DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

КУКЛОВОД

Хищные вещи века Андрея Рубанова

Хлорофилия (роман)

Автор: Андрей Рубанов

Жанр: постапокалиптика

Издательство: АСТ, Астрель

Год: 2009

Похожие произведения:

Роман Андрея Рубанова «Хлорофилия» можно назвать событием. Книг подобного качества, написанных в жанре постапокалипсиса на русском языке, сразу и не припомнишь. Видимо, тут сыграло роль то, что Рубанов в первую очередь писатель-реалист, а потом уже фантаст. Причем фантастика для этого автора — всего лишь инструмент, с помощью которого он доносит до читателя свои мысли.

Этой книге была обеспечена широкая аудитория. Тем, кто уважает постапокалиптику, понравятся мрачноватые описания Москвы, заросшей гигантскими стеблями травы, неизвестно откуда взявшейся. Любителей антиутопии увлечет конструкция нового мира, в котором на первый взгляд все хорошо, но достаточно небольшого толчка, чтобы все полетело в пропасть. Ценители социальной фантастики могут порадовать себя ужасающими футуристическими прогнозами (многие из которых построены на современных реалиях). Тем, кому близка «темная» литература, придется по душе история перерождения людей и превращения их в растения. И если антиутопию автор немного не дотянул, создав не совсем логичный мир, то с остальным у него полный порядок. Что касается нелогичности, то основная ошибка следующая: вряд ли китайцы стали бы платить за аренду Сибири. Зачем платить за то, что плохо лежит?

С самого начала захватывает мрачное очарование мира — впрочем, это атмосфера и других книг Рубанова, не только фантастических.

В «Хлорофилии» заложен отсыл к творчеству братьев Стругацких, в частности, к романам «Хищные вещи века» и «Гадкие лебеди». Иногда не очень заметные, а порой выпирающие наружу, они говорят о том, на какой литературе вырос автор, чего он и сам не отрицает.

Кроме того, книга созвучна с романами Джона Уиндема «День триффидов» и Томаса Диша «Геноцид». Но в этих произведениях растения захватывают всю Землю, а Рубанов, пощадив планету, заселил травой только Москву. И если Уиндем придумал хищные растения, то в «Хлорофилии» хищниками являются Хомо Сапиенс (и это не удивительно), не трава пожирает людей, а люди пожирают траву. Это в конце концов приводит к тому, что они перестают быть самими собой.

Растениям уделено очень много места, они играют в повествовании большую роль. Через них автор доносит до читателя практически все свои идеи. Слоган, который проскакивает на протяжении текста, гласит: «Ты ничего никому не должен». Так и живут все те, кто медленно превращается в овощи — в данном случае в прямом смысле этого слова. Идея слишком навязчива, она повторяется раз за разом в разных формах — вероятно, этот прием рассчитан именно на тех, кто постепенно становится овощем. Вот только одна проблема — такой посыл может улететь в никуда, ведь овощи книг не читают.

Трава в романе — это и пища, и наркотики, и бог, и сатана. Нищие, кто не в состоянии доставать нормальную пищу, употребляют мякоть стеблей, которые дают им и силы, и «радость в чистом виде». Те, кто побогаче, чистую травку не употребляют, только концентрат, «возгонку» различных степеней — чем выше качество, тем дольше можно казаться нормальным человеком. В конце концов оказывается, что все травоеды мутируют вне зависимости от степени возгонки и превращаются в растения, укореняются. Память их притупляется, желания исчезают, и они пускают корни.

Трава — это наркотик, употребление которого считается стыдной болезнью, в то же время ей поклоняется почти все население. Это оружие, с помощью которого народ уничтожает сам себя.

«Хлорофилия» — постап в квадрате, когда в изрядно потрёпанном мире происходит еще одна катастрофа, страшнее уже пережитой. На протяжении всей книги рассказывается о том, как погибала Россия. Ее просто продали китайцам, чтобы горстка оставшихся после войны людей жила достойно. Внешне все казалось замечательно — китайцы работают, москвичи пользуются всеми благами. Но антиутопия на то и антиутопия, чтобы в одночасье оказалось, что «прогнило что-то в датском королевстве». Сгубила людей, конечно, не трава, — они сами себя сгубили. Жадность их сгубила, чисто русская лень-матушка — и оказалось, что нет Москвы, нет людей, они превращаются в деревья.

Несмотря ни на что, финал можно даже назвать позитивным — вокруг разруха, смерть, но герой остался человеком вопреки всему. И финальный диалог ставит не точку, а многоточие:

— И что мне теперь делать?

Нехудая белая баба заплакала:

— Радоваться.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)