DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Этюд в черных тонах

Конго реквием / Congo requiem (роман)

Автор: Жан-Кристоф Гранже

Жанр: триллер

Издательство: Азбука

Год издания: 2016 (в оригинале — 2016)

Серия: Звезды мирового детектива

Переводчик: Р. Генкина

Похожие произведения:

Роман «Лонтано» — первая часть «Африканского диптиха» — оставил немало безответных вопросов, вонзившихся в желание узнать, чем все закончилось, как острые предметы в тело очередной жертвы серийного убийцы, известного под именем Человек-Гвоздь. К счастью, отечественные издатели не стали изводить поклонников Жана-Кристофа Гранже мучительным ожиданием. Перевод второй части, романа «Конго реквием», появился довольно оперативно. Вот только получение долгожданных ответов сложно сравнить с закрытием гештальта, скорее, с закрытием крышки гроба.

Хотя обе части «Африканского диптиха» изданы отдельными книгами, их нельзя назвать самостоятельными произведениями. «Лонтано» оставил слишком сильное ощущение незавершенности, а в сюжетных хитросплетениях «Конго реквием» затруднительно разобраться, не зная историю Человека-Гвоздя и проблемы семейства Морванов. Если избавить оба романа от излишней затянутости, получилась бы одна (пусть и довольно толстая!) книга. Вот только количество действия на одну страницу в ней откровенно зашкалило бы. Да и проза Гранже обладает поистине магическим очарованием — какие бы ужасы не творились в его произведениях, оставаться с ними хочется как можно дольше.

Концовка «Лонтано» обещала пролить свет на темное прошлое главы клана Морванов — пожилого «суперкопа» Грегуара. «Конго реквием» вместо одного расследования предлагает сразу четыре детективных линии. Постепенно они словно складываются в магический узор, который пробуждает демонов, засевших внутри каждого персонажа.

Грегуар отправляется в Конго, желая разузнать, что происходит на рудниках. Его взрослые дети тоже не сидят без дела. Бывший наркоман и финансист Лоик впутывается в расследование убийства своего бывшего тестя — влиятельному итальянскому бизнесмену вскрыли грудь циркулярной пилой. Гаэль мирно посещала психоаналитика, пока не решила немного разузнать о нем. Попытка сунуть нос не в свое дело обернулась настоящим каскадом жутких тайн: упоминаний о докторе Эрихе Каце нет в официальных источниках, зато он, похоже, заранее знал о серии убийств в стиле Человека-Гвоздя, знал, кто станет жертвами. Эрван, стремясь побольше узнать о прошлом отца, отправляется в Конго. Африка, парализующая любую мысль и притупляющая чувства, найдет, чем ошарашить бывалого копа. Многочисленные ужасы черного континента, где легко натолкнуться на людей, «способных заставить женщину сожрать собственных детей, разделанных и сваренных у нее на глазах», померкнут, когда Эрван узнает подлинную историю своих родителей.

«Конго реквием» ничем не отличается от «среднестатистического» романа Гранже. Он насыщен действиями, полон неожиданностей и до невозможности кинематографичен. Автор осознает периодические уклоны в голливудский сценарий и не упускает возможности поиронизировать над этим, сопровождая некоторые сцены размышлениями персонажей вроде: «Прекрасный крупный план для финальных титров».

Первая книга задала своеобразные правила игры. В «Конго реквием» Гранже их то нарушает (чтобы сделать повествование непредсказуемым), то соблюдает (порой это смотрится еще более неожиданным). Например, некоторых персонажей, казавшихся неприкосновенными, настигает смерть. Убрать несколько фигур с шахматной доски романа вполне допустимо, а вот понижать заданный в «Лонтано» градус жестокости Гранже не намерен. Жертвы маньяка, стилизованные под ритуальные статуэтки, не смогут шокировать дважды. Впрочем, изощренная фантазия автора не склонна к самоповторам, хотя в некоторых случаях полет воображения не помешало бы и сдержать. Если пробка с лезвием в вагине ночной бабочки, поджидающая похотливого генерала, кажется извращенным проявлением преступного коварства, то с оральным изнасилованием отца перед маленькими детьми Гранже явно перегибает палку.

Триллеры обычно читают, чтобы «пощекотать нервы». Автор романа «Конго реквием» банальной щекоткой не ограничивается. Создается впечатление, что Гранже стремится до предела натянуть нервы читателей и выдать на них гитарное соло в стиле тяжелого рока. Уровень саспенса ни в чем не уступает жестокости. Одна за другой следуют сцены, сравнимые с прогулкой по канату над бездной.

Сколь бы искусен не был Гранже в саспенсе и жестокости, они уходят на второй план в сравнении с его умением выстраивать детективную интригу. В первой книге серия жутких убийств, каждое из которых потребовало изрядно финансовых, технологических и человеческих ресурсов, обрела тяжеловесную, но вполне терпимую разгадку. Во второй части Гранже разрушает сложившуюся картинку, чтобы из тех же самых кусочков пазла собрать новую, куда более логичную и убедительную. На смену священному безумию мифологии приходит затасканный Голливудом образ безумного ученого, но тщательно продуманная история, психологическая выверенность и своеобразная философская подоплека не дают пробежать даже тени банальности. На протяжении книги Гранже не раз перевернет события с ног на голову, превращая долгожданных спасителей в безжалостных убийц или скрывая холодный расчет за откровенной невменяемостью.

В цветовой гамме романа доминирует черый: черный континент, черная магия, черные мысли, черные дела. Даже персонажи то и дело вынуждены облачаться в траурные одежды — слишком часто приходится бывать на похоронах. Мрачные оттенки не складываются в сплошной черный квадрат. Они образуют своеобразный этюд в черных тонах — давящий, тяжелый, пугающий, но все равно завораживающий и влекущий к себе… 

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)