С момента, когда был снят первый в мире фильм ужасов, и до наших дней времени прошло немало, но хоррор-картины не только не вымерли, но и набрали бешеную популярность по всему миру, постоянно удивляя зрителей. На сегодняшний момент у создателей ужастиков настолько богатый арсенал для запугивания зрителя, что сложно предсказать, что от них можно ожидать в дальнейшем. Безусловно, людей до дрожи пробирают различные спецэффекты, жуткие костюмы и грим, жёсткие сцены насилия, однако саундтрек зачастую может нагнать гораздо больше страху, чем все визуальные детали вместе взятые. Рассмотрим несколько примеров, совершенно не похожих друг на друга.
Вот, например, классический OST к прогремевшему фильму «Хэллоуин» про всем известного маньяка Майкла Майерса. Официальный саундтрек фильма насчитывает 11 дорожек, он был написан и исполнен самим Джоном Карпентером, режиссером фильма. Всё начинается с трека «Shape Escapes» подготавливающей нас к чему-то ужасающему. Особенно действует на нервы «капающая» мелодия, задающая всю атмосферу, ставшая с момента выхода фильма весьма узнаваемой классикой жанра. «Meyers' House» можно назвать вытекающей из «Shape Escapes», так как она несёт примерно тоже, что и предыдущая композиция. Скрипучая «Michael Kills Judith» отлично рисует нам напрочь поломанную психику и кровожадность Майкла Майерса, а слушая «Laurie Knows» невольно представляешь, как беззащитная девушка крадётся по мрачному дому, вздрагивая от каждого шороха. Даже сидя в уютном кресле, чувствуешь, что становится жутко и неуютно. Ещё стоит отметить, что композиция «Shape Escapes» получила дальнейшее развитие в записях «Loomis And Shape's Car» и «Halloween Theme - Main Title». На первый взгляд может показаться, что они имеют практически одинаковое звучание, но не спешите с выводами, прислушайтесь. Каждая дорожка совершенно по-разному раскрывается и несёт абсолютно уникальный посыл. Каждый киноман может посмотреть киноленту «Хэллоуин», которая к слову, имеет многочисленные продолжения и самостоятельно убедиться, насколько важную роль в нём играет звуковое сопровождение. Это живой пример того, что хорошее «ужасное» кино можно снять без огромного бюджета и современных технологий.
Примером иного подхода к музыке в хоррор-фильме может стать саундтрек, к фильму известного режиссёра Дарио Ардженто «Суспирия», выпущенному в 1977 году и записанного группой Goblin. Одноимённая дорожка «Suspiria» длительностью целых 6 минут, напоминает этакий мини-фильм. Плавное вступление, затем темп всё больше и больше нагнетается, показывая развитие событий, а затем неторопливая концовка. Согласитесь, чем не структура для фильма. Про «Witch» вообще сложно сказать что-либо конкретное: здесь всё очень и очень необычно и по-хорошему странно . От этой композиции прямо таки несёт дикостью и безумием. Трек «Sighs» сразу же навевает мысли о погоне, преследовании: чувствуется эмоциональный порыв жертвы, её вырвавшийся наружу страх и непонимание того, почему это происходит именно с ней. А вот записи «Markos», «Black Forest» и «Blind Concert» наоборот, своей бодростью и отречённостью, заставляют забыться и расслабиться, для того, чтобы расслабленный зритель не мог предсказать, в какой момент его вновь будут пугать. Вальсирующая «Death Valzer» настолько уводит нас из гущи событий, что на какой-то миг, совершенно забываешь про всю кровавую деятельность, которая совершается в произведении. Также на саундтреке можно обнаружить ещё несколько интересных бонусов, к примеру, альтернативная версия композиции ««Markos».
Сравнивая саундтрек «Суспирии» с «Хэллоуином» можно сказать, что первое все же немного уступает второму, в плане нагнетания атмосферы ужаса и мрака. От музыки, которую содержит «Хэллоуин», прямо таки веет напряжением, которое продолжается на протяжении всего произведения, заставляя вздрагивать от каждого шороха. Что касается «Суспирии», то это что-то более завораживающее, гипнотизирующее, порой совершенно не соответствующее параметрам хоррор-культуры звучание. Однако, это ещё не значит, что саундтрэк «Суспирии» плох. У него есть свои плюсы. Он обладает гораздо большим разнообразием дорожек, чем тот же «Хэллоуин», в котором все композиции буквально вытекают друг из друга, образуя один большой трек. Ещё один положительный момент – сложность и многочисленность дорожек, чем «Хэллоуин» похвастаться не может. С другой стороны, это совершенно разные по стилистике фильмы, а потому и музыкальное сопровождение в них играет разную роль.
Далее в нашем списке идет звуковое сопровождение к фильму «Плетёный Человек», снятому в 1973 году по мотивам романа Дэвида Пиннера «Ритуал». Вообще, саундтрек «Плетёного Человека» - вещь очень необычная и интересная: в первую очередь тем, что при её прослушивании довольно сложно представить, что содержащие ею композиции звучат в фильме ужасов. Почему? Всё дело в огромном влиянии фолка, стилистке которого и записан данный саундтрек. Вот, например, дорожка «The Landlord's Daughter» представляет собой спокойную, успокаивающую запись, под которую сразу же представляются средневековые гуляния под открытым небом, с пением, костром и хороводами. Есть здесь и красивая, мелодичная «Willow's Song» с акустической гитарой. Ничем не хуже и «Chop Chop» в которой можно услышать народный инструмент Шотландии – волынку. Трэк «Opening Music - Loving Couples - The Ruined Church» заставляет нас о чём-то задуматься, попереживать и, в конце концов, просто погрустить. Передать все эмоции в тексте, конечно же невозможно, ибо это нужно прочувствовать лично самому. Возможно саундтрек «Плетёного Человека» сам по себе, в отрыве от фильма, и не вызывает напряжения и страха, и не заставит вас пугливо озираться по сторонам, идя ночью по домашнему коридору, как «Хэллоуин», не залезет к вам в голову, как «Суспирия». Зато он настолько погрузит вас в атмосферу и обстановку произведения, что порой вам будет казаться, что сейчас именно вы находитесь на том самом шотландском острове, где происходило действие картины.
Также, практически любая композиция с этого релиза может понравиться всем любителям фолк-музыки, даже абсолютно далёким от жанра ужасов, просто потому, что она вполне тянет на качественную пластинку данного стиля и наверное именно это является главным достижением его автора. Для любителей хоррора будет вдвойне интересно и то, что одну из главных ролей в фильме исполняет великий Кристофер Ли – и его могучий бас звучит в одной из самых игривых песен этой пластинки.
На очереди саундрек из необычного японского фильма ужасов «Тэцуо – железный человек», вышедшего на экраны в 1989 году и повествующего нам о механических механизмах, уничтожающих всё, что встречается им на пути. Как вы уже могли догадаться из тематики фильма, в саундтреке стоит ожидать машинный звук и индустриальные нотки. Да, так оно и есть. И самая же первая композиция нам это наглядно демонстрирует. «Drop Hammer» - это тяжёлое, режущее звучание, местами просто напоминающее шум и шипение. Дорожка «Tetsuo Dance» тоже скорее напоминает запись работы одного из цехов завода, чем на музыкальное произведение. А вот «Scratch Killer», «Mausoleum» и «Megatron» более бодры и ритмичны, имея отдалённый оттенок дискотечности. Самой мрачной и в тоже время лучшей дорожкой можно назвать одинадцатиминутную «Lost». В ней есть практически всё: тревожная мелодия, тяжелая ударная секция, шум и конечно же напряжённая энергетика. Стоит сказать, что в фильме под ««Lost» происходили весьма нелицеприятные действия, о которых лучше умолчать. Вообще, «Тэцуо – железный человек» очень жестокий, переполненный насилием и жуткими кадрами фильм, который лучше не смотреть всем крайне впечатлительным зрителям. Конечно, саундтрек к нему является гораздо более безобидной штукой, но, как и фильм, он очень и очень сложно воспринимается, что и выделяет его от остальных своих коллег. Наверное, данный саундтрек можно назвать индустриальной версией «Суспирии» и «Хэллоуина»: тот же мрак, непонимание, потерянность в пространстве и всё это приправлено металлическим соусом, разъедающим плоть. Однако, без картинки всё очень и очень непонятно. Поэтому, для лучшего восприятия, обязательно стоит посмотреть «Тэцуо – железный человек», чтобы до конца проникнуться описанным в нём техническим безумием.
В завершении статьи хочется поговорить ещё об одном саундтреке. А именно об OST к вышедшему в 1989 году фильму «Повелитель Кукол»: по стилистике он не похож ни на один из вышеупомянутых . Слушая дорожки с «Повелителя Кукол» невольно ощущаешь себя зрителем какого-то театрального или балетного представления, прекрасного и в тоже время мрачного и завораживающего. Трек «Blade Enters The Hotel» представляет собой вязкую, тягучую симфонию с тонкой, неподдельной тревогой в самом сердце композиции. Присутствуют тут и откровенно нервозные «The Puppets Begin Their Killings», «Toulon Remembers» и «Blade, Pinhead And Torch Do-In The Hicks» от скрипучего звучания которых становиться как-то не по себе. Ну а двенадцати минутная « The Puppets Turn On Toulon; Finale & End Title» буквально играет с нами, дёргая за различные ниточки . «Повелитель Кукол» имеет определённые сходства с «Плетёным Человеком» и «Тэцуо - железный человек», так как тоже полностью погружает нас в свою особенную атмосферу, делая нас участником событий, происходящих в фильме. Но при этом он не лишён напряжения и тревоги, представленной в «Хэллоуине», а также странностей «Суспирии», обладая при этом своим неповторимым театральным шармом. В общем, какой-то театральный ужас получается, дикий, но симпатичный.
В завершении хочется написать, что как вы сами только что могли убедиться, ужасы - очень разносторонний жанр и смотреть на него можно абсолютно по-разному. Такой же разнообразной деталью ужастиков является и саундтрек, который может нести совершенно разные чувства и эмоции, погружать в самые невиданные уголки нашего разума. Осталось только выбрать, какие эмоции и образы вам ближе и интереснее, и затем смело окунуться в них с головой.
Комментариев: 0 RSS