DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Евангелие от Джо

Рога / Horns (роман)

Автор: Джо Хилл

Жанр: ужасы

Издательство: Эксмо, Домино

Серия: Книга-загадка, книга-мистика

Год: 2010

Джо Хилл. Рога

Жизнь полна неожиданностей. Особенно если вы — персонаж романа «ужасов». Особенно если живете вы в Новой Англии, среди угрюмых лесов и холмов штата Мэн. Здесь с вами может случиться все, что угодно. Будьте готовы в любой момент споткнуться о древний корабль пришельцев, захороненный в чаще, заехать в городок, населенный вампирами, или встретиться со съехавшим с катушек сенбернаром.

Не стоит удивляться, даже если однажды утром вы очнетесь с жутким похмельем и обнаружите на своем лбу рога. Вряд ли дело в том, что спутница жизни изменила вам. Особенно если учесть, что она мертва уже целый год, и в ее жестоком убийстве все вокруг подозревают именно вас. Скорее всего, причина появления рогов — то, что вы делали прошлой ночью. То, что вы никак не можете вспомнить, то, что милосердно стерто из памяти огромным количеством выпитого накануне.

Как бы то ни было, рога — вот они, отражаются в зеркале, вполне реальные, твердые, острые. Атрибут и — самое главное — инструмент Сатаны. Теперь, увидев их, люди начнут признаваться обладателю рогов в своих самых тайных грехах и грешках, делиться запрятанными глубоко внутрь желаниями. Мораль, закон, совесть не будут иметь для несчастных обывателей ровным счетом никакого значения, пока рядом находится человек с рогами. А ему, бедняге, никак не решить, благо это или проклятие, второй шанс или знак полного падения. С одной стороны, можно манипулировать окружающими, управлять их действиями, дергая за ниточки похоти, жадности, зависти или страха. С другой — совсем непросто выносить постоянные откровения близких тебе людей, узнавать их темные секреты, узнавать, что они на самом деле думают о тебе.

Именно такая неприятность произошла с Игнатиусом Перришем, главным героем нового, второго по счету, романа Джо Хилла «Рога». Мягкосердечный, искренний, немного не от мира сего, Игнатиус — идеальный объект для безжалостного авторского эксперимента, суть которого состоит в поисках природы зла. Основной конфликт всего произведения — противостояние дьявольского и человеческого, причем на протяжении повествования они не раз меняются местами, смешиваются, сливаются и разделяются вновь. И в эпицентре этого водоворота находится Игнатиус Перриш, то ли человек, то ли демон, мучимый тоской по погибшей любви и жаждой мести за нее. В конце концов справедливость восторжествует, злодеи будут наказаны, а любящие воссоединятся, но цена, которую придется заплатить, поистине ужасна.

Вообще, Хилл, продолжая идти по стопам отца, умудрился написать удивительно антихристианскую книгу. И дело не только в том, что основное действующее лицо в ней — воплощение Сатаны. Рога, трезубец, огонь и прочие веселые фокусы — это все мишура, игрушки автора, забава для читателя. И даже не в том, что Хилл разрушает стереотипы и намеренно меняет местами стандартные образы героев: здесь положительный персонаж — демон, а отрицательный — христианский проповедник. Нечто подобное нам уже встречалось. Главное в «Рогах» то, что человек ставится выше Бога и его вечного оппонента, человек обычный, прямоходящий, разумный, со всеми своими радостями и трагедиями, подвигами, страхами, большими и малыми грехами. Человек несовершенный объявляется величайшим существом во вселенной. И человек этот выбирает сторону, на которой он имеет возможность сам определять свою судьбу и творить справедливость. Справедливость — главное в мире, единственное изобретение человечества, которое удерживает его от гибели и хаоса. И для того, чтобы она восторжествовала здесь, в этой земной жизни, а не где-то там за облаками, вряд ли имеет смысл прощать всех направо и налево и подставлять другую щеку. Когда насилуют и убивают любимую женщину, настоящий человек не станет молиться за упокой ее души или о поимке преступников. Нет. Настоящий человек возьмет вилы и все сделает сам. И Дьявол предложит ему лучшие средства и способы для этого, нашепчет о слабых местах врагов, а Небесный Отец лишь укоризненно посмотрит и отвернется в гневе. Игнатиусу Перришу, потерявшему себя после гибели подруги, для того, чтобы вновь стать настоящим человеком, пришлось обзавестись рогами, читать огненные проповеди змеям и превратиться из овцы в волка. Значит ли это, что он перешел на сторону зла — каждому читателю решать для себя. Книга, следуя своей внутренней логике, оставляет нам право выбора.

РогаРоман удивительно хорошо написан. В нем совсем немного персонажей: всего три главных и столько же второстепенных. Каждый из них изображен настолько живо и достоверно, что ни на мгновение не возникает сомнений в логичности тех или иных их действий и слов. Жертвам сопереживаешь, злодеев ненавидишь — все, как полагается. Следует отметить, что «Рога», будучи не в последнюю очередь детективной историей, выстроены автором так искусно и изящно, что загадки остаются до самых последних страниц. Читатель, следуя по тщательно протоптанным тропинкам сюжета, находит один кусочек головоломки за другим, и только в самом конце у него получается сложить их воедино, увидеть всю картину целиком. И от увиденного, честное слово, захватывает дух.

Говоря об этой книге, невозможно избежать сравнения с дебютным романом Хилла — нашумевшей «Коробкой в форме сердца». Спешу сразу успокоить: «Рога» гораздо ближе к рассказам из сборника «Призраки двадцатого века», чем к «Коробке». Здесь странная фантазия Хилла развернулась на всю катушку, создав уникальные, яркие, надолго запоминающиеся образы и ситуации, наполнив их глубокими, достойными обдумывания идеями. Влияния Великого и Ужасного Отца почти не чувствуется… или чувствуется, но не больше, чем в любом другом романе любого другого автора, работающего в этом жанре. Как психолог Хилл ничуть не уступает Кингу. Более того, на мой взгляд, здесь он убедительно переиграл отца на его же поле, проделав грандиозную работу по вскрытию язв и пороков среднестатистического новоанглийского обывателя.

«Рога» — философский хоррор, уникальная попытка с помощью жуткой истории рассказать о том, как важно самому отличать добро от зла, не обращая внимания на общепринятые мнения. О том, как часто тьма кажется светом, и о том, что источник света — вовсе не в религии, Христе или рае. Источник света — это мы сами. «Мы» — очень важное слово в романе.

Завершая рецензию, я хотел было написать, что новая книга Джо Хилла похожа на сочинение Фридриха Ницше, которое творчески переработал Достоевский, черновики которого попались в руки Стивену Кингу, сделавшему из них роман. Но это была бы неправда. Потому что «Рога» — вещь абсолютно самобытная, ни на что не похожая. Пройдет время, и о ней будут говорить: «Это чистый Джо Хилл». Читать — непременно!

Комментариев: 4 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Дмитрий 06-02-2012 13:32

    Да и нихрена отца он не переиграл. Роман не плох, большинству современных писателей до его уровня тянуться и тянуться, но папа Кинг - это папа Кинг - вершина, Эверест.

    Учитываю...
  • 3 Василий 29-08-2011 23:46

    Очень понравился роман,буду ждать следующего.

    Учитываю...
  • 4 Morbus 03-07-2011 12:04

    Рога были непонятны и неуместны...

    Учитываю...