DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Готы с русских берегов

Для начала – напомню, что термин «готическая» по отношению к музыке начал употребляться в связи с творчеством таких группа как "Bauhaus", "Joy Devision", "Cure" и первоначально означал «грубая, варварская». Первые группы «готик-рока» были, по сути, частью пост-панка, то есть музыкой не самой утонченной, но зато колоритной. Самое смешное, что пресловутый русский рок в своем классическом виде частенько как раз и был чистейшим образцом подобной «готики»: «Кино», «Агата Кристи», «Пикник», да и многие другие группы переводили модное звучание на язык родных осин. Но, впрочем, всерьез их готикой редко кто считает – в отличие от групп следующих поколений, о некоторых из них мы с вами и поговорим.

Рада и Терновник

Рада и ее Терновник

Рада, она же Радислава Цапина (ныне - давно уже Анчевская) начала писать свои песни еще учась в Ивановском университете, на филологическом факультете. Но всерьез ее музыкальная карьера началась только после переезда в Москву. В 1991 году и была официально создана группа «Рада и Терновник», с успехом существующая до сих пор. По тем временам их музыка звучала весьма своеобразно – настолько, что группу не замедлили записать в психоделический рок, которым в их творчестве, на мой взгляд, и не пахло. Психодел, в своем изначальном смысле – это Джерри Гарсия из "Grateful Dead", обкурившийся и тянущий нескончаемый блюз минут по двадцать как минимум. А ранние записи Рады – вполне себе готик-рок, причем ближе как раз-таки к западным основателям стиля, нежели к их отечественным «переводчикам» из упомянутых классиков русского рока. Интересно, что первый альбом группа писала на студии Петра Мамонова, основателя «Звуков Му» - еще одной группы настолько необычной, что отнести их к русскому року можно только номинально. Перкуссия и бас, минималистичная гитара уходит на задний план… Визитной карточкой группы стал вокал Радиславы – красивый, большого диапазона голос, с характерным звучанием, за которое ее сравнивали с Диамандой Галлас и Лайзой Джерард. Помогала создавать нужный настрой и внешность Радиславы: девушки высокой, темноволосой, очень стройной и обладающей своеобразной, суровой красотой. Впрочем, готик-роком как таковым группа занималась недолго: со временем визитной карточкой группы стала смена стилистики едва ли не на каждом альбоме. Они записывали своеобразный, не до конца вписывающийся в рамки стиля, трип-хоп («Любовь моя печаль», первый тираж которого был на корню скуплен во Францию), дарк-фолк («Книга о жестокости женщин», со скрипкой, цимбалами и индусской гармоникой). Совместно с фольклорным ансамблем «Ясный день» был записан альбом «Женитьба», на котором фольклорные песни совместились с рок-композициями. Причем совместились буквально: на исполнение фольклорной песни накладывалась звучание рок-группы. Лично меня результат завораживает, крайне рекомендую запись к прослушиванию... Были еще и сольные записи Рады – начиная с альбома «Где-то сказки были», который вполне вписывается на одну полку с "Current 93", к примеру. Это еще одна их запись, которую я очень люблю. Впрочем, проходных записей, на мой взгляд, у группы нет.

Калугин, который гуляет сам по себе

NigredoПо мере развития готической стилистики, и на Западе, и в наших широтах группы все дальше уходили от пост-панкового звучания. Готика смыкалась и смешивалась с индастриэл, металлом и даже фолком. И вот как раз смешение с фолком и дало один из самых любопытных результатов на всем пост-советском пространстве. Речь о сольном альбоме Сергея Калугина "Nigredo".

У него вообще любопытно складывалась карьера: Сергей закончил музыкальное училище (классическая гитара), начинал он с бардовской песни, причем протекцию ему оказывал Юрий Наумов, сравнивший Сергея с Александром Башлачевым. Потом Калугин организовал хэви-метал группу «День Гнева». Примерно в 1993 году он начал постоянно выступать с программой, которая и составила потом костяк интересующего нас альбома.

Этот альбом заслуженно носит титул первого русского альбома в стиле dark folk, причем нельзя сказать, что он копирует кого-то из западных апологетов стиля. Да и стиль-то в 1994 году был популярен далеко не так, как сейчас. С точки зрения музыки, в песнях альбома можно обнаружить кельтский фолк, фламенко, барочные проигрыши, и при этом альбом не производит впечатления эклектики – «Нигредо» оставляет очень цельное впечатление за счет своей атмосферы. Кстати, именно атмосфера, в первую очередь, и роднит его с дарк-фолком. Исключительно хороши в альбоме тексты, лично мне они всегда напоминали Серебряный век русской поэзии – наиболее мрачные стихи Блока или Гумилева, возможно:

Мертвой свастикой в небе орел повис

Под крылом кричат ледяные ветра.

Я не вижу, но знаю - он смотрит вниз

На холодный цветок моего костра.

Мир припал на брюхо, как волк в кустах,

Мир почувствовал то, что я знаю с весны.

Что приблизилось время Огня в Небесах,

Что приблизился час восхождения

Черной Луны.

Сергей Калугин

Единственная песня, которая намеренно выбивается из альбома – финальная, звучащая как чистый рок, вполне светлый по настроению. Помимо того, что она создает контраст остальному альбому, песня еще и текстом выделяется, с его рефреном «ничего нет прекраснее смерти»:

Плачь, мы уходим отсюда, плачь,

Небеса в ледяной круговерти,

Только ветер Сияния, плачь,

Ничего нет прекраснее смерти!

Плачь, слышишь - Небо зовет нас, так

плачь,

С гулом рушатся времени своды,

От свободы неистовой плачь,

Беспредельной и страшной свободы!

Плачь, мы уходим навеки, так плачь,

Сквозь миры, что распались как клети

Эти реки сияния! Плачь!

Ничего нет прекраснее смерти!

Услышав ее впервые, я подумал, что, будь я чуть моложе при первом знакомстве с этим произведением, вполне мог бы принять ее за гимн самоубийству и даже руководство к действию. Всегда было интересно порасспросить Сергея Калугина об этой песне, но как-то наглости не набрался. Самое интересное, что последующее его творчество (в основном, с группой «Оргия праведников») отличалось совершенно другой стилистикой: я бы назвал ее очень тяжелым арт-роком.

Федор, который «сволочь»

Если «Рада и Терновник» начинали с готик-рока, то следующие герои нашей статьи – с индастриэл и нойз. Первоначально проект назывался «Федор Сволочь» и звучал довольно-таки ехидно и практически бесчеловечно, как и положено нойз-музыкантам. Зато довольно любопытно и непредсказуемо.

С точки зрения поклонника готик-культуры (в вышеупомянутом, самом широком понимании этого термина) наибольший интерес представляют собой последующее альбомы, на которых группа мигрировала куда-то в сторону фольклорной мелодики, причем как европейской, так и восточной. Вокальные партии исполняет Яна Вева, девушка талантливая и по-своему красивая. Кстати, любителям изысканной мелодики осмелюсь рекомендовать ее же проект "Samka", где девушка исполняет суровый нойз.

Самым популярным их альбомом является, пожалуй, «Пустота» - изящный, совмещающий фолковую мелодику и «вкусную» электронику. Единственный его недостаток, пожалуй, в том, что запись обладает отчетливым привкусом музыкантов с "4AD", таких как "Deadcandance" и "Cocteau Twins". Воздушные конструкции с многослойным звуком и околофольклорной мелодикой. Впрочем, сходство не настолько велико, чтобы оттолкнуть слушателя, о плагиате тут говорить не приходится: и лучшее подтверждение этому – международная популярность альбома. Он был издан в России, Германии, Турции и Мексике.

Странная русская DVARюшка

Dvar"Dvar" – последняя группа, на творчестве которой я остановлюсь в нашем мини-обзоре. Тем более, что они представляют еще одну грань готической музыки – дарк-вэйв. Если уже знакомый нам дарк-фолк отталкивается от фолк музыки, то его близкий родственник дарк-вэйв – скорее, от музыки классической или, еще чаще, камерной. Иногда состав группы – вполне себе обычный именно для камерного оркестра, иногда нужное звучание достигается синтезаторами – или же, эти подходы комбинируются.

Что касается "Dvar", то они умело комбинируют подходы западных музыкантов: подобно "The Residents" (уникальной группе, близкой к авангарду и пост-индастриэл), музыканты скрывают свои лица и подлинные имена, общаются исключительно по электронной почте, ну и так далее. Подобно каждой второй группе в готической музыке, они рассказывают о своем глубоком увлечении каббалой и прочей магией (честно сказать, к большинству таких россказней я бы относился с иронией). И, наконец, подобно старшим собратьям из авcтрийской группы "Sopor Aeternus", рассказывают легенды о сверхъестественном происхождении своей музыки. Если верить участникам "Dvar", то к ним явилось некое потустороннее существо, которое с тех пор и диктует им музыку. Все бы хорошо, но основанные несколько раньше "Sopor Aeternus" (звучание которых ехидным образом напоминает "Dvar") рассказывали схожую байку – вызывающую еще меньше доверия, потому как «Сопорам» их инфернальный друг зачастую надиктовывал… фольклорные мелодии, известные не только в их исполнении. Учитывая, что появление "Dvar" забавным образом совпало с волной популярности в России "Sopor Aeternus" – то версия выстраивается достаточно стройная. Впрочем, надо заметить, что оформление релизов у группы было вполне своеобразное, музыка тоже довольно оригинальная – правда, на мой взгляд, скорее уютная и забавная, чем оккультная и зловещая. Так что, добавление к русской готической сцене вышло любопытное.

Признаюсь, готика для меня – скорее давний период юности, который я изредка ностальгически вспоминаю, чем постоянное увлечение дня сегодняшнего. И обзор этот сложно назвать исчерпывающим – но я постарался дать представление о разных гранях готической музыки России.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)