ЗАКЛЯТЬЕ. НАШИ ДНИ

Америка, середина пятидесятых годов двадцатого века. Из-под пера тогда ещё не получившего известность писателя-фантаста Уолтера Брейдена Финнея, скрывающегося под псевдонимом Джек Финней, рождается литературное творение под названием «Похитители тел». В 1954 году оно выходит в известном в те времена журнале «Collier’s», публикация в котором послужила началом карьеры, например, для Курта Воннегута. Спустя ещё год текст публикуется в виде отдельного романа, речь в котором идёт о среднестатистическом американском городке, размеренную жизнь которого нарушают странные сообщения его жителей о том, что их родные и знакомые — вовсе не те, за кого себя выдают. Они ссылаются на отсутствие эмоций, холодный взгляд и странные повадки — это уже не их родные и близкие, это кто-то другой.

Роман «Похитители тел» — интересный экземпляр литературы ужасов, который является, скорее, симбиозом нескольких жанров: в нём довольно много характерных черт научной фантастики, что логично, ведь сюжет строится вокруг инопланетного вторжения и колонизации планеты. Также есть примесь триллера и небольшое вкрапление хоррора. 

Естественно, Голливуд не мог обойти набирающий популярность роман. Тенденция, состоящая в стремлении кинокомпаний экранизировать известные литературные произведения, тогда была не менее актуальна, чем в наши дни. На следующий год после того, как «Похитители тел» появились на прилавках книжных магазинов, была представлена первая киноадаптация романа под названием «Вторжение похитителей тел», которая со временем обретёт статус культовой и будет внесена в Национальный реестр фильмов при Библиотеке конгресса США.

«Вторжение похитителей тел» (1955)

Режиссёрское кресло занял Дон Сигел, а главную роль исполнил Кевин МакКарти. Несмотря на то, что фильм был снят в краткие сроки, у создателей получилось сделать кино, которое по сей день можно считать образцом правильного подхода к формированию цельного кинопроизведения. Часто бывает, что при переносе литературного текста на экран некоторые сюжетные линии первоисточника упускаются, оставляя пробелы. В случае с первой экранизацией «Похитителей тел» такая проблема присутствует лишь в незначительных деталях, что является одной из причин цельности происходящего.

Сюжет фильма подаётся в форме своеобразной «исповеди» привезённого в психиатрическую клинику пациента. Пациентом является главный герой книги и фильма — Майлс Беннелл, доктор, вернувшийся домой после поездки в другую страну. Он отчаянно доказывает, что его родной калифорнийский город Санта-Мира захвачен неизвестной инопланетной силой, которая заменяет людей на неких безэмоциональных клонов. И пришельцами движут цели, которые имеют далеко не самые радужные последствия для человечества, — например, тотальная колонизация планеты.

 

«Вторжение похитителей тел» (1955)

Инопланетяне из «Вторжение похитителей тел» не отвечают шаблонному представлению о пришельцах из глубин космоса. Это не серые ребята с большими чёрными глазами, о проделках которых можно услышать от соседа-любителя теорий заговора после парочки опрокинутых рюмок пойла с высоким градусом. Они не чертят круги на кукурузных полях, не похищают людей с целью проведения над ними опытов с использованием анальных зондов и не расчленяют коров. Эти существа в определенной мере даже не пришельцы, а их орудие, призванное заменить человечество, которое еще недостаточно ментально развито для контакта с внеземным интеллектом. 

Фильм Дона Сигела, несомненно, подпадает под определение «классика кинематографа», запоминаясь выразительным визуальным рядом, актёрской игрой и режиссурой. Досаден тот факт, что новое поколение вряд ли сможет воспринять всерьёз чёрно-белую картину со специфической атмосферой, которая, к тому же в несколько раз старше их самих. В наши высокотехнологические годы чёрно-белый фильм считается экзотической диковинкой. Как цветной шестьдесят лет назад.

«Вторжение похитителей тел» (1978)

Следующая экранизация романа вышла спустя двадцать два года, в 1978-м, и оказалась ничуть не хуже, чем первая. Режиссёрское кресло в этот раз занял Филип Кауфман, а роли получили известные актёры: Дональд Сазерленд, Джефф Голдблюм и Леонард Нимой. Кстати, одну из второстепенных ролей исполнил Дон Сигел.

По сути, перед зрителем предстало переосмысление первого фильма на новый лад: с использованием передовых спецэффектов и уже в цвете. Присутствуют определённые изменения сюжета, которые были внесены, видимо, с целью расширения зрительской аудитории, и чтобы лучше сработали приёмы новой режиссуры. Место действия, например, из маленького города было перенесено в огромный Сан-Франциско.

«Вторжение похитителей тел» Кауфмана был успешен и в плане проката, собрав внушительную кассу, и в плане урожая наград, вроде премии «Сатурн» за лучшую режиссуру и монтаж звука.

       

«Похитители тел» (1993) и «Вторжение» (2007)

Две последующие картины всё больше и больше отдалялись от литературного первоисточника. Сценаристы кардинально меняли место действия, персонажей и попросту переворачивали с ног на голову всю оригинальную историю, вытряхивая из неё нужные элементы или переделывая их. В этом, конечно, нет ничего такого: ведь подобное позволительно произведениям с пометкой «по мотивам».

Резкие изменения были ярко выражены в «Похитителях тел» 1993 года, где не было уже не только маленького городка, но и Майлса Беннелла. Все события проходят на военной базе армии США, куда биолог Стив Мэлоун приезжает на инспекцию токсических материалов, прихватив с собой семью. А дальше в дело вступают уже знакомые пришельцы, подменяющие людей с целью захвата планеты. Режиссером фильма стал Абель Феррара.

Особого фурора, как прошлые две версии, кино не произвело: его ждала прохоладная встреча зрителей и смешанные отзывы критиков. Но просмотра оно заслуживает, как минимум, для того, чтобы собрать в сознании полный пазл всех экранизаций романа.

«Похитители тел» (1993)

Последним на данный момент киновополщением романа является фильм Оливера Хиршбигелья «Вторжение« с современными голливудскими звёздами в главных ролях: перед зрителем предстанут Дэниел Крэйг и Николь Кидман. Именно этот фильм сильнее всех отличается от книги. Чего уж там: это, пожалуй, совершенно другое произведение, не имеющее практически ничего общего с романом, за исключением внеземной угрозы, которая в этот раз являет собой самую настоящую паразитическую заразу, захватившую большую часть планеты. Тем не менее, «Вторжение»  отличный триллер с мрачной атмосферой и интересным сюжетом. Несмотря на то, что оказался коммерчески провальным проектом, он заслуживает к себе внимания хотя бы потому, что неплохо пугает с помощью саспенса.

«Вторжение» (2007)

«Похитителей тел» Финнея приятно почитать на досуге, а затем посмотреть его экранизации: первую и все последующие. Без зазоров совести можно сказать, что, как минимум, первые два фильма послужили внушительным толчком в развитии жанра и на некоторое время установили планку качества для подобных проектов. Поклоннику ужасов желательно ознакомиться с этими лентами и на всякий случай задуматься: действительно ли случайный человек, сидящий рядом с вами в метро или идущий навстречу по улице  человек?

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх