DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

«Fleshlettes»: искусственная человечинка от Джонатана Пэйна

Гиперреализм — одно из самых популярных течений в современном искусстве, и скульптура здесь не исключение. Только навскидку можно назвать с полдюжины скульпторов, работающих в этом направлении: Рон Мьюек, Дуэйн Хэнсон, Джон де Андреа, Кэрол Фейерман, Марк Сиян, Сэм Джинкс… Все эти авторы, а также и их коллеги создают не что иное, как «искусственных людей». И если, как говорят, гиперреалисты от живописи способны превзойти своим искусством фотоаппарат, то с чем или с кем соперничают скульпторы? Похоже, их визави сама природа? Впрочем, многие гиперреалисты не идут в реализм как таковой, а обращаются к тому, что можно было бы условно назвать «гиперреалистичным сюрреализмом» (или «сюрреалистичным гиперреализмом», кому как нравится). Среди последних и лос-анджелесский скульптор Джонатан Пэйн.

Ученик Джоди Шелла, Джона Брауна и Саймона Ли, Джонатан Пэйн хорошо владеет традиционной лепкой и 3D-моделированием. Однако известность он приобрел благодаря серии сюррелистических скульптурных работ под названием «Fleshlettes». Да, это не искусственные люди. Даже так: это совсем не похоже на нас с вами. И вместе с тем в этом есть что-то очень и очень человеческое. Эти «опухолевидные маленькие шарики из плоти», как их назвал сам автор, состоят из разных частей человеческого тела.

 

Если вы испытываете некоторую неприязнь или даже рвотный позыв, глядя на фотографии этих работ – это нормально. Дело даже не в том, что части тела, всем нам прекрасно знакомые, соединены в совершенно безумные комбинации. Проблема в том, что они выполнены безукоризненно реалистично, как у Бодрийяра - «реальнее самой реальности», и тут срабатывает что-то вроде эффекта «зловещей долины».

Скульптуры настолько реалистичны, что мы можем (отчасти даже невольно) проецировать свои собственные чувства-представления о пальцах и зубах, на эти непостижимые объекты, пытаясь представить, как все эти части тела будут чувствовать себя, вдруг соединенные вместе. И это не так уж приятно. Но тут уж никуда не деться – пока у нас есть тела, мы будем испытывать телесный ужас. Пожалуй, творчество Пайна может быть отнесено к жанру боди-хоррора, а также к такому направлению, как биопанк. Определенно есть что-то схожее в работах Джонатана и известной австралийки Патриции Пиччинини. И конечно нельзя не вспомнить, глядя на всё это буйство плоти, великого исследователя телесности, Дэвида Кроненберга.

«Fleshlettes» выглядят чертовски по-кроненберговски. В большинстве фильмов режиссера присутствуют странные объекты, балансирующие на грани между тем, чтобы быть частью тела и быть самостоятельным объектом («Экзистенция», «Бешеная», «Гнездо» и другие). То же самое можно сказать и о серии скульптур Джонатана Пэйна. Автор словно производит некую деконструкцию человеческого тела, он разбирает его на маленькие составные части, чтобы потом из имеющихся компонентов создать новый объект. Мы как будто сталкиваемся с лакановской мыслью о том, что в первые месяцы жизни у нас нет целостного образа своего тела, мы воспринимаем его фрагментированным, части тела существуют как бы автономно. Пэйн будто совершает редукцию к этому состоянию, но при этом идет несколько дальше, он комбинирует части тела совершенно по-новому, не согласованно с нашим «зеркальным» образом-двойником, создает новых существ, выходящих за рамки своих функций и за рамки телесной иерархии внутри воображаемого целого.         

«Fleshlettes» - поистине удивительная и уникальная скульптурная серия. Для Пэйна это не просто куски «плоти», для него это, в первую очередь, персонажи, более того, как пишет сам автор, «Fleshlettes» - это семья. Большинство персонажей имеют свои имена и даже характерные черты. К примеру, зубастый язык зовут Тоня, и она – матриарх семейства. А сосок с зубами и пучком волос зовут Ричанда, и главным ее отличием от всех остальных членов «Fleshlettes» является ее голос (?!). Чувство юмора художника позволяет взглянуть на работы немного иначе, увидеть в них не только (и не столько) боди-хоррор. Свои творения Джонатан Пэйн создает из полимерной глины, акрила и человеческих волос, так что не обошлось и без частички «человеченки».  

 

 

 

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)