Антонио Климати, также известный как «Natura contro» или «Paradiso infernale» (1988): картина, снятая на закате жанра, временами красивая, но довольно сумбурная и беззубая  достаточно сказать, что при формальном следовании канонам жанра в том «Зеленом аде» вообще не было сцен каннибализма. Где-то между этих двух крайностей и прошел Элай Рот: животных в его фильме не обижают, женщин на экране не насилуют, но каннибализм все-таки показан. Причем, опять-таки, не особенно подробнее или ужаснее, чем в классике жанра. Если честно, то «Зеленый ад» может шокировать своим содержанием, но никак не его графической подачей: и в современных, и в классических хоррорах были гораздо более жуткие сцены. Более того, сильнее всего воздействие картины в «бытовых» эпизодах: вот мясо буднично готовят к приготовлению, но зритель, знающий, что это за плоть, оказывается шокирован сильнее, чем во время предыдущей сцены расчленения заживо. Запоминается и кадр с маленькой девочкой с оторванной ногой очередного «обеда» в ручках  она вылезает из «кучи-малы» занатятых дележкой соплеменников.

Любопытно, кстати, что, если верить рассказам авторов фильма, то дикарей в «Зеленом аде» играло настоящее амазонское племя, ранее никогда не запечатленное на пленку. Более того, до приезда съемочной группы они вообще не знали, что такое кино и никогда не видели ни одного фильма. Элай Рот, пытаясь объяснить, что от них понадобится, продемонстрировал им свой любимый фильм ужасов… Правильно, «Ад каннибалов». Будущие кинозвезды посмотрели его с удовольствием, но сочли комедией. Чувство юмора у них вообще своеобразное: к примеру, дети племени посчитали, что кидаться в актеров детенышами питонов  это смешно. К счастью, голливудские гости не знали, насколько этот вид змей опасен  и, к еще большему счастью, рептилии никого не покусали. Зато от укуса жуков одна из актрис пострадала.

Как бы то ни было, провокационность фильма Рота таится вовсе не в кровавых сценах, а в идейном содержании фильма и довольно любопытной игре смыслов. Здесь нет ни однозначных злодеев, ни героев. История начинается с попытки правых активистов помешать строительству в джунглях, ради которого будет уничтожена деревня амазонских дикарей  вместе с ее обитателями. «Леваки» летят в Перу, приковывают себя к технике на стройплощадке и транслируют свои протесты в Интернет. Только камеры удерживают частную армию карателей, охраняющую стройку, от расправы над идиотами (режиссер изначально показывает этих акционистов без всякой симпатии)  их грузят в самолет и отправляют куда подальше. Полет прерывается катастрофой и те, кто выжил, оказываются в распоряжении дикарей  тех самых, в пользу которых они выступали, видимо. То есть, противопоставление здесь строится не по оси «цивилизованные люди и каннибалы», а гораздо более сложным образом: активисты-идиоты, наемники-каратели, девочка из богатой семьи, идеалистка, сдуру примкнувшая к «левакам». Среди самих главных героев тоже нет особого согласияя. При этом главная героиня довольно жестко обходится в финале с предводителем всей их группы и, более того, встает, в определенном смысле, на сторону дикарей. Объяснить финал, не прибегая к суровым спойлерам довольно сложно, но он неоднозначен. Зрители уже спорят о том, что именно происходит в последние минуты картины. И, кстати, имейте в виду: примерно в середине титров нас ждет дополнительная сцена.

В целом, суть такова: если вы ждете жанрового откровения — можете смело пропускать этот фильм. Он  объяснение в любви к жанру, давно сошедшему с экранов и попытка его воскресить. Именно поэтому, видимо, «Зеленый ад» не лучше, и не хуже, а примерно такой же, как снимали в те годы: уступающий грандиозному прародителю, но любопытный в тех или иных аспектах. 

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх