ЗАКЛЯТЬЕ. НАШИ ДНИ

Зловещие мертвецы: Черная книга / Evil Dead

США, 2013

Жанр: ужасы

Режиссер: Федерико Альварес

Сценарий: Федерико Альварес, Родольфо Саягес, Сэм Рэйми

В главных ролях: Джейн Леви, Шайло Фернандес, Лу Тэйлор Пуччи, Джессика Лукас, Элизабет Блэкмор

Похожие фильмы:

  • «Зловещие мертвецы» (1981),
  • «Хижина в лесу»,
  • «Мученицы».

Постер ЗМ

Девушка Мия пытается завязать с наркотиками. Ее друзья, включая родного брата, из самых лучших побуждений запираются вместе с ней в глухой избушке в лесу. В домике друзья находят Книгу Мертвых и случайно выпускают наружу ужасных демонов…

Дэвид, Эрик, Мия, Оливия и Натали.… Самые догадливые уже прочитали по первым буквам и поняли, что шансов у этой пятерки на выживание самые скромные. Особенно если учесть, что друзья оказались в заброшенной избушке внутри ремейка одного из самых бескомпромиссных фильмов ужасов в истории кино – «Зловещих мертвецов».

У каждого свое отношение к «зловещей» трилогии Сэма Рейми. Я абсолютно точно могу назвать момент, когда франшиза взяла и совершила поворот… хотелось бы сказать - «не туда», но это будет не совсем верно. Примерно на 15-й минуте «Зловещих мертвецов 2» труп девушки на экране вдруг взял и начал выкаблучивать коленца, как в экранизации «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголя, открывая дорогу в прекрасный в своей абсурдности комедийный треш... и закрывая дорогу настоящему кошмару. Потому что трудно бояться и смеяться одновременно. Потребовалось пройти два комедийных сиквела «Зловещих мертвецов» и целое море ернического постмодернизма 90-х -2000-х, чтобы вернуться к изначальной концепции. Избушка. Демоны. Смерть.

ЗМ 1

«Мы здесь говорим не о панической атаке!» - говорит один из героев фильма, посылая зрителям, а заодно и продюсерам, завуалированное послание: это действительно не «Паническая атака» - созданная «на коленке» и за 300 долларов эффектная короткометражка никому не известного уругвайца Федерико Альвареса об атаке боевых роботов на Монтевидео. Впрочем, «коленка» оказалась достаточно талантливой, чтобы уругвайца заметили и пригласили в Голливуд. Таких старт-апов выписанных по каталогу режиссеров – превеликое множество, и не упустить свой шанс дано не каждому. Федерико Альварес свой шанс поймал и отработал на все 100%, хотя, положа руку на сердце, ничего общего между «Панической атакой» и «Зловещими мертвецами» нет. Разве что кроме бессилия от неминуемости смерти.

Альварес правильно поступил, не пытаясь воспроизвести на экране новую версию Эша – во-первых, это вряд ли возможно, а во-вторых, в первой части Эш был далеко не главной фигурой, оставшись в живых по недосмотру самого Рейми, видимо, не знакомого тогда с концепцией «всегда выживает девушка». Не пытался уругваец воспроизвести и первые кадры шедевра Рейми – полет камеры над водной гладью, заменив его менее эффектным (хотя технически и более трудным) скольжением над бесконечным лесом. Немного сфальшивив в прологе в стиле «Изгоняющего дьявола», Альварес быстро расставляет шахматные фигуры на узком пространстве лесной избушки, после чего делает удивительно точный и естественный ход, сделав главную героиню «завязывающей» наркоманкой. Срифмовав демоническую трансформацию с наркоманской ломкой, режиссер получил не просто развлекательный фильм, а почти сформулировал социальный посыл – «Не колите себе всякую дрянь – козленочком станете. Ну, или демоном»…

ЗМ 2

Ну а дальше начинается то, чего ждали все зрители – отвратительная мутация героев в кровожадных демонов, бесконтрольное издевательство над человеческим телом: что-то отдаленно похожее показывали в «Мученицах», тоже уводящих своих героев за грань, где заканчивается человечность и начинается хищная органика. Отдельное спасибо стоит сказать за намеренный отказ от компьютерных спецэффектов в большинстве сцен – может быть, лавры Тома Савини и Карло Рамбальди гримерам «Зловещих мертвецов» не грозят, но превратить миловидных девушек в исчадий ада им удалось. А в сцене «нападения деревьев» уругвайцу удалось даже превзойти своего учителя – если у Рейми эта сцена стояла неловким особняком, будто приклеенная из дешевого хэнтай-фильма, то у Альвареса в ней есть прямолинейная метафора проникновения демонов в тело девушки.

Забыв на минуточку про гениального Брюса Кэмпбелла, стоит признать, что актерская игра никогда не была сильной стороной «Зловещих мертвецов». Нельзя сказать, чтобы актеры нового состава чем-то удивили – они честно отрабатывают сценарий, и «мальчики» выделяются разве что за счет своих былых кинематографических заслуг: Лу Тэйлор Пуччи играл вместе с Крисом Пайном в триллере «Носители», а Шайло Фернандес отметился в «Красной Шапочке». «Девушки» в кастинге подобрались менее именитые, да к тому же Девушка №3 (та, что не наркоманка и не медсестра) абсолютно не проработана на уровне сценария: в какой-то момент про нее вообще можно забыть. Ну да ладно, зато монстры из них из всех получились просто замечательные!

ЗМ 3

Чего у Альвареса нет, так это озорства и выдумки Рейми, но общая мрачность постановки скрашивает этот недостаток. Цветовая палитра тщательно подобрана, меняясь от серых и темных тонов к багровым и пурпурно-красным. Отдельные кадры фильма напрямую рифмуются с оригинальным постером 1981 года. В результате получается зрелище, вполне удовлетворяющее основные целевые аудитории: и фанатов «старых» «Мертвецов», и новое поколение, игнорирующее резиновых монстров Рейми, но одобряющее тенденцию современного хоррора быть безжалостным и жестоким. А то, что нового Эша при этом не возникло – не беда. На худой конец, есть старый. Который даже появится в фильме – на пару секунд. Надо только дождаться окончания финальных титров, и услышать одно, то самое слово. Ну, вы догадались, какое…

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх