DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Евангелие от инквизитора

Корни Небес / Le radici del cielo

Автор: Туллио Аволедо

Издательство: АСТ

Серия: Вселенная «Метро 2033»

Год: 2012 г.

Похожие произведения:

  • Кормак Маккарти «Дорога»
  • «Outer Dark»
  • Саймон Кларк «Царь Кровь»

Обязательные кураторские записки, которыми Дмитрий Глуховский снабжает каждую новую книгу серии, красноречивы до зубовного скрежету. Они пестрят прилагательными (чаще всего в превосходной степени), всегда напыщенны и неуместно парадны. Что ни книга, то «настолько необычная, насколько и незабываемая», что ни язык, то «интересный, затейливый, яркий», что ни сюжет, так «напряженный, как струна натянутая», «пронзительный» и прочая карамель в этом духе. На деле же под глуховскими фантиками чаще всего прячется либо колченогая поделка начинающих авторов, либо ладно сбитый, но абсолютно стерильный в плане художественной ценности текст «проектного» автора (Леженда, Палий, Шакилов, Буторин и пр.), которых Глуховский — внимание! — в свое время клятвенно обещал в серию не пускать, а из нелюбимого им «сталкера» так и подавно.

Однако в предисловии к «Корням Небес» Глуховский никого не обманул. Да, случись ядерная война, все будет именно так. Да, книга мрачная и полна физиологических подробностей. И в третий раз «да»: на данный момент это самый сильный и крепкий роман во всей серии.

«Корни Небес» — это путь через покрытую снегом и льдом Италию вместе с католическим священником, последним инквизитором Святой Церкви Джоном (Джеком) Дэниэлсом. В нелегком путешествии его сопровождает отряд швейцарских гвардейцев — элитной церковной стражи, которая, впрочем, похожа на саму себя ровно настолько, насколько Рим постъядерный напоминает довоенный. Цель всей миссии — добраться из Рима до Венеции, где по слухам кочующих по поверхности караванщиков, обитает таинственный Патриарх. Его нужно найти и уговорить занять вакантную после смерти Папы должность главы римско-католической церкви. Но это лишь одна сторона медали. На её реверсе миссия куда менее благочестивая, в которой отец Дениэлс всего лишь разменная монетка.

Не избегая классической для подавляющего большинства постапокалиптической литературы схемы — квестовый поход из точки А в точку Б, — Аволедо старательно уходит в сторону от уже набившего оскомину отстрела мутантов и поиска очередного триггера, способного если не спасти, то хотя бы удержать мир в нынешнем своем состоянии. Разумеется, мутанты и схватки никуда не делись, но сцены с ними тут настолько невыразительны и схематичны, что складывается ощущение: здесь они исключительно ради соблюдения «технического задания» сеттинга.

Роман нестерпимо реалистичен, чем на корню убивает тот постапокалиптический романтизм, коим отравлены многие читатели серии. Мир, в котором обитают выжившие, чудовищен: грязь, смерть, каннибализм, тотальный геноцид — средневековье в худших его проявлениях. Но кровь, боль и ее проявления у Аволедо вовсе не для китча. Наоборот, они — сакральны, они объект изучения, они — симптомы времени. Как и религия. И люди, которые исповедуют в новом мире и то, и другое. Поэтому в книге есть место и откровенному уничижению Святого Престола, Папы, и свету настоящей Веры, и языческому мракобесию, и христианскому фанатизму. Причем сплелось все крепко — не развязать. И если Маккарти в своей «Дороге» убедительно описал пустоту, то Аволедо напомнил читателю, чем она может заполниться. Религии уходят как люди. Религии теряются как люди.

Машины были тогда видны. Металл почти не защищал от смертельного действия радиации. За стеклами этих машин находились мужчины и женщины, а также много детей. Как в спортивных купе, в «мерседесах» класса SLK, так и в поломанных машинах иммигрантов, доверху набитых тюками.

И людьми.

Я помню зеленое опухшее лицо с щекой, прижатой к стеклу, как присоска. Как будто тот человек превратился в морское чудовище.

Я помню одного политика, сидевшего в своей черной бронированной «лянче», как мумия фараона.

Перед моими глазами все еще стоит образ молодой женщины, которая в предсмертных судорогах вонзила ногти себе в глаза. Ногти, которые даже после ее смерти продолжат удлиняться, как кошмарное растение.

Но ужаснее всего были дети. Они были похожи на брошенные на сиденья куклы. Длинные, нежные волосы, обрамляющие оскал трупа. Дети, завернутые в плед или сидящие в объятьях матери, охваченные смертью, словно в борьбе. Тогда прошло всего две недели со Дня Великой Скорби. Так его называет Церковь, чтобы избежать более распространенного названия — Судный День.

Несчастный, бежавший вместе со мной из опустошенного города, открыл дверь одной из машин, привлеченный, видимо, блеском драгоценностей пассажирки. Шея женщины настолько вздулась от разложения, что изумрудное колье и автомобильное сиденье казались гарротой. Человек, которому, судя по тому, как он кашлял и харкал, оставалось всего несколько дней до того, чтобы тоже стать трупом, хищным движением открыл дверцу и протянул руку к шее женщины.

И вдруг с криком повалился на землю.

Исходивший из открытой дверцы запах был ужасен, от него перехватывало дыхание.

Человек пытался отползти, но тело мертвой, лишенное опоры в виде дверцы, вывалилось на него, как пакет желатина. Казалось, это сцена из фильма ужасов.

Я прошел дальше, не останавливаясь. Потом крики человека прекратились, он пришел в себя. Но вонь гнилья надолго осталась в моих ноздрях.

Финальный аккорд романа делает большой шаг в сторону от канона и тем, наверное, не по нраву многим фанатам вселенной. Он по-настоящему булгаковский, волшебный, сюрреалистичный. Он — открытая дверь, за которой раскинулось нечто, что не оценить одними лишь глазами. Финал требует подготовки, паузы, терпения — лишь по их результатам можно оценить всю глубину авторского замысла.

Вердикт: очень крепкий и солидный роман, выделяющийся на фоне коллег своей общей «взрослостью», детализированостью погибшего мира, небанальной и сложной идеей. Тот самый случай, когда книге тесно в проектных рамках, и когда украшающий обложку значок «Метро2033» не должен никого от неё отворачивать.

Комментариев: 3 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 2 Мельник 03-01-2013 13:49

    Как по мне, что серия "Сталкер", что "Метро 2033" не стоят потраченного на них времени. Хотя могут быть и исключения. Но значок на обложке настраивает не на тот лад.

    Учитываю...
    • 3 Фисб 03-01-2013 20:22

      По большому счета, да, не стоят.

      Учитываю...