Хранилище / The Store (роман)

Автор: Бентли Литтл

Жанр: хоррор

Издательство: Эксмо

Серия: Стивен Кинг поражён...

Перевод: С. Саксин

Год издания: 2014 (оригинал — 1996)

Похожие произведения:

  • Стивен Кинг «Нужные вещи» (роман)

  • Бентли Литтл «Почтальон» (роман)

  • Марк Сэмюэлс «Глипотех» (рассказ)

Имя Бентли Литтла уже давно на слуху у поклонников тёмной литературы. Сейчас на просторах России пошла вторая волна интереса к творчеству одарённого писателя. Связано это, в первую очередь, с публикациями ряда романов автора. Один из которых — «Хранилище», разберём прямо сейчас.

Литтл часто в качестве основы для своих произведений берёт маленький городок американской глубинки. Как часто у него бывает, действие происходит в штате Аризона, но на этот раз в совершенно непримечательном городке Джунипер. Туда пришёл крупнейший сетевой магазин с немного забавным названием «Хранилище». И тут закипела активность в некогда мелком и невзрачном городишке. Масса новых рабочих мест, товары, доселе невиданные в Джунипере. Покупай — не хочу! Протагонист романа Билл Дэвис наравне с остальными радовался улучшению условий жизни... До поры до времени.

Затем же наступил период недоумения и неподдельной тревоги. Скажите на милость, с чего вдруг рядом с магазином каждое утро находили трупы мёртвых зверей и птиц? Обычно жизнерадостные и добродушные горожане вдруг начали цепляться друг с другом фактически без повода. Как будто бы находясь под непонятным влиянием «Хранилища». А тут ещё и обе дочери Билла — Саманта и Шеннон, устроившись на работу в магазин, начали меняться на глазах. Становились замкнутыми и отчуждёнными без малейшего на то повода. Разве что, каким-то непостижимым образом «Хранилище» воздействовало на них, меняя сознание.

Если бы только это оказалось пределом! «Хранилище» было весьма выгодно городку, поэтому городские власти делали все, чтобы магазин остался у них. Нарушения загадочным предприятием законов попросту игнорировались. Горе было тому, кто пытался конкурировать с «Хранилищем», демонстрируя решимость бороться до конца. К таким смельчакам и дуракам в одном лице приходили так называемые Ночные Управляющие — зомбиподобные молчаливые существа, расправляющиеся со всеми неугодными. Устроившиеся в злополучный магазин горожане попадали в кабалу — при помощи мастерских юридических манипуляций и лазеек в законах их лишали возможности даже банально уволиться. Те, кто брал что-то в «Хранилище» в кредит, дорого платили за невозвращение долгов.

Вскоре «Хранилище» начало много на себя брать — пополнять городской бюджет, и таким образом взяло на себя содержание госучреждений, в том числе полицейского управления. Дальше настала очередь местных СМИ. Так пресса отказалась под колпаком у хозяина «Хранилища». Власть в городе фактически безраздельно перешла к всемогущему новому маркету. Когда народ стал прозревать, было уже слишком поздно...

Теперь настала очередь пройтись по составляющим романа.

Непосредственно по сюжету — слабо и прямолинейно. Автору не хватило чуть большей выдумки и лучшей детализации. Некоторые начатые занимательные сюжетные линии так и не были доведены до конца. Словно Бентли Литтл о них просто забыл или переключил внимание на другие события.

Для кого-нибудь минусом может стать малое количество хоррор-сцен. Преобладает недосказанность, действие неторопливо, как походка старика. Временами не хватало динамичности, напрашивающейся как нечто само собой разумеющееся. Но интересно узнавать, как «Хранилище» планомерно проникает во все сферы жизни. Культурно, с одобрения большинства, «демократическим» путем прибирает к рукам полицию, прессу, образовательные учреждения — страшнее, чем зверства Ночных управляющих. И эта черта плавно подводит нас к положительным сторонам незаурядного произведения.

Роман «Хранилище» сочетает в себе черты хоррора о зле, пришедшем в маленький городок, и до ужаса реалистичную и актуальную антиутопию. Это по нынешним меркам достаточно редкое явление. Тем самым «Хранилище» напоминает другую знаменитую антиутопию — «1984» Джорджа Оруэлла, только с несколько иным уклоном. Любопытна сама идея, что «Хранилище» не просто говорит о том, что общество потребления — зло, не только демонстрирует это аллегорически, но и наглядно показывает работу его дьявольских механизмов. Достаточно лишь вдумчиво прочитать книгу.

Бентли Литтл вновь использует характерные для собственного творчества приемы: шок и сюрреализм, который в рассматриваемом романе приобретает еще и некоторое «кафкианское» звучание: нелепая, абсурдная, но вместе с тем очень эффективная система, перемалывающая беззащитного обывателя. Да, несколько портит всё развязка, где автор начинает активно помогать герою, подыгрывать ему; впрочем, так было и в «Почтальоне», который во многом напоминает «Хранилище». Фактически, кажется чуть ли не черновиком рассматриваемого ныне романа.

Резюмируем: роман «Хранилище» не стал путеводной звездой в хорроре, не открыл новые горизонты и не расширил границы жанра. Однако очень удачно обыграл актуальную тему, вывернув наружу мрачную и неприглядную изнанку. К тому же, написано это лёгким для восприятия авторским языком.

Не будет лишним познакомиться с «Хранилищем» воочию. Только ни в коем случае не соглашайтесь устраиваться туда на работу. Приятного чтения!

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх