DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Фантазии в манере «вирд»

Тварь среди водорослей (антология)

Составитель: Александр Сорочан

Жанр: ужасы, мистика, фэнтези

Серия: Книга Чудес

Год издания: 2014

Похожие произведения:

  • серия антологий под ред. Кристины Кэмпбелл Томпсон, составленных из палп-хоррора 1920‒1930-х годов

Для ценителей творчества Джентельмена из Провиденса, да и литературы сверхъестественного ужаса в целом, такие имена как Уильям Хоуп Ходжсон, Элджернон Блэквуд, Кларк Эштон Смит и Фрэнк Белнап Лонг наверняка не являются пустым звуком.

Малотиражная антология «странной прозы» первой половины XX века «Тварь среди водорослей», кроме ранее не переводившихся на русский язык рассказов и повестей вышеупомянутых авторов, собрала под своей обложкой произведения и многих других, большая часть имен которых открывается отечественному читателю впервые.

Данный сборник дает наиболее полное представление об истории развития и удивительном многообразии такого явления в англо-американской журнальной литературе как «weird fiction», самым известным представителем которого является Г. Ф. Лавкрафт. В «странной прозе» хоррор часто сочетает в себе элементы других жанров — от фэнтези и научной фантастики до детектива и эзотерики. Главной же ее задачей является вызвать у читателя не примитивный, «животный» страх, а создать ощущение «беспокойного присутствия», и иногда даже элемент ужаса может играть не главную роль.

Антологию открывает лорд Эдвард Дансени, являющийся одним из родоначальников современной фэнтези. Его раннее творчество оказало большое влияние на известных авторов английский и американской журнальной прозы. Четыре микрорассказа, представленные в книге, написаны в очень возвышенном, романтичном стиле, так характерном для прозы «раннего» Дансени. Однако в отличие от произведений о волшебной стране Пегане, данные рассказы повествуют о соприкосновении потусторонних сил с земной реальностью...

Следом за Дансени идет Артур Мэйчен, чьи повести «Великий бог Пан», «Белые люди» и роман «Три самозванца» считаются классикой британской литературы ужасов. Антология восстанавливает справедливость и предлагает читателю ознакомиться с «утерянной» главой «Трех самозванцев», которая в преддверии выхода сборника была опубликована в DARKER. Также публикуется небольшой полудокументальный текст Мэйчена, рассказывающий о распространившейся во время Первой мировой войны легенде среди английских солдат о Барабане Дрейка, звук которого должен призвать дух легендарного пирата и мореплавателя встать на защиту Великобритании.

Далее представлены два рассказа адепта Герметического ордена Золотой Зари, исследователя паранормальных явлений и автора таких известных мистических произведений как «Ивы» и «Вендиго» Элджернона Блэквуда. В «Ясновидении» почти отсутствует сюжетная линия, однако мастерски передается атмосфера потустороннего присутствия. Второй рассказ «Коллекция гоблина», написанный в ироничном духе, повествует о проделках гоблина над мистером Даттоном.

Личность следующего автора уникальна. Его имя привлекает внимание еще в содержании книги, так как ярко контрастирует со всеми прочими — Ахмед Абдулла... Еще более удивительно, что это псевдоним Александра Николаевича Романова — сына двоюродного брата последнего российского императора и дочери афганского эмира.

Он родился в 1881 году в Ялте, в двенадцатилетнем возрасте был отправлен на учебу в Англию, закончил Оксфордский университет. По окончании учебы Александр Николаевич поступил на службу в британскую армию, где в течение 17 лет служил в качестве шпиона в Индии, Авганистане, Африке, Китае и Турции. После Первой мировой войны он эмигрировал в США, став известным автором пртключенческих рассказов, драматургом и сценаристом нескольких голливудских фильмов, номинированных на Оскар.

В рассказе Абдуллы «Страх» двое авантюристов — Стюарт Мак-Грегор и Фаррагат Хатчинсон — разграбили затерянную в африканских джунглях деревню племени бакото, воспользовавшись временным отсутствием местных мужчин. Более того, опьяненные пальмовым вином, бандиты осквернили главную святыню племени — фигуру главного божества и его храм. Им удается беспрепятственно покинуть деревню, однако после длительной погони воины бакото настигают воров. За богохульство друзья должны были понести ужасное наказание — им самим надлежало определить, кто из них примет мучительную смерть на алтаре идола. Они решили сделать это с помощью карт. Воспользовавшись своим мастерством карточного шулера, Мак-Грегор обрекает Хатчинсона на эту жуткую участь... Однако через много лет рок все равно настигает Мак-Грегора.

Из непроходимых джунглей Африки Уильям Хоуп Ходжсон переносит читателя в Саргассово море. В его рассказе, давшем название всей антологии, речь идет о моряках, переживших нападение на их судно гигантского чудовищного кальмара.

Творчество Джона Бьючена — шотландского писателя, историка и политика, ставшего в 1935 году генерал-губернатором Канады, представлено произведением «Роща Аштарот». Это красивая мистическая история об английском миллионере, который, перебравшись жить в Южную Африку, попадает под влияние богини древней рощи, находящейся на территории его нового поместья.

Антологию продолжают постоянные авторы культового журнала «Weird Tales» — Генри Уайтхэд и Сибери Квинн. Рассказ Уайтхэда «Камин» — это поучительная история о том, чем могут закончиться азартные игры в незнакомой компании, а также о том, какие последствия могут быть за невыполнение обещания, данного обитателю потустороннего мира...

Очень примечателен «Истукан» Сибери Квинна. В этом произведении автору удалось соединить превосходный иронический стиль повествования, не раз заставляющий читателя улыбнуться, с ощущением потустороннего страха.

Один из самых мрачных рассказов сборника — «Существо в подвале» Дэвида Келлера . В нем автор рассуждает о том, насколько мысли, парализованные страхом, могут материализовать нечто потустороннее и ужасное. Насколько ужасно порой бывает столкновения с реальностью, когда все иллюзии разрушены, превосходно описано в рассказе Фрэнка Оуэна «Человек, который владел миром», опубликованном октябрьском номере «Weird Tales» за 1923 год.

Антология не прошла и мимо темы вампиризма — в книге нашлось место рассказу Виктора Роуэна «Четыре осиновых кола». Это самая что ни на есть классическая история о вампирах, она включает в себя все необходимые элементы: фамильный особняк, склепы, семейную историю и, конечно, осиновые колья.

Рассказ Ллойда Артура Эшбаха «Остров немертвых» выделяется на фоне всех прочих своей динамичностью. Обилие боевых сцен и способность героев не поддаться, а противостоять сверхъестественному ужасу в лице безымянных Хозяев проклятого острова роднит это произведение с творчеством Роберта Говарда.

Разумеется, антология «weird fiction» не была бы цельной без Кларка Эштона Смита, певца затерянных миров... В настоящем издании представлены два текста Смита, написанные в разных жанрах. Если «Венерианские каннибалы» — это интересная, но достаточно обычная научно-фантастическая повесть, то рассказ в жанре фэнтези «Цепь Афогомона» демонстрирует всю оригинальность фантазии автора.

В антологии нашлось место и для такого малоизвестного жанра журнальной литературы, как «weirdmenacestories», в котором присутствуют как герои, так и злодеи, однако основной упор делается на описание жестокости злодеев. Примерами этого жанра являются «Человек, который не умер» Артура Лео Загата и «Дочери темных желаний» Хью Барнетта Кейва. Рассказ Загата по праву можно считать одним из самых страшных и атмосферных в сборнике. Главные герои становятся невольными участниками и заложниками жуткого «театра абсурда», созданного изощренной фантазией маньяка. Автору мастерски удалось передать ощущение постоянно нарастающей угрозы и безысходности.

Рассказы людей, сыгравших главную роль в популяризации творчества Лавкрафта, основателей издательства «Arkham House», Дональда Уондри и Августа Дерлета, также были включены в сборник.

Завершает книгу повесть «Ужас с холмов», написанная другом Лавкрафта и одним из писателей его круга Фрэнком Лонгом. Одно из самых знаковых и крупных произведений в жанре «Мифов Ктулху» повествует о появлении на территории Соединенных Штатов Великого Древнего Чонгара Фогна... Интересно отметить, что Лавкрафт, хоть и косвенно, тоже приложил руку к созданию «Ужаса с холмов, так как Лонг использовал в сюжете повести один из снов Джентельмена из Провиденса.

В заключении нужно сказать, что антология «Тварь среди водорослей» действительно получилась интересной, разноплановой и познавательной. И пусть не все тексты, собранные в ней, являются шедеврами, задача, которую ставил перед собой составитель, выполнена: подборка показывает самую полную картину развития литературы ужасов и «weird fiction» в первой половине XX столетия.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)