Эпидемия — это не всегда вирус, который удачно мутировал и теперь косит беззащитных людишек направо и налево. В истории есть немало примеров эпидемий психических, когда огромное количество людей подвергалось одним и тем же психозам, галлюцинациям и прочим душевным недугам.

Дисклеймер

Не стремясь оскорбить чувства верующих, стоит заметить, что подавляющее большинство заметных психических эпидемий были связаны с религией и происходили в средневековой Европе, где власть церкви была почти абсолютной. Давайте скажем, что это были темные во всех отношениях времена, и не будем вспоминать, например, Джонстаун и другие подобные случаи.

Впрочем, стоит также отметить, что массовые психозы чаще случались в тяжелые годы и почти всегда одновременно со вспышками чумы. А чума атаковала то одну, то другую европейскую страну каждые несколько лет с XII по XIX века. Знаменитая Черная смерть — всего лишь самая мощная, но никак не единственная эпидемия чумы.

Эпидемия в кавычках

Конечно же, психические эпидемии вызваны не бактериями или вирусами. Все это у нас в голове. Массовые помешательства возникали благодаря насаждаемым в народе легендам, суевериям и идеям. Если говорить широко, то всю древность и средневековье можно назвать затяжной психической эпидемией. Люди на самом деле верили в высшие силы. Если бы вы попробовали сказать викингу, что Тора не существует — он бы убил вас на месте, потому что своими глазами видел бога, который бился рядом с ним. Галлюцинации, в том числе массовые, которые принято называть видениями, в древности и средневековье посещали людей постоянно — об этом говорит, например, Сабин Бэринг-Гулд в своей книге «Мифы и легенды Средневековья». Вера людей была столь сильна, что они на самом деле видели то, чего никогда не существовало, или просто принимали желаемое за действительное. Даже Жанна д’Арк начала свой славный путь благодаря видению.

Поэтому не удивительно, что когда умом одного или нескольких овладевала особо сильная, заразительная идея — сотни и порой тысячи людей корчились в припадках, плясали сутки напролет или шли на смерть, восторженно смеясь. Большинство таких эпидемий заканчивались довольно быстро (что для тех времен обычно означает пару десятков лет). А некоторые, замыкаясь внутри какой-то группы или территории, объединяли людей в секту и могли продолжаться несколько веков.

Ну а некоторые идут уже тысячи лет и не собираются заканчиваться.

Вялотекущие эпидемии

Конечно же, мы не имели в виду организованные религии. Речь шла о таких вещах, как, например, одержимость. В наше время она уже не имеет массового характера, однако, начиная с самых ранних времен, люди верили, что их тело может стать прибежищем духов и демонов. Чересчур внушаемые люди и настоящие шизофреники не сомневались, что внутри них сидит темный дух. Об одержимости и экзорцизме не раз упоминается еще в Библии.

Благодаря книгам и фильмам ужасов, мы с вами хорошо знакомы с одержимостью и ее симптомами. Бесноватые изгибаются, как гуттаперчевые люди, яростно выкрикивают ругательства на языках, которых никогда не знали, мастурбируют распятием и вообще теряют всякий контроль над собой.

Для современной науки одержимость сочетает симптомы множества расстройств, которые могут проявляться как все сразу, так и по отдельности. В Средние века, конечно же, никто их не разделял, и к одержимым относили чуть ли не всякого помешанного, а также эпилептиков. Если обряд экзорцизма не помогал (да и проводился он не всегда), больных жестоко пытали и казнили.

Массовые эпидемии одержимости случались регулярно. Не всегда это была именно одержимость в классическом представлении — чаще ей оказывалась так называемая судорожная эпидемия. О самой известной из них — пляске святого Витта — мы поговорим чуть позже.

Ведьмовство и порча — тоже широко известное «заболевание». В средневековье (да и сейчас) многие считали, что их беды вызваны сглазом и черной магией. Быстро находили и виновных, а потом быстренько забивали их камнями или жгли на кострах. Что характерно — довольно часто в церкви добровольно являлись не только жертвы, но и сами ведьмы и признавались в колдовстве, сношениях с дьяволом и прочих дерзких преступлениях. Интересны и случаи, когда человек сначала считал, что его околдовали, а только потом начинал болеть.

Огромный размах такое самовнушение получило во времена Большой охоты на ведьм, то есть в XVI—XVIII веках. Сотни мужчин и женщин являлись на суд инквизиторов, чтобы признаться в связи с преисподней. Не все они были казнены, некоторым за добровольную явку просто ставили клеймо или вообще отпускали просто так.

Отдельно хочется выделить такую вещь, как ликантропия, или звероодержимость. Все мы знаем, кто такие оборотни, и знаем, что их не бывает. Конечно же, в древности и средневековье люди были свято уверены, что они есть на самом деле. О последствиях вы уже догадались. Благодаря самовнушению и/или психическим болезням человек начинал считать себя зверем. Пресловутое полнолуние было необязательно — в разных культурах и в разные времена превращение в зверя могло быть связано с каким-нибудь знаменательным днем или природным явлением.

Любопытны несколько вещей: чаще всего оборотни, в том числе массово, появлялись в регионах, где было развито скотоводство и люди часто страдали от нападений диких волков. Еще более интересный факт: человек не всегда превращался в волка. В Европе это обычно был именно он, в России — волк или медведь («Морозко» помните?), в Азии — тигр, и так далее. Обо всем этом говорит уже упомянутый нам Бэринг-Гулд в своей «Книге об оборотнях».

Если одержимых иногда пытались лечить, а ведьм не всегда казнили, то с ликантропами неизменно жестоко расправлялись. Оно и понятно: уверенные в своей звериной сущности люди и вели себя как звери. Они убивали скот и людей, и пожирали тела, разрывая их руками. В одном из трудов шведского церковника XVI века Олафа Магнуса рассказывается, что в ночь перед Рождеством оборотни собираются в группы, вламываются в дома, убивают и пожирают всех людей и животных, выпивают все запасы меда и пива, а «бочки составляют одна на другую, чтобы было понятно, что это не просто волки».

Как видно, даже мнимые хищники любили собираться в стаи. И если одержимые никому не наносили вреда, разве что оскорбляли своим поведением, то оборотни были страшной и реальной угрозой, так что с ними не церемонились ни стража, ни простой народ.

Уничтожь плоть свою

От эпидемий, что поражали средневековый мир постоянно, перейдем к более очерченным временем. Одна из самых интересных — движение флагеллантов, то есть бичующихся. Когда в начале XIII века в Италии стали популярны речи о скором конце света и том, что всем пора покаяться, и возникло это движение. Паломники, одетые в одни только юбки (по другим данным — лишь подпоясанные ремнем) или вообще нагие, ходили по дорогам Европы и хлестали себя кожаными плетьми. Хвосты у плеток могли быть разными — от простых полосок до усиленных узлами, металлическими шариками или шипами. Флагелланты нещадно избивали себя, пока «кровь ручьями не начинала течь по ним» ради того, чтобы господь отпустил человечеству его грехи.

Не только плетки использовали эти люди для умерщвления плоти. Они были упрямыми аскетами, не признавали никаких удовольствий. Спать с женщиной? С ней нельзя даже разговаривать! А уж голод, и так привычный большей части тогдашнего народа, стал для флагеллантов еще одним приятным наказанием. Только самая грубая пища и только лишь затем, чтобы не упасть в обморок, когда будешь идти и с молитвой истязать свою бренную плоть. Иногда они брали с собой в путь тяжелые камни или огромные кресты и несли их, пока не падали от усталости. А отдохнув, вставали и шли дальше.

Несмотря на все эти ужасы, флагелланты пользовались уважением в народе. Считалось хорошим тоном накормить и приютить истерзанного пилигрима. Оно и понятно — ведь эти люди отсрочивают конец света и страдают за всех нас, будто сам Иисус Христос! Во времена Черной смерти движение неслыханно усилилось, и по дорогам ходили целые процессии истекающих кровью людей.

Однако со временем церковь стала осуждать флагелланство, и в середине XIV века папа Римский издал буллу, запрещающую самобичевание. Такое развлечение отнял у народа.

Молитвы и пляски

В южной Германии стоит статуя святого Витта. Существовало поверье, что если станцевать перед этой статуей на именины святого (а иные танцевали в любой день), то можно обрести здоровье. В конце XIV века эти танцы вдруг стали массовыми и заразили всю Германию, а потом разошлись и по другим европейским странам. Люди кружились на улицах в гигантских хороводах, бились в конвульсиях и бредили.

Церковь была совсем не против этой эпидемии. Святого Витта называли покровителем плясунов, их поддерживали на службах и в проповедях, да и сами священники наверняка нередко принимали участие в плясках. Когда больные решали в очередной раз взорвать танцпол, для них даже начинали исполнять музыку. Все это, само собой, только усугубляло тяжесть болезни и ее распространение.

В настоящее время считается, что пляской святого Витта была эпидемия хореи. Это заболевание, которое, в частности, вызывает судороги, похожие на безумный танец, вовсе не психическое, а вирусное и передающееся по наследству. Однако можно с уверенностью утверждать, что хореей была больна только часть людей — скорее всего, лишь те, кто начал эпидемию пляски, — ведь вирус хореи не заразен (и не все ее виды вызываются вирусом, некоторые врожденны). Так что большая часть людей присоединилась к настоящим больным только благодаря (само)внушению и одобрению церковных властей. Однако название «пляска святого Витта» до сих пор считается синонимом научного названия болезни.

На Руси подобный недуг получил название «кликушество». От слова «кликать» — наши больные (чаще всего это были женщины-крестьянки) не просто бились в судорогах, но и издавали при этом ужасающие крики. Кликушество — это не хорея, а разновидность истерических припадков.

Считалось, что в больных вселяется злой дух, да не просто так, а в результате порчи. Не повезло тому, чье имя кликуша могла выкрикнуть в припадке — несчастного судили по обвинению в колдовстве. А русский церковный суд, согласно книге «Православная инквизиция в России» Ефима Грекулова, был не менее жестоким, чем испанский. Впрочем, это уже отдельный разговор.

Самих кликуш отчитывали, то есть проводили обряд экзорцизма. Но припадки и так быстро прекращались. Петр I в свое время издал указ, по которому и самих кликуш надо было допрашивать под пыткой — мол, большинство из них просто хотят очернить нелюбимого соседа.

Эпидемии кликушества случались несколько раз в XVII—XVIII веках, как у нас, так и в Европе.

Крестовый поход детей

Одна из наиболее ужасающих психических эпидемий случилась в Европе в начале XIII века и вошла в историю, как Крестовый поход детей. Он случился уже после четырех «взрослых» крестовых походов на мусульман и парочки внутренних войн и еврейских погромов, которые тоже проводились, как крестовые походы. Но детский не имел ничего общего с войной — это был чистого вида массовый психоз, благодаря которому Европа потеряла тысячи детей, и так умиравших как мухи от голода и болезней.

Крестовый поход детей начался почти одновременно в двух странах — Франции и Германии. Давайте разберем эти движения по очереди.

Французский поход начался с бедного пастушка по имени Эстьен, которому в один прекрасный день явился сам Иисус Христос и потребовал, чтобы тот повел безоружных детей одними молитвами освободить вновь занятый неверными Иерусалим. Мальчик оказался так впечатлен, что немедля отправился исполнять приказание. Эстьен был болезненным и впечатлительным парнем, истово верил в бога и больше других детей проводил времени в церкви. Неудивительно, что у него случилось такое видение.

Есть, однако, другая версия — что это был никакой не Иисус, а специально подосланный церковью умелый проповедник. Мол, французские священники решили, что в голодные времена неплохо было бы избавиться от лишних ртов, а заодно примером детей попробовать подбить взрослых на новый «настоящий» крестовый поход.

Правда это или нет, неизвестно. Так или иначе, Эстьен отправился проповедовать по городам и селам и с поддержкой церкви довольно быстро набрал большую армию сторонников. Дети очертя голову бросались за неожиданно красноречивым пастушком и присоединялись к огромной толпе, что шествовала в город Вандом, который объявили местом сбора детского войска. Эстьен начал свое путешествие в мае 1212 года, а летом в Вандоме собралось уже не менее 30 тысяч детей. Среди них были как подростки 12—17 лет — они составляли основную массу — так и совсем малыши. Само собой, все это были сироты и дети бедняков. Присоединялись они по собственной воле, если можно так сказать о помутненном разуме. Не всякий родитель желал отпускать ребенка в этот безумный поход, но тогда дети отказывались есть, устраивали истерики и сбегали из дома. Некоторых связывали, запирали в сараях — дети перегрызали веревки, руками рыли подкопы и всеми силами старались присоединиться к войску Эстьена.

Не доказано, но считается, что были среди этих тысяч и взрослые — к движению присоединялись монахи, паломники, особо набожные или разорившиеся рыцари и, само собой, огромное количество проходимцев. Под прикрытием благой миссии преступники выпрашивали милостыню и продавали по запредельным ценам фальшивые святые реликвии и части мощей святых.

Путь к морю, за которым лежал Иерусалим, для французских детей оказался проще, чем для немецких — им не пришлось переходить через Альпы. Однако они тоже терпели в дороге ужасные лишения. Дети умирали от голода и болезней, оставляя трупы прямо на дороге. Тех, кто падал от истощения, никто не поднимал — их просто не замечали и затаптывали. Многие пали жертвами кровожадных разбойников. Взять с бедных детей было нечего — их убивали просто так, ради развлечения. Особенно худо приходилось девочкам: несчастных постоянно насиловали — как собратья по кресту, так и разбойники. Те, кто после этого выживал, впоследствии умирали на дороге от родов, попадали в бордели или просто оставались с бандитами в качестве дежурных бесплатных проституток.

Но дети не останавливались. Их вел Эстьен, который за время путешествия окончательно сошел с ума и стал оголтелым фанатиком, и собственная твердая вера. Эстьен проповедовал — когда они доберутся до моря, оно расступится перед ним, как перед Моисеем, и дети беспрепятственно пройдут по дну до другого берега.

Однако, когда они пришли к морю, то море, перефразируя Хемингуэя, было на месте. Расступаться оно не спешило, и несколько недель дети просто торчали в прибрежных городах, не зная, что им делать.

И тут господь простер над ними свою длань в виде двух купцов. Гуго Феррей и Вильям Порк милостиво даровали юным крестоносцам семь кораблей, чтобы те смогли добраться до святого города. Свои мотивы купцы объясняли просто — желанием помочь богоугодному делу.

Дети во главе с Эстьеном отплыли, и о них не было ничего известно вплоть до 1230 года, когда в Европу вернулся монах, якобы шедший с детьми. Он рассказал, что два корабля разбились о скалы, отплыв от Франции всего ничего, а остальные благополучно достигли мусульманских берегов.

Где их уже ждали.

Как оказалось, предприимчивые купцы не просто так снарядили семь кораблей — это ведь стоило огромных денег, только наивные дети могли решить, что Гуго и Вильям сделали это по доброте душевной. Они заранее договорились с неверными и просто-напросто продали детей в рабство. Купцов нашли и казнили, но стоит ли говорить, что это не помогло ни единому ребенку вернуться домой.

Крестовый поход детей в Германии начался чуть раньше, в самом начале 1212 года. Собравшись к маю числом около 25 тысяч человек, они направились в Италию, чтобы оттуда морем достигнуть Палестины. Неизвестно, что послужило толчком и кто был их лидером (некоторые источники упоминают подростка по имени Николас), но цель у детей была та же — отмолить у неверных святую землю. Они тоже были уверены, что ради их благой миссии перед ними расступится само море. Судьба их оказалась столь же незавидной, как и у французских собратьев.

Юные крестоносцы шли в Италию, и в дороге их армия стремительно уменьшалась. Все те же напасти: голод, болезни, усталость, разбойники и собственные междоусобицы. Беднягам предстоял переход через холодные и ветренные Альпы. Когда они прибыли в Италию, их осталось всего около 4 тысяч. Итальянцы оказались не очень довольны прибытию такой оравы, поскольку свежи были воспоминания о крестовом походе против них самих — тогда его возглавлял германский король Эдуард Барбаросса. Тем не менее, из Пизы часть детей уплыла в Палестину на двух кораблях. Что с ними сталось — неизвестно до сих пор. Быть может, погибли в буре, а может, тоже были проданы в рабство.

Оставшиеся рассеянные, лишенные управления остатки крестоносцев шатались по Италии. Некоторые рискнули отправиться домой и спустя годы вернулись — но это было лишь несколько человек из тех тысяч, что отправились в путь. Остальные погибли или осели в Италии, став в основном бродягами, бандитами или проститутками.

Современность

Но не в одном только средневековье случались психические эпидемии. Давайте упомянем несколько историй, имевших место в новое время.

Есть такая болезнь — коро. Болеют ей в основном мужчины: им кажется, что их половой член исчезает, втягиваясь внутрь живота. Если вы мужчина, не пытайтесь представить! Мало ли что. Наиболее часто эпидемии коро случались в Азии — Китае, Таиланде, Сингапуре. Несчастные страдали от постоянной тревоги, вспышек паники, страха смерти — мужчинам казалось, что, если пенис полностью спрячется в живот, они умрут. Последняя зарегистрированная вспышка случилась в 1987 году в Китае.

Болеют коро и женщины — им кажется, что у них исчезают груди, втягиваются или отходят от тела соски. Вот такая забавная болезнь. Некоторые ученые считают, что коро болеют люди с психическими травмами, как правило неосознанными, связанными с их мужественностью или женственностью. Вполне логичное объяснение.

В истории человечества не раз случались эпидемии смеха — когда люди вдруг начинали смеяться и смеялись долго-долго, не в силах остановиться. Ничего смешного при этом, конечно, не видя. Один из самых известных таких случаев случился в 1962 году в Танзании, которая тогда называлась Танганьик. В маленькой женской школе девочки вдруг начали смеяться, и через короткое время смеялось 95 из 159 школьниц. Причем учителей болезнь обходила стороной. Некоторых «отпускало» после пары часов, некоторые смеялись многие дни подряд. Рано или поздно болезнь перекинулась на деревню Ншамба и другие школы. В конечном итоге смехом переболели около тысячи человек, в основном дети. На школу, с которой все началось, зачем-то подали в суд.

Следующий случай произошел в Америке, и вы наверняка о нем слышали. Когда в 1938 году радиостанция CBS запустила радиопостановку по роману Уэллса «Война миров», более миллиона жителей США поверили, что все происходит на самом деле, и марсиане атаковали Землю. Люди вооружались и баррикадировались дома или пытались уехать подальше — дорожные пробки растянулись на десятки километров. Телефонные линии были перегружены — люди звонили друг другу, в полицию и военным с требованием поскорее уничтожить захватчиков. А когда в наиболее напряженный момент произведения вдруг вышла из строя электростанция в городе Конкнрет, штат Вашингтон, у местных жителей случилась настоящая паника. Все решили, что марсиане добрались и до них.

Когда все закончилось и стало ясно, что никаких пришельцев нет, люди завалили CBS гневными письмами и повестками в суд. Впрочем, ни одной компенсации радиостанция так и не выплатила, кроме одной, на которой настоял сам Герберт Уэллс — он попросил оплатить мужчине новые ботинки, которые тот испортил, убегая от мнимых марсиан.

Не будем особо затрагивать больную для многих тему, но некоторые психологи считают, что недавние события в одной соседней стране, известные как Майдан, тоже обладали всеми признаками массового психоза. Впрочем, наверняка таковыми обладает всякий переворот или революция.

 

Заключение

Странные формы порой принимали психические эпидемии, не так ли? К счастью, чем ближе к нашему просвещенному веку телевидения и Интернета, тем реже они случались. Массовое образование и упразднение церковной власти, похоже, сделали свое дело.

Впереди у человечества еще немало потрясений, так что нам наверняка предстоит еще увидеть новые психические эпидемии (а то, глядишь, и поучаствуем!). Остается лишь надеяться, что они не примут таких ужасных и безумных форм, как самобичевание или Крестовый поход детей.

Аминь.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх