Темный рыцарь: Возрождение легенды / Dark Knight Rises

Великобритания, США, 2012

Жанр: триллер, боевик, драма

Режиссер: Кристофер Нолан

Сценарий: Кристофер Нолан, Джонатан Нолан, Дэвид С. Гойер

В ролях: Кристиан Бэйл, Том Харди, Морган Фриман, Энн Хэтэуэй, Джозеф Гордон-Левитт, Марион Котийяр, Гари Олдман, Майкл Кейн, Лиам Нисон, Киллиан Мерфи и др.

Похожие фильмы: «Хранители», «Трансформеры: Темная сторона луны»

Восемь лет назад Бэтмен исчез со сцены Готем-сити, превратившись из защитника города в изгоя. Приняв на себя вину за гибель Харви Дента, герой скрылся, решив, что так будет лучше для чести прокурора. Пока миф о невинности Двуликого действовал, преступность находилась под контролем.

Теперь наступило время перемен. «Уэйн Корпорейшен» практически разорена. В городе появляется загадочная воровка по имени Селина Кайл. Ситуация меняется в корне, когда на сцену выходит террорист Бэйн, чье лицо скрыто маской. Он устраивает настоящую революцию в Готеме, заставив Бэтмена вернуться. Однако даже Темный рыцарь может проиграть противнику…

Как уже говорилось в предыдущих номерах, две тысячи двенадцатый год выдался богатым на спорные фильмы. А сколько было ожиданий, закончившихся разочарованиями! Вот почему нового творения режиссера Кристофера Нолана так ждали и, одновременно с этим, опасались. Конечно, Нолан уже зарекомендовал себя наилучшим образом, но каждому свойственны промахи и ошибки. Тем более, что переплюнуть собственный же шедевр в виде второй части трилогии о Бэтмене казалось делом почти невероятным.

Но обо всем по порядку. Итак, в заключительном фильме трилогии мы видим Брюса Уэйна, находящегося в состоянии морального упадка и депрессии. Герой Кристиана Бэйла страдает от смерти любимой женщины, погибшей от рук Джокера, а также – от своего вынужденного затворничества. Но все меняется за считанные дни, когда появляется воровка-авантюристка Селина Кайл (Энн Хэтэуэй). Она разоряет фирму Брюса, столкнув его на грань нищеты.

Примерно в это же время комиссару полиции Джиму Гордону (Гари Олдману) становится известно о существовании в Готэме некоего подземного братства, ютящегося в канализационных коллекторах и готовящего революцию. Руководит новоявленными анархистами террорист в маске, известный как Бейн. Это циничный и жестокий преступник, руководствующийся только одним желанием - сравнять город с землей. И даже появление на сцене постаревшего Бэтмена не может повлиять на расстановку сил – ведь для самого Брюса Уэйна и его «альтер-эго» уже расставлены ловушки…

Так начинается новый фильм саги о Темном Рыцаре.

Дальше краски только сгущаются. Новоявленный суперзлодей отправляет половину героев либо в изгнание, либо на больничную койку. Параллельно с этим раскрываются истории многих персонажей. Оформив отсылки к предыдущим фильмам в виде пары флешбеков, Нолан умудряется ввернуть в конце неожиданный, хоть и закономерный, сюжетный твист. В совокупности с масштабными сценами, показывающими борьбу Готэма с охватившим его злом, все это бы подняло «Возрождение легенды» на наивысший уровень, но…

Слабым местом картины оказался сценарий. Это удивительно, учитывая то, что создавался он самим режиссером, его братом-сценаристом, приложившим руку к «Темному рыцарю» и «Началу», а также Дэвидом С. Гойером, сценаристом таких картин как «Блэйд», «Нерожденный», «Темный город» и «Телепорт». Нельзя сказать, что история третьего «Бэтмена» полна ляпов, но все же. В одной сцене день сменяется ночью всего лишь за восемь минут. Если время в Готеме течет так быстро, становится ясно, почему у группы полицейских, которые провели под завалами пять месяцев, даже униформа не испачкалась. Бэтмен в этом фильме, по-видимому, приобретает какие-то сверхчеловеческие способности, потому что избавляется от полученных ранений с поразительной быстротой. Все это, плюс притянутая за уши концовка, не дает поставить триквелу максимальный балл.

Если сравнивать композицию фильма с более ранними картинами Нолана, то можно обнаружить, что «Возвращение легенды» - более простая история. Режиссер не показывает здесь несколько параллельных временных пластов, как это было в «Бэтмен: Начало». Не встретишь здесь и хитроумной детективной интриги, как в «Темном рыцаре». Здесь линии разрозненных персонажей пересекаются ближе к концу; некоторые ходы зритель может предугадать сам; да и уж слишком часто по ходу действия выскакивают различные «боги из машины». Все надежды на лучшее будут оправданы, и это даже немного разочаровывает.

Третий «Бэтмен» напоминает кинокомикс более чем любая другая часть трилогии. Но это воистину масштабный кинокомикс. В сценах массовок было задействовано около 10 000 человек; многие декорации (например, тюрьмы-ямы) пришлось возводить с нуля; большинство трюков и боевых сцен было исполнено самими актерами. Поневоле испытываешь уважение к Кристоферу Нолану. Этот человек не боится широкого размаха и больших бюджетов.

Если в первом Бэтмене доминирующей темой был страх (страх стал причиной гибели родителей Брюса, он же породил Бэтмена, его же воплощают Пугало и Рас Аль-Гул), в «Темном рыцаре» - дихотомия добра и зла, то в триквеле балом правит, по словам самого режиссера, тема боли. Действительно, это состояние испытывают все ключевые персонажи. Но Кристофер Нолан не зацикливается на одной проблеме, напротив, по-онегински «касается всего слегка»: анархии и демократии, любви и предательства, страха и гражданского долга. Копнем глубже, и фильм заставит зрителя задуматься, что уже само по себе является редкостью.

И если сценарий еще может вызвать нарекания, то актерский состав – лишь восхищение.

Кристиану Бэйлу, безусловно, удалось вдохнуть жизнь в «мрачного крепыша» Бэтмена. Его супергерой – один из самых человечных персонажей за всю историю кинокомиксов. Он не может поспеть везде и всюду, совершает ошибки, но в то же время стремится к саморазвитию и внутренней стойкости. Его Брюс Уэйн испытывает боль, связанную с потерями прошлого, но в то же время желает «тряхнуть стариной». Бэтмен в этом фильме является символом освобождения Готема от террористического произвола Бейна.

Том Харди, исполняющий роль главного антагониста, оправдывает свою фамилию. Его персонаж наводит ужас не столько своим внешним видом, сколько голосом. Для такого человека нет ничего святого, кроме единственной цели – уничтожить всех жителей Готема, дав им ложную надежду на спасение. Нет нужды сравнивать Тома Харди с Хитом Леджером – их типажи слишком различны в своих методах действия, образах и предыстории.

Многим полюбится Селина Кайл в исполнении Энн Хэтэуэй. По словам Кристофера Нолана, Селина в этом фильме – авантюристка, femme fatale с загадочным прошлым. Ее тянет к справедливости – и это желание может играть на руку разным сторонам. Селина, как и Уэйн – очень человечный персонаж, что является большим плюсом по сравнению с аналогичным образом в исполнении Мишель Пфайффер.

Альфред (Майкл Кейн) здесь вызывает больше сочувствия, чем в предыдущих фильмах. Он стареет и становится более чувствительным к своему «приемному сыну», каковым, по сути, является Брюс. Его история способна вызвать слезы у многих зрительниц. Не меньше симпатии привлечет и второй «нянька» Уэйна – Люциус Фокс (Морган Фриман), который станет полноценным участником защиты Готема.

Стоит отметить Джозефа Гордона-Левитта в роли полицейского Джона Блейка. Он также показан как один из активных участников сопротивления диктатуре Бейна, но, по сути, не привносит в сюжет каких-либо существенных изменений. Кажется, что Нолан ввел его персонажа в сценарий ради концовки.

Остальные актеры отыграли положенные им по сценарию роли, не выходя за рамки. Гари Олдман и на этот раз сыграл комиссара Джима Гордона, но похоже, начал уставать от положительности своего персонажа. Обворожительная Марион Котийяр опять блистательно доказала, что умеет изображать совершенно различные состояния души в рамках одного образа. Что и говорить, даже второстепенные актеры, произносящие за весь фильм пару-тройку фраз, как например, персонаж Джоша Стюарта (здесь он играет «правую руку» Бейна, но более известен в роли Аркина из «Коллекционера»), выложились на сто процентов. Зритель не просто говорит «верю!», но целиком погружается в действие.

Как и остальные фильмы Кристофера Нолана, «Возрождение легенды» помогал снимать оператор Уолли Пфистер. За счет его работы создается легко узнаваемый стиль съемки: специфическая цветовая гамма, «мозаичный» монтаж, ничего лишнего. Разумеется, нолановский «Бэтмен» не был бы таковым без саундтрека Ханса Циммера. Мрачный оркестровый аккомпанемент, перемежающийся вставками электронных эффектов, создает специфическую атмосферу и напряжение в нужных местах.

Все эти составляющие – достойный сценарий, актерская игра, четкая картинка и грамотно подобранное музыкальное сопровождение – создают тот самый рецепт «фильмов от Нолана», полюбившийся многим зрителям во всем мире. К сожалению, высшего балла «Возрождение легенды» удостоиться все же не может. Но он существенно качественнее многих кинопремьер этого года, и вполне претендует на звание «Лучший фильм-2012».

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх