DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Фабрика романов

Фабрика драконов / The Dragon Factory (роман)

Автор: Джонатан Мэйберри

Жанр: боевик

Издательство: Эксмо, Домино

Серия: Проект «Бестселлер»

Год: 2012 (в оригинале – 2010)

Похожие произведения:

  • Джереми Робинсон «Кронос» (роман)
  • Другие романы серии «Проект «Бестселлер»

Сложно сказать что-то цельное о книге, где главной ценностью являются диалоги. Довольно-таки успешный автор, собрав в кучу донельзя заезженные темы из уже читаных нами книг, пытается на протяжении нескольких сотен страниц уверить нас, что уж он-то выдал на-гора монументальную epic story.

Однако создается впечатление, будто Мэйберри в большей степени старается убедить самого себя – в том, что ваяет нечто серьезное и чертовски интересное. На деле же получается донельзя банальный боевик. Но обо всем по порядку.

Бывший полицейский Джо Леджер и его товарищи по отряду «Эхо» – лучшие из лучших. Их бросают в бой, когда угроза мало сказать велика – когда она поистине чудовищна, а враг неизвестен и недосягаем. Такие люди выполняют задачу любой ценой, для них даже гибель не является оправданием провала. Просто потому, что их гибель будет означать катастрофу для всего мира.

Что ж, ни отбавить, ни прибавить. Лучшие из лучших, судьба мира в наших руках, враг неизвестен, но на сотой странице мы его засечем, бла-бла-бла, у меня кончились патроны, мы его теряем, это был мой долг, сэр и т. д. Довольно знакомая картина, если не сказать – набившая оскомину. Как салат «Оливье» не может существовать без майонеза и зеленого горошка, так и подобные боевики не могут обойтись без проверенных временем тем, на которые читатель непременно клюнет. Или, точнее, авторы этих боевиков не считают зазорным использовать каждый раз одни и те же приемы.

В «Фабрике драконов» мы получаем классического Доктора Зло (с приспешниками, секретной базой, лабораторией и прочим кордебалетом), шутки-прибаутки с генетикой (и евгеникой), тени прошлого в лице потомков нацистов, русские вояки – безликие профессионалы-наемники, на деле предсказуемо оказавшиеся классически безмозглыми ботами из игры Counter-Strike, Американского Президента с традиционным пунктиком насчет Долга, ну и, конечно же, лихих парней, ощетинившихся стволами оружия что твой еж. Довольно типичная картинка, не правда ли?

Мэйберри избрал для «Фабрики» рваный темп повествования, причем воспринимается он довольно комфортно, хотя в некоторых местах и может запутать зазевавшегося читателя. Множественные сюжетные линии, переплетенные между собой причудливым образом, на самом деле оказываются похожими на осьминога – никакой путаницы и сумбура, ничего в духе старых добрых «Секретных материалов» с Фоксом Малдером и Даной Скалли. Просто разные сюжетные линии – щупальца, иначе говоря – время от времени могут пересекаться в пространстве книги, но вполне очевидно ведут к одной большой голове-туловищу, то бишь Главной Загадке и Развязке.

После недолгого вступления автор любовно представляет нам главного героя (уже знакомого иным читателям по зомбийному хиту «Вирус»), который поначалу смахивает на раннего Стивена Сигала или Чака Норриса – с виду невозмутимый, спокойный, интеллигентный, но готовый «пропесочить» ближнего своего по первое число, если ему действуют на нервы дольше, чем следует. Примерно так Джо Леджер и поступает с агентами ДВБ (Департамента внутренней безопасности), которые ничтоже сумняшеся пытаются повязать его на кладбище, куда тот пришел посидеть у могилы некоей Хелен.

Чуть позже Джонатан Мэйберри раскрывает перед нами полотно выпестованного сюжета: начавшийся конфликт между правительственными структурами таит под собой нечто большее, чем кажется на первый взгляд.

”Ясновидец” — он же СМ, или Считыватель Мысли — это компьютерная система, которую Черч не то разработал, не то заказал (толком я так и не знаю) и которая способна проникать сквозь самую серьезную защиту, внедряться в любой накопитель, носитель и дисковод — была бы только с ним связь через Wi-Fi или по проводам; вживляться, а затем изникать, не оставляя следов. Аналогов в мире у нее, насколько мне известно, нет, за что, собственно, хвала Всевышнему. Именно благодаря “Ясновидцу” наша система обмена сообщениями на шаг опережает многочисленные террористические сети…
“Ясновидец” являлся крайне опасной игрушкой по целому ряду причин; нам оставалось лишь уповать, что шефу хватит осмотрительности и благоразумия использовать его лишь по достойным поводам. Если им завладеет виц — мы все спеклись. Сам Черч не допускал даже мысли, чтобы эта система попала в чужие руки. Насчет благородства, нравственности и ума политиканов он особо не обольщался.

Вокруг «Ясновидца» и начинает раскачиваться маховик истории. В процессе попыток заполучить/ограничить доступ к данной системе герои книги открывают перед собой новые горизонты выросшей перед ними проблемы, и автор, уже не стесняясь, начинает нагромождать все подряд: генетику, нацистов, русских и все прочее, о чем говорилось выше. На выходе получается некий гамбургер – все вперемешку, для здоровья отнюдь не полезно, но все равно вкусно. Экземпляр прямиком с конвейера романной фабрики – со всеми штампами и положенными ароматизаторами .

Да-да, какими бы банальностями Мэйберри ни кормил читателя, получилось все равно вкусно. Текст живой, диалоги нетривиальны, а некоторые фразы заслуживают того, чтобы отметить их в книге закладкой – для цитаты. К тому же (это заслуга и переводчика) роман пестрит сочными эпитетами и метафорами, которые регулярно выручают серость сюжета.

Большинство людей, будь то в Германии или любой другой стране, легко поддаются влиянию агрессивной верхушки. Это же мы наблюдаем и у исламских радикалов. Сам по себе ислам не зло, но выглядит эдаким жупелом из-за того, что кому-то взбрело в голову сделать эту религию основой для воинственных лозунгов на своих знаменах.

Таких вот «жупелов» в тексте хватает, и веселят они регулярно. Несомненно, у Мэйберри мастерство плетения истории заметно превосходит ее саму. И читатель поглощает роман ради голоса рассказчика, а не для насыщения чертовски интересным сюжетом.

Перелистнув последнюю страницу «Фабрики драконов», чувствуешь себя на удивление легко и ясно. Ни тебе скрытых подтекстов, ни оборванных сюжетных линий, ни чего-либо еще, что могло бы заставить вас вернуться к тексту и поразмыслить. Все четко и понятно, как в изученной схеме кинобоевика.

Поэтому совет вам будет весьма простой: если делать больше нечего – берите этот роман; в противном случае можете смело про него забыть – не читая, ничего не потеряете. Не правда ли, совет до крайности банален? А вот навеяло книгой…

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Мельник 03-09-2012 13:35

    Я и в фильмах-то не очень жалую боевики, не то, что в книгах. Тем более, такой заштампованный, хоть и "вкусный" )

    Учитываю...