DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Химия ужаса

Формулы страха: Введение в историю и теорию фильма ужасов (монография)

Автор: Дмитрий Комм

Издательство: БХВ-Петербург

Серия: Лаборатория творчества

Год: 2012

Похожие произведения:

  • Дэвид Дж. Скал «Книга ужаса. История хоррора в кино»
  • Стивен Кинг «Пляска смерти»

Формула страха

В аннотации к «Формулам страха» указана потенциальная аудитория этого труда – студенты гуманитарных вузов, а также любители кино. Сразу же оговорюсь, что это не совсем так. Круг тех, кому желательно (а то и необходимо) ознакомиться с данной книгой гораздо шире. Во-первых, это еще и любители хоррора как направления в искусстве. Думаю, не вызывает сомнения, что в жанре ужасов основными можно считать два воплощения – литературное и кинематографическое. Они прочно связаны между собой (вспомнить хотя бы многочисленные экранизации хоррор-бестселлеров), и поэтому книгу можно рекомендовать любому ценителю темной эстетики.

Во-вторых, с методами и приемами творчества мастодонтов европейского и американского кинохоррора не мешало бы ознакомиться многим нашим режиссерам. Не секрет, что русское кинопроизводство за последние двадцать лет не сумело дать стране ни одного известного имени в жанре ужасов. Дело здесь даже не в бюджете, а, скорее, в неумении вызвать у зрителя страх. И пример множества зарубежных икон, таких как Марио Бава или Дарио Ардженто, мог бы послужить отличной школой. Ведь почти все они снимали талантливые фильмы за малые деньги, и практически всегда добивались признания ценителей хоррора.

Разумеется, рекомендуется эта книга и читателям нашего журнала. Конечно, мы стараемся писать не только о книжных новинках и свежем кино, но и уделять внимание классике. Однако Дмитрий Комм, профессиональный киновед и преподаватель СПбГУ, начинает с азов – возникновения кинохоррора как жанра. С того самого дня, как зрители бежали с премьеры первого фильма братьев Люмьер, напуганные приближением поезда на экране, кинематограф не переставал нас пугать. Автор прослеживает всю историю ужасного до конца 70-х годов. Не стоит думать, что ему неинтересны современные фильмы; гораздо любопытнее прослеживать влияние классиков на творчество режиссеров последних десятилетий.

Книга разделена на три части. Первые две посвящены соответственно основным моментам становления и развития кинохоррора. Комм утверждает, что первоначальными источниками вдохновения для режиссеров служили сюжеты викторианской литературы, в том числе готические романы. Кинематограф ужасов впитал в себя «мистический экстаз романтизма и мрачные эротические наслаждения декаданса». Хоррор здесь – это своеобразный «плод любви» Эроса и Танатоса, то есть секса и смерти. Эти начала воплощаются, в частности, в «концепции Медузы» – фильмах, где главным действующим лицом являлась женщина, прекрасная, но несущая гибель. Синтез прекрасного и безобразного обеспечит становление всего хоррор-кинематографа в последующие годы.

Если об истоках кинохоррора знает каждый более-менее эрудированный человек, то о том, что этот жанр выкристаллизовался в Германии, осведомлен не всякий. Фриц Ланг с «Кабинетом доктора Калигари», Пауль Вегенер и Генрик Галеен с «Големом» и другие режиссеры подарили миру таких популярных персонажей, как «безумный ученый» или «маньяк-убийца». Именно на дрожжах немецкого кинематографа росло американское кино ужасов. Кстати, на начальном этапе в голливудских «ужастиках» было мало американского. Ведь в США в те годы перебиралось множество деятелей искусства из Европы, эмигрировавших по политическим соображениям. Они ввели в кинематограф как монстров «извне», так и, позднее, психопатов (к слову, Альфред Хичкок, ассоциирующийся у многих с классикой американского кино, на самом деле был выходцем из Англии).

В книге приводится немало интересных фактов. Знали ли вы, например, что в начале сороковых годов итальянский хоррор представлял собой оппозицию тоталитаризму? Или о том, что многие фильмы ужасов шестидесятых годов основаны на чрезвычайно жестоких комиксах?..

Комм подробнее останавливается на некоторых именах и студиях, особенно сильно повлиявших на жанр. Хичкок, Марио Бава (ему посвящена не одна глава в книге), Роджер Корман, Дарио Ардженто. Автор задерживается на основных этапах биографии каждого из них, подчеркивая, как эти моменты жизни повлияли на творчество. Комм также отмечает нововведения, сделанные каждым из режиссеров, их общий вклад в развитие жанра. Например, Хичкок ввел в хоррор реализм, подчеркнув, что люди зачастую страшнее киношных монстров. А Дарио Ардженто часто заставлял зрителя видеть сцену убийства глазами маньяка, что в те времена было под негласным запретом.

Разумеется, название книги оправдывает себя. Пресловутые «формулы страха» – методы воздействия на зрителя. И они никогда не переставали меняться – с начала развития кинематографа и до наших дней. Если раньше режиссер как бы призывал нас испытывать «наслаждение страхом», смакуя ужас, как дорогое вино, то в наши дни съемочный процесс превратился в производство. Здесь заметен явный снобизм автора по отношению к «блокбастеру ужасов». Современные хорроры представляют собой, скорее, аттракционы, нежели произведения искусства. Комм ностальгирует по фильмам «старой школы», которые снимались гениями за малые деньги, но демонстрировали мастерство авторов. И, читая «Формулы страха», невольно понимаешь, что автор книги во многом прав. Потому что задача фильма ужасов – именно пугать. По Комму, ныне жанр пребывает в застое. Возможно, именно поэтому автор практически не касается современных направлений и тенденций типа слэшеров или «пыточного хоррора». В этом плане книга кажется немного неполной. Но, как следует из названия, нашему вниманию представлено «введение» в жанр, а потому, будем надеяться, в обозримом будущем выйдет и более объемный труд, в котором жанр киноужасов будет представлен во всем своем разнообразии и величии.

Комментариев: 6 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Мельник 11-06-2012 10:41

    "С того самого дня, как зрители бежали с премьеры первого фильма братьев Люмьер, напуганные приближением поезда на экране" - зачет ))) Вот он первый ужастик smile

    Вообще, возьму книгу на заметку. Полезно будет ознакомиться.

    Учитываю...
    • 2 Парфенов М. С. 25-08-2012 15:08

      На самом деле это действительно так и было, с "Прибытия поезда" народ бежал в ужасе)

      Учитываю...
  • 3 ilya_pivovarov 24-05-2012 07:00

    Все же повторюсь: лично меня немного покоробил определенный снобизм по отношению к современным фильмам ужасов. Да, многие из них представляют собой набор клише и делают упор на зрелище (своеобразную насмешку над таким хоррором представляет собой "Хижина в лесу"), но есть и абсолютно замечательные вещи, многие из которых можно рассматривать как произведения искусства. А Комм же касается современных фильмов только в заключительной главе, и то это "Из ада", "Мумия" и "Другой мир".

    Учитываю...
    • 4 Парфенов М. С. 25-08-2012 15:04

      Здесь я соглашусь полностью. Кроме того, лично я заметил в книге пару достаточно смешных (на общем высоком уровне работы) ошибок. Например, Лавкрафту приписывается то, что он якобы первым в истории провел водораздел между "хоррором атмосферным" и "хоррором кроваво-мясным" - на самом деле это было сделано еще во времена классических готических романов. Далее, сложилось четкое впечатление, что окончание книги автор полностью "слил", увлекшись азиатским фэнтези-экшеном (связь с хоррором сомнительна), блокбастерами ужасов (это при полном игнорировании современного хоррора из Франции - какой там на фиг "Бельфегор" когда есть "Внутри", "Мученицы" и т.д., гораздо более мощная тенденци - Британии, Испании..) и вообще выдав в конце эпически фейловое (с учетом даже сказанного самим автором в первой части) утверждение, что кинематограф ужасов это все-таки часть фантастики (а куда девать столь любовно расписанные ранее автором ленты вроде "ТБР" и Арджентовского джалло, где элемент фантастики зачастую вообще отсутствует).

      Учитываю...
  • 5 Александр Подольский 24-05-2012 00:51

    Наверное таки нужно было пересечься в Питере с автором рецензии и принять в дар сию книжку)

    А Комм производит впечатление очень умного дядьки "в теме". Молодец.

    Учитываю...
  • 6 OldFisben 20-05-2012 09:02

    Согласен с рецензией. Книга и вправду хорошая, удачная.

    Учитываю...