ГОЛЕМ

Сверхъестественное / Supernatural

США, 2005 (7 сезонов)

Жанр: мистика, ужасы, городское фэнтези

Режиссеры: Эрик Крипке, Роберт Сингер, Дж. Миллер Тобин и др.

Сценаристы: Эрик Крипке, Адам Гласс, Джули Сьедж и др.

В ролях: Дженсен Экклз, Джаред Падалеки, Джим Бивер, Джеффри Дин Морган, Саманта Феррис, Миша Коллинз и др.

Похожие проекты: «Секретные материалы», «Баффи - истребительница вампиров», «Зачарованные».

Сериал рассказывает о приключениях братьев Сэма и Дина Винчестеров, которые путешествуют по Соединённым Штатам на чёрном автомобиле Chevrolet Impala 1967 года, расследуют паранормальные явления, многие из которых основаны на американских городских легендах и фольклоре, и сражаются с порождениями зла, такими как демоны и призраки.

Сверхъестественное

Создатель «Бугимена» решил, что недостаточно напугал зрителя и принялся вместе с друзьями мастерить новую Вселенную, попав в которую вам будет не по силам оторваться от двух плохишей, спасающих мир. Эрик Крипке с пятого класса (!) мечтал снять кино, основанное на городских легендах. Гвоздем программы должен был стать репортер, распутывающий странные и страшные истории, отражающие колорит американской культуры (но «Warner Brothers» не одобрили идею)… И как только этого парня угораздило писать сценарии для комедийных шоу? Хотя, чувства юмора Садомазычу (как Крипке ласково называют поклонники сериала) явно не занимать, о чем поговорим позже.

Итак, два брата-акробата – один Сэм Винчестер (Джаред Падалеки), другой – Дин Винчестер (Дженсен Экклз), отправляются на поиски отца (Джеффри Дин Морган ака Джон Винчестер) и заодно Желтоглазого демона (Азазеля), которому все трое желают отомстить за убийство Мэри Винчестер (матери братьев). Ребята даже не подозревают, насколько длинный путь им придется проделать: Дину – от старшего брата-няньки, дебошира и сердцееда, до порядочного семьянина; Сэму – от тихони, студента Стендфордского университета, собирающегося жениться, до Люцифера. Винчестрам предстоит пережить очень многое, причем вместе со зрителем. И с каждой серией характеры братьев закаляются. Они взрослеют на глазах.

По ходу сериала, казалось бы, привычная и непримечательная история превращается в нечто большее, чем «смотрите в следующей серии» - как для зрителя, вовлеченного в семейные дела Винчестеров и ожидающего новых подробностей, ужасов и острот, так и для самих героев.

Главные герои «Сверхъестественного» широко известны и даже популярны. Открыта дюжина сайтов, на которых можно найти историю не только создания сериала, но и лично каждого персонажа – даже Шеви Импалы 67-го года. Музыка, которую использовали в эпизодах, стала популярнее среди молодежи – такой себе продакт-плейсмент для рок-н-ролла.

Сериал замешан на первоклассном юморе и роке (от 70-х до сегодня). В 2006 и 2007 годах он был номинирован на 2 премии Emmy и 2 раза на премию Golden Reel Award за лучшее музыкальное оформление. Звукорежиссеры отлично поработали и как результат – идеальное соответствие музыкального оформления видеоряду. Оно участвует в создании образа, помогает точнее передать послание от автора зрителю – дает намеки и открыто говорит о настроении, характере героя, о том, чего следует ожидать зрителю. Мир звуков раскрывает воображению то, что напрямую не показано на экране Например для усиления эффекта дерзости характера эксцентричного фокусника Джебба Декстера, стук его каблуков и бряцанье подвесок на джинсах был сделан громче остальных звуков, а появление его персоны в кадре сопровождалось громкой и навязчивой рок-музыкой. Ангельские крылья, которые зритель не видит, передаются с помощью звука, имитирующего взмах. А законченность невидимого образа война небес достигается молниями и искрами, которыми специалисты видеоэффектов подчеркнули грандиозность этих существ.

Из-за финансовых трудностей, у создателей не было возможности использовать весь потенциал современных спецэффектов. Однако проблемы были решены с помощью звука, отменного грима, актерских талантов, а также тайных ходов в сценарии.

Сериал вышел весьма ярким и зрелищным. В том заслуга не только команды специалистов по спецэффектам, руки которых были практически связаны – руки, но не изобретательность ума, - но и режиссеров по реальным съемкам, дизайнеров и гримеров. Каждый монстр проработан вплоть до морщинок. Как, например, Жнец, чье лицо было решено сделать «самым морщинистым» - именно такой образ был выбран для Смерти. Ведь скелет с косой, гуляющий в балахоне, уже никого не способен напугать! Конечно, хотелось бы, чтобы сверхъестественное – будь то монстр, призрак или сама Смерть – наводили ужас и заставляли бояться спать, но, учитывая доскональность и безусловную оригинальность образов, на некий недостаток хоррор-составляющей можно закрыть глаза. С точки зрения дизайна шоу превосходно. Ангельская темница, в которой заточили Дина, интерьером обязана Версальскому дворцу! На съемки в нем, естественно не было средств, но художник-постановщик собрал эту декорацию, используя ту же лепнину и цветовую палитру. Над каждым образом, появляющимся в том или ином эпизоде, дизайнеры изрядно поломали головы и изгалялись, как душе было угодно. Для каждого персонажа индивидуально подбирался гардероб, соответствующий его характеру и сущности. И глядя на конечный результат сложно предположить, что шоу столкнулось с немалым количеством трудностей: ограниченный бюджет, забастовка сценаристов... К тому же сильным ударом стала смерть одного из режиссеров. Съемочная команда работала в жестких условиях.

Нельзя оставить незамеченной отличную игру актеров. Дженсен и Джаред уже радовали зрителей в «Бухте Доусона», «Моем кровавом Валентине», «Девятидюймовом герое» (Экклз) и «Доме восковых фигур», «Девочках Гилмор», «Волке-одиночке» (Падалеки). Но настоящую славу им принесло именно шоу «Сверхъестественное». Они идеально вписались и вжились в роли. По словам самих сценаристов, актеры настолько впитали в себя образы, что писать для них было увлекательно. Мимика Экклза и Падалеки настолько точно передает эмоции героев, что просто невозможно не поверить им. Особо стоит отметить то, как точно удалось Дженсену передать сходство Дина с отцом – это прослеживается в мимике, жестах, манере разговора, взгляде. А восхищение и неподдельный детский трепет перед отцом-кумиром, которые застывали на лицах парней перед Джоном – даже зритель был способен ощутить эти эмоции. Как отмечали сами создатели шоу - весь актерский состав великолепен. Джим Бивер – актер, сценарист и киноисторик – шериф «Острова Харпера», отлично справился с ролью заботливого наставника парней и ходячей энциклопедии сверхъестественного. Волнения среди фанатов телесериала, вызванных появлением женского персонажа, не оправдала красавица «Черного Рождества» (2006 года) Кэтти Кэссиди. Она не только украсила собой однообразие зловещих образов, но и отлично сыграла фанатичного демона Руби, преданного Сатане – колоритный персонаж с личной историей и планами на Винчестеров. Очень жаль, что Кэти Кэссиди оказалась не таким выносливым бойцом, как Бивер – ее коллега по «Острову». На съемочной площадке ее заменила Женевьев Корсезе (теперь миссис Падалеки) – наглядно уступавшая в своей игре «Руби-блондинке». Миша Коллинз, сыгравший Кастиеля, прототипом которому послужил Джон Константин, заслуживает отдельных аплодисментов в вертикальном положении зрителя. Непосильная сдержанность, убогость кинесики (лицо ангела напоминает фарфоровую маску, а в жестах, как способе выражения эмоций, он не нуждается – ангелам они чужды) – невероятно сложная задача для любого человека. Но Коллинз, в кармане которого сыгранная роль маньяка-убийцы в киноленте «Карла», великолепно справлялся с ролью ангела-бунтаря на протяжении трех с половиной сезонов. Без актерских талантов, шоу не вышло бы таким, каким мы его знаем.

Несмотря на скверные положения, в которых то и дело оказываются братья, создатели сериала устами актеров всегда заставляют зрителей улыбнуться: Дин умудряется острить, даже находясь на волоске от смерти! Юмором пропитан весь сериал – от визуальных образов, до целых серий, которые разряжают общую напряженную обстановку. Так, например, Крипке с командой сняли черно-белую серию по всем канонам фильма ужасов 30-х годов. В ее начале Дин произносит фразу «Наконец-то дело, в котором четко видно, где черное, а где белое». Или эпизод в жанре мокьюментари, где Сэм и Дин по воле случая в ходе работы встречаются с Ловцами духов – командой напыщенных подростков, считающих себя профи в области борьбы с нечистью, снимающих свои приключения на камеру. Особой изюминкой стал персонаж Локки (Шутника) – мастера по розыгрышам, которого сыграл обаятельный Ричард Спейт младший. Создатели постоянно играют со зрителем, сопровождая, например, сцену расчленения трупа легким джазом, или поселяя братьев в номере, оформленном в стиле диско. Что уж говорить о Дракуле, рассекающем на мопеде? Пэрис Хилтон, в облике которой Леший убивал людей, после чего шериф объявил ее (!) в розыск. Или же о гигантском плюшевом медведе-алкоголике и любителе порно-журналов, погруженном в депрессию из-за непонимания смысла жизни? Продюсеров очень волновала набивка, вылетевшая при выстреле из головы косолапого – слишком уж это было жестоко. И это только малая часть юмористичных моментов, которыми Крипке делится со зрителем.

Несмотря на то, что «Сверхъестественное» - деталь массовой культуры и рассчитано на рекреацию, в нем заложены действительно серьезные вопросы. Тема семьи проходит красной нитью через все 5 сезонов. Для Дина семья – самое дорогое и единственное, ради чего стоит жить. Его семья – это Сэм. Он не один раз жертвует своей жизнью ради младшего брата, и тот не остается в долгу. Умереть самому и отправиться в Ад ради того, чтобы вернуть брату жизнь – это не плюшкой поделиться. Что это для шоу – образ христианства или же идеальных семейных отношений, которые пропагандируют авторы? Задаются здесь и вопросами морали, этики, религии. Так, в определенный момент братья задумываются над тем, имеют ли они право лишать жизни тех, на кого охотятся? Правильно ли то, чему всю жизнь учил их отец? Адекватна ли жертвенность? Существует ли Бог? Есть ли Небесам дело до смертных? В рамках развлекательного шоу религия встает с ног на голову, приобретая рациональные черты. Грань, за которой атеист чувствует себя «в своей тарелке», стирается – и плоскость реально мира сливается с религиозным.

Линия Джон – Дин после гибели отца перетекает в линию Дин – Сэм. Старший брат отлично справляется с ролью отца – так уж повелось с того самого момента, когда он вынес полугодовалого брата из огня. Это отлично показано в игре актеров и в характерах персонажей. Проблема отца и сына еще долго будет преследовать зрителей. Когда появляется ангел Кастиэль – Дин якобы встречается с самим собой. Кас – солдат, безоговорочно выполняющий приказы отца, которого он давно потерял из виду и никак не может найти. Он даже не знает, жив он или мертв. Позже ребята встречают Гавриила – противоположность образу Дина. Архангел безумно любит своих братьев – и Люцифера, и Михаила, – но, зная о том, что один должен убить другого, предпочитает оставаться в стороне и не пытается что-либо исправить. Видите ли, против судьбы не попрешь.

Параллельно страшилкам, иногда из которых можно вычленить мораль, каждый герой рассказывает личную историю. Личную трагедию, с которой пытается справиться. Так зритель проникается трагедией Сэма и его невесты – он должен справиться с фактом ее смерти, еще не оправившись от смерти матери, которую Дин так и не сможет простить отцу. Трагедию Дина, брошенного отцом, которого он боготворит – в точности как Кас Всевышнего. Авторы скрыли массу тайн и ловушек, которые зрителю предстоит узнать о своих любимых героях. Их способность переживать, думать и делать выводы – еще одна отличительная черта шоу.

Надо сказать, сериал наполнен сюжетными линиями. Но, несмотря на их обилие, основная фабула четко видна и не способна потеряться. В это же время второстепенные истории всегда логически закончены и не дают зрителю оснований усматривать недомолвки или неясности.

Шоу многим хорошо, но при этом не все спокойно в Датском королевстве. Еще второй сезон грозил зрителю трансформацией хоррор-сериала в нескончаемую «Династию». События со временем стали терять свою динамичность и «растягивать» проект. В третьем сезоне, казалось, все было кончено – основная цель была достигнута – вот тут и началось «высасывание из пальца» того, что могло бы заинтересовать аудиторию. Снова свою роль сыграл зеленый и хрустящий фактор. Рейтинги поражали ожидания, энергичность фанатов вселяла уверенность – создатели дерзали во всю. Надо отдать должное – при всей явности желания наживы, сценаристы все же приготовили довольно вкусную пищу для ума. Третий сезон оказался относительным затишьем, в сюжетном плане – сценаристы налегли на городские легенды. Ярко, интересно, но не то, что зритель получил, раскрыв упаковку первого сезона. Реванш взял четвертый, а затем и завершающий, пятый, сезон. Нравоучительные монологи, в которых буквально тонул герой Экклза, с одной стороны проливали свет на внутренний мир парня, делали обстановку более гнетущей и во многом раскрывали суть посланий авторов, но в то же время заставляли приблизить к лицу ладонь. Это было слишком навязчиво. В определенный момент боец превратился в высокомерного философа, основной целью которого было теперь просвещение невежд. Как бы там ни было, но драматически-мистическая эпопея со всеми своими явными достоинствами и видимыми недостатками, включая и плечо оператора, однажды попавшее в кадр, была закончена. Для самого Крипке, который изложил в пяти сезонах все, о чем хотел рассказать зрителю и отказался снимать шестой сезон, когда телеканал CW в лице Дон Острофф дал зеленый свет. Сериал «Тайны Смолвилля» покидал линейку канала, оставляя за собой пустоту, которую и должен был заполнить проект «Сверхъестественное» - рейтинги и все дела, сами понимаете. « The road is so far» - говорит нам Эрик Крипке. В действительности дорога берет свое начало в недалеком 2005 и продолжается по сей день. Никаких ограничительных знаков на обочинах не ожидается. За рулем Импалы то Дин, то Сэм. А у штурвала «Сверхъестественного» то Крипке, то Сэра Гэмбл, то преемник Сэры Джереми Карвер…пошел корабль по рукам.

Абсолютно необязательное продолжение стало неудачной копией сначала первого сезона, а потом столь же неудачным развитием копируемых событий. «Шаг за шагом друг за другом шли Винчестеры по кругу». Как иронично это пророчество, как оказалось, самому шоу, звучало из уст демона перекрестка. Сериал начинает явственно грешить самоповторами. Шоу утратило свою искру, утратило свой первоклассный юмор и оригинальность. Несмотря на логичность происходящего, братья постарели и абсолютно не вписываются в свои образы. Два взрослых мужика, отпускающие шуточки подросткового уровня, стали слишком грузными для подобного. А погоня за библейскими чудищами заставляет зевать. Тем не менее, заявлен восьмой сезон – то ли еще будет!

О сериале можно говорить много, благо он весьма продолжителен, но ничто не даст полного представления так, как если все увидеть самому. А «Сверхъестественное» того заслуживает.

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх