DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Говард-Картер-Лавкрафт

Картер и Лавкрафт / Carter & Lovecraft (роман)

Автор: Джонатан Л. Говард

Жанр: мистический детектив

Издательство: Thomas Dunne Books

Год издания: 2015

Похожие произведения:

  • Чарльз Стросс «Боб Говард и прачечная» (цикл романов)
  • Кэт Ричардсон «Входящая во мглу» (роман)

«howard carter lovecraft». Именно такой поисковый запрос нужно скормить Гуглу или Амазону, чтобы найти книгу, о которой пойдет речь. И да, ни одно из этих имен не означает того, о ком вы подумали. Знакомьтесь, Джонатан Говард и его новые протеже, Даниэль Картер и Эмили Лавкрафт.

Даниэль Картер, детектив «убойного» отдела нью-йоркской полиции, становится свидетелем необъяснимого самоубийства его напарника прямо во время поимки серийного похитителя и убийцы детей. Событие настолько выбивает его из колеи, что он покидает полицию и становится частным детективом. И вот однажды в его кабинете появляется улыбчивый адвокат по имени Генри Уэстон и сообщает, что некто Альфред Хилл (о котором Картер никогда прежде не слышал) завещал ему свой дом. С этого места события развиваются в какой-то мере предсказуемо, а в какой-то — совершенно неожиданно. Картер, разумеется, отправляется исследовать неожиданное наследство и, разумеется, с этого-то и начинаются странные события. Чтобы не лишать будущих читателей удовольствия от чтения, лучше всего на этом прекратить пересказ сюжета.

Язык автора в данном произведении разительно отличается от предыдущих книг и, если судить по нескольким аудио- и видеоинтервью, которые можно найти в сети, его собственной манеры речи. В то время как его «британская» речь (иногда чрезмерно) витиевата и наполнена странными сравнениями и пространными авторскими отступлениями, текст данного романа достаточно прост стилистически и имеет совершенно иное, упрощенное и угрубленное звучание. И, по крайней мере для «непосвященного» уха, звучит вполне по-американски. Следует так же отметить уверенное и даже напористое чтение Али Флиякоса (Ari Fliakos), добавляющего типично американского акцента, но не злоупотребляющего им. Если бы роман вышел под псевдонимом, поклонники Джонатана Говарда едва ли догадались бы, что его написал их любимый автор. Более того, они могли даже не заметить его — мало ли ныне пастишей на тему мифологии Лавкрафта!

Вот только «Картер и Лавкрафт» — не пастиш и не попытка подражания.

Как признается сам автор в интервью для Lovecraft eZine, он осознанно не пытался подражать сюжетам или манере Лавкрафта, а решил написать в первую очередь детективную историю, в которую постепенно вплетаются сюжеты, навеянные мифологией Лавкрафта. Детективная составляющая книги до смешного проста. Никаких тебе загадочных посланий от преступника, мечущихся по всей стране детективов и разгадки преступления на самых последних страницах. Оно и понятно — «Картер и Лавкрафт» все-таки мистический детектив, поэтому мистике должно отводиться гораздо больше времени и пространства, чем детективу. Преступник, личность которого раскрывается достаточно рано по сюжету, не интересен сам по себе, — очередной психопат с уверенностью в том, что вся вселенная создана вокруг него, — но в его распоряжении оказываются силы за пределом человеческих знаний и понимания. И происходящее привлекает внимание чего-то за пределом человеческой реальности.

Следует заметить, что элементы ктулху-мифологии присутствуют и в других произведениях автора. В частности, печально известный Йоханнес Кабал, созданный в какой-то мере по образу и подобию реаниматора Герберта Веста, не только регулярно сталкивается в своих приключениях с теми или иными ее элементами, но в одном из романов даже отправляется в Страну Снов и сталкивается лицом к лицу с Ползучим Хаосом Ниарлахотепом его собственной ползучей хаотической персоной. Говард знает и любит «лавкрафтовщину», но его отношение к прославленному автору похоже на отношение к домашнему любимцу, старому полуслепому псу, которого уже как-то стыдно ругать за то, что тот спит на хозяйской постели или пускает лужу посреди прихожей. Так, его персонажи регулярно с пренебрежением отзываются о Лавкрафте или типажах, которые ему были наиболее близки, а то, что Эмили, потомок Лавкрафта, является мулаткой — явное «литературное хулиганство». (Можно также посчитать это реверансом в сторону скандала, разразившегося в прошлом году вокруг World Fantasy Award, организаторы которой в этом году решили отказаться от награды в виде бюста Говарда Лавкрафта. Видимо, надеясь избежать споров вроде тех, что возникли вокруг Hugo Award. Это, разумеется, только раззадорило спорщиков и, скорее всего, является началом конца для обеих наград.)

Как всегда у Говарда, мы имеем легкий для чтения и восприятия текст, — но не всегда легкий с точки зрения моральных вопросов, — приправленный легким юмором с едва заметным ехидством, пересыпанный удивительным количеством (для «нечитающего» Картера) литературных отсылок, но не перегруженный огромным количеством отсылок к фильмам и песням «классической эпохи» _______ (нужное вписать), как любят делать, например, Ричард Кадри или анонимный автор цикла о героическом маньяке по прозвищу Бурбонный Парень. Начало книги немного отдает первым сезоном True Detective: серийный убийца, зловещая магия-которой-нет... Правда, как оказывается в дальнейшем, магия вполне себе есть, и ее зловещесть трудно переоценить. И если уж мы начали играть в сравнения, то можно сразу упомянуть цикл Чарльза Стросса о Бобе Говарде (да, а еще у него тоже все построено на лавкрафтовской мифологии) и Greywalker Кэт Ричардсон. Первое — потому что колдовство в книге построено на математике, однако, в данном случае на топологии (не путать с топографией) — науке о плоскостях и поверхностях (да, вспоминаем сразу еще о Уолтере Гилтмане и рассказе «Грезы в ведьмовском доме»). Второе — потому что нам рассказывают историю частного детектива, ни разу не встречавшегося лицом к лицу со сверхъестественным (Картер не только не читал Лавкрафта, — и даже не слышал о нем! — но умудрился пропустить мимо ушей также все это мемобезумие с «ктулхуфтагнами»), и внезапно погрузившегося в потусторонний мир по самую маковку. Можно даже сказать, сброшенного в него, оглушенного и слегка притопленного чем-нибудь тяжелым.

В принципе, дальше можно начинать вспоминать практически любое произведение, описывающее проявление космического ужаса в современном мире. Но не хочется. В наши времена написать что-то совершенно самостоятельное невозможно. Так что авторское мастерство состоит не в том, чтобы из кожи выпрыгнуть в попытке создать что-то «оригинальное», а использовать все отсылки и цитаты так, чтобы они работали на новое произведение. Джонатану Говарду это неизменно удается. «Говард и Лавкрафт» является часть цикла как минимум из двух книг (на такое количество уже заключен первоначальный контракт). И, вроде как, где-то на фоне маячат права на создание сериала. Ну что же, почитаем. Если повезет — посмотрим.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)