DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Гид по Замку ужаса для начинающих

Антология мировой фантастики. Том 8. Замок ужаса (антология)

Составитель: Дмитрий Володихин

Жанр: ужасы

Издательство: Аванта+

Серия: Антология мировой фантастики

Год издания: 2003

Собрать достойную антологию — это целое искусство. В итоге будет важно всё: состав произведений, порядок их расположения в книге, сопроводительные заметки об авторах и их творениях и аналитические статьи о теме и идее антологии, если таковые имеются. Привести все эти компоненты в равновесие — задача, которая не каждому окажется по плечу. Но уж если составитель с ней справится, то книга должна получиться очень хорошей, если не отличной!

Серия сборников «Антология мировой фантастики» на удивление высоко держит марку. Все десять её томов (из пятнадцати планировавшихся), кажется, выступают на одном, довольно высоком уровне. Хотя вступлениями к каждому из произведений составители пренебрегли, но краткие справки об авторах есть, и вступительная, и заключительная статьи обнаруживаются в каждой книге. Серия ретроспективно представляет фантастику и фэнтези: от постапокалипсиса и космооперы до альтернативной истории и хронооперы.

Нашлось в этой серии место и «страшной» литературе. Восьмой том называется «Замок ужаса» и служит своеобразным гидом по классическим хоррорам с небольшой примесью малоизвестных вещей.

Как это всегда бывает в антологиях серии, иноязычные произведения соседствуют с творениями отечественных авторов. В «Замке ужаса» последние разделены на две категории: проверенная временем классика и современные образцы. Алексей Константинович Толстой со знаменитой повестью «Упырь» и Иван Тургенев с занимательной новеллой «Рассказ отца Алексея» представляют «ужасы» XIX века. Тут уж сомневаться нечего: это действительно проверенная временем классика, хотя рассказ Тургенева и не принадлежит к самым известным его вещам даже в «русской готике».

Вот так: известное (зачастую — очень известное) и малоизвестное (иногда — ранее неизвестное) в пределах одной книги иллюстрируют развитие литературы ужасов, фактически, на протяжении всего двадцатого века. Конечно, есть некоторые перекосы: XIX век представлен, вероятно, недостаточно — только Толстым и Тургеневым, а также новеллой Артура Мейчена; XX век представлен в основном творчеством писателей, работавших в первой его половине. Однако книга от этого не делается хуже, во всяком случае, классический мистический хоррор, которым полны её страницы, отмерен со вкусом и тщанием.

Главная фигура «страшной» литературы первой половины прошлого столетия представлена сразу четырьмя произведениями. Самые классические «Крысы в стенах», «Нездешний цвет», «Зов Ктулху», а также ранняя «ктулхиана» в лице «Дагона». Эти тексты, за исключением, вероятно, последнего — одни из лучших, что написал Лавкрафт. Естественно, включая такие работы, составитель уже делает заявку на сильную антологию. Но всё хорошо в меру, и, вероятно, понимая это, Володихин «разбавляет» Лавкрафта другими авторами, творчество которых связано с его именем.

Так, между «Дагоном» и «Крысами в стенах» помещены рассказы писателей, повлиявших в своё время на «джентльмена из Провиденса». Это «Бедный старина Билл» лорда Дансени и «Огненная Пирамида» Артура Мейчена. Первый — один из самых мрачных рассказов писателя, повествующий о судьбе капитана корабля, которого ненавидела команда. Второй — новелла о подземных жителях уэлльских холмов, которая стала краеугольным камнем практически всех хоррор-рассказов о «маленьких людях».

Затем, в перерыве между произведениями Лавкрафта снова появляется вещь другого писателя. На сей раз это друг и соратник «джентльмена из Провиденса» — «техасский мечтатель» Роберт Говард. Казалось бы, примерно ясно, какие рассказы следовало бы по логике вещей здесь разместить. Однако вместо «Чёрного камня» или «Голубей из ада» в книге появляется «В лесу Виллефэр». Рассказ, ставший у нас широко известным благодаря множеству переизданий, хотя эта история о де Монтуре звёзд с неба не хватает.

Один из двух романов, попавших в сборник, представляет творчество Абрахама Меррита, в некотором роде соратника писателей «лавкрафтовского кружка». Его знаменитый хоррор «Гори, ведьма, гори» представляет ещё одну сторону разнообразных литературных ужасов 1930-х годов. Меррита сменяет Кларк Эштон Смит с рассказом «Вторая тень» из цикла о Посейдонисе, последнем острове Атлантиды. Это мрачное атмосферное фэнтези — одна из лучших новелл писателя.

Замыкает тему «около Лавкрафта» его младший коллега Роберт Блох со своим знаменитым «Навек ваш — Потрошитель». Писатель снова появляется в книге чуть позже с ещё более известной вещью. Но «Психо» — это работа несколько другого рода, обнаруживающая сходство с «реалистическими» ужасами середины века. Этот пласт хоррора представлен также и самым знаменитым рассказом Ширли Джексон — «Лотерея».

Повесть Брайана Олдисса «Слюнное дерево», кажется, имеет меньше всего прав находиться в антологии. Это фантастическое произведение, написанное к столетию со дня рождения Герберта Уэллса, вдохновлено «Войной миров». Не стоит ожидать от «Слюнного дерева» настоящего, пробирающего до костей хоррора, хотя не отнести повесть в том числе и к литературе ужасов нельзя. Здесь есть вторжение «чужих», причём невидимых, которые неведомо чем опрыскали одну из английских ферм. Тут-то и начались странные вещи...

Большая часть антологии составлена из произведений англо- и русскоязычных писателей. Однако нашлось место и европейцам. Точнее сказать, всего одному европейцу, но зато какому! Творчество Жана Рэя представлено двумя рассказами: «Кладбищем Марливек» — ранним — и «Здравствуйте, мистер Джонс!» — поздним. Некоторое сходство этих произведений налицо: оба они сюрреалистичны и туманны. Однако если первое, считающееся одним из лучших в наследии писателя, по-настоящему туманно-страшное, то второе — иронически-сюрреалистическое. И оба произведения отлично иллюстрируют характерные особенности прозы Жана Рэя: обрывочность повествования, ирония, сюрреализм... Для «Кладбища Марливек» это всего лишь вторая публикация на русском, тогда как издание с первой публикацией давно уже стало библиографической редкостью; а рассказ «Здравствуйте, мистер Джонс!» вообще более на русском нигде не издавался.

Завершает книгу блок рассказов современных российских писателей. Андрей Саломатов своим «Кузнечиком» заставляет вспомнить «Крошку-убийцу» Рэя Брэдбери. Здесь тоже есть маленький убийца, но он более странный, безумный и... «чернушный». Рассказ Саломатова написан в 1991 году, он передаёт атмосферу времени. То же самое можно сказать и о произведении Андрея Столярова «Всё в красном», за исключением того, что эта вещь создана во второй половине девяностых.

Отличается от других рассказ Кирилла Бенедиктова «Храм мёртвых богов». Это тёмное фэнтези, действие разворачивается в Древней Месопотамии. Таинственные культы, мрачные зиккураты и бессмертие как награда — всё в комплекте. Единственный рассказ в подборке, с которым можно было бы сравнить работу Бенедиктова, — «Вторая тень» Кларка Эштона Смита.

Нельзя не упомянуть и сопроводительные статьи к подборке. «Обращение к читателям» Андрея Столярова, открывающее книгу, вдумчиво, красиво и, можно даже сказать, атмосферно. Писатель отлично прочувствовал, что такое хоррор, и изложил свои мысли по этому поводу, приглашая читателя на своеобразную «страшную» экскурсию. Заключительная статья Глеба Елисеева тоже весьма хороша. В «Напитке из чаши Птолемеев» он даёт краткий обзор литературы ужасов, создававшейся на протяжении веков. Кажется, всё, что можно было сказать важного в материале подобного объёма, сказано.

Так что «Замок ужаса» — это отличная антология для неофитов, только ещё начинающих осваивать жанр. Неискушённого читателя будто ведут по художественной галерее, достаточно подробно рассказывая о некоторых картинах, в то время как с другими оставляя наедине. Да, экскурсия не включает некоторых важных работ, особенно современных, но тем не менее она ценна. Да она может принести немалое удовольствие даже видавшему виды читателю хоррора — всё-таки приятно порой перечитать лучшее из лучшего. А в «Замке ужаса» лучшее — это почти всё!

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)