ФОБИЯ

Тинглер / The Tingler

США, 1959

Жанр: ужасы, триллер

Режиссер: Уильям Касл

Автор сценария: Робб Уайт

В ролях: Винсент Прайс, Джудит Эвелин, Дэррил Хикман, Патриция Каттс, Памела Линкольн, Филип Кулидж

Похожий фильм: «Муха»

Судебный медицинский эксперт Уоррен занимается исследованиями человеческой эмоции — страх. Он верит, что это сила, которая есть в каждом из нас. Более того, он считает, что страх — это создание, которое растет в области спинного мозга по мере того, как мы боимся или пугаемся.

Что есть страх? Откуда он берется? И главное, как с ним бороться? Настоящий мастер хоррора и большой знаток природы этого чувства Уильям Касл в своем третьем фильме ужасов предлагает весьма оригинальные ответы на эти вопросы.

Название фильма изрядно настрадалось при переводе на русский язык: разные локализаторы выбирали варианты «Звоночек», «Вибратор», «Колющий», «Приводящий в трепет». Но все это — попытки обозвать одно и то же сверхъестественное создание, вокруг которого густо замешан сюжет картины. А сюжет здесь, надо сказать, весьма исключительный.

Патологоанатом Уоррен Чапин за свою многолетнюю практику проведения вскрытий замечает, что у покойников, встретивших смерть в состоянии ужаса, спинной мозг оказывается разорван надвое. Доктор приходит к теории, что в позвоночнике каждого человека находится крошечное существо, тот самый «тинглер». Когда человек испытывает острое чувство страха, он активизируется и резко увеличивается в размерах, что приводит к мгновенной смерти. Единственный способ предотвратить смерть от тинглера — выпустить свой страх через крик.

Внешне это создание выглядит как что-то среднее между гусеницей и омаром. Но в век перенасыщения компьютерной графикой вряд ли можно кого-нибудь напугать резиновым тинглером на едва различимой ниточке. Принимая во внимание почтенный возраст картины, отнесемся к неправдоподобности этого милого существа со снисхождением.

В свое же время фильмы Уильяма Касла наводили немало шороху и получили известность прежде всего благодаря уникальным трюкам и спецэффектам, приводившим в трепет посетителей киносеансов. Вот и в «Тинглере» режиссер-новатор направил всю свою фантазию и имеющиеся технические средства на достижение предельного ужаса.

Перед началом фильма Касл обращается к зрителям и на полном серьезе предупреждает, что во время сеанса некоторые чувствительные люди в кинозале могут почувствовать загадочные импульсы так же, как и герои ленты. Чтобы обезопасить себя от их пагубного воздействия, креативный режиссер призывает кричать во весь голос, почувствовав неладное: «Вовремя изданный крик может спасти вашу жизнь». Испытуемых, пришедших на «Тинглер», он «порадовал» применением слабого электрического тока, проведенного по креслам в зале, который включали во время самых напряженных моментов. И действительно, когда ужас наконец достигал своего апогея, закадровый голос призывал кричать, а спецэффекты в зале были включены на полную мощность, особо впечатлительные зрители, как и предупреждал Касл, запросто могли спутать ту сторону экрана с этой, получив непередаваемые эмоции. Оригинальная задумка Касла полностью оправдала себя, удачно вписавшись в сюжет картины. Возникает даже ощущение, что сценарий намеренно подгонялся под спецэффекты. Эти трюки играли в создании атмосферы немаловажную роль, и сегодня, при просмотре на видео определенная часть предполагаемого ужаса уже не достигнет зрителя; она растворилась где-то на сеансах более чем полувековой давности.

В главной роли картины блистает Винсент Прайс, хоррор-икона середины прошлого столетия, поэтому у тех, кому известно, кто это такой, с самого начала не возникнет подозрений в приковывающей к экрану убедительности доктора Чапина. «Тинглер» стал его вторым и последним фильмом под руководством Уильяма Касла после вышедшего за полгода до него «Дома ночных призраков». Нельзя не отметить и Джудит Эвелин, исполнившую сложную роль глухонемой Марты, и Филипа Кулиджа, сыгравшего ее мужа Оливера, персонажа с собственным скелетом в шкафу. Между прочим, оба этих актера известны и ролями в триллерах мастера саспенса Альфреда Хичкока.

«Тинглер», помимо всего прочего, вошел в киноисторию как первый фильм, где показано наркотическое опьянение и вызванные им галлюцинации — в сцене, когда герой Винсента Прайса принимает ЛСД ради своего эксперимента. Правда, изображение его трипа не блещет ни достоверностью, ни убедительностью; эта тема будет достойно раскрыта в кино годы спустя.

Зато эпизод, в котором верхнего порога ужаса достигает глухонемая героиня Дж. Эвелин, поставлен очень умело и в хорошем смысле жутко атмосферен. Особенно сильное впечатление производит неожиданная кровавая ванная в середине черно-белой ленты. Сразу вспоминается черно-белый душ из вышедшего годом позже «Психо» Хичкока, не решившегося снимать в цвете как раз из-за кровавости своего шедевра.

В заключение «Тинглер» определенно можно назвать одной из самых необычных картин о природе страха. Он не только является одним из достойных представителей хоррора своего времени, но и представляет ценность как один из истоков боди-хоррора. Разумеется, современный зритель, искушенный ужасами разных мастей, будет смотреть его без панического трепета за свою жизнь и свой тинглер, но оригинальность идеи и великолепная актерская игра, несомненно, заслуживают большого уважения.

Комментариев: 2
  1. Большим выдумщиком был Касл… Где-то читала, что сцена с ванной крови была снята в цвете, но все было покрашено в оттенки серого, на актрисе был серый грим и только жидкость в ванной была своего настоящего цвета – крррасного. smile

    Тинглер –приятный фильм. Жаль, что не было возможности его посмотреть с шокером в спинке кресла.

    Хочешь жить — кричи!

    Главное не перепутать, когда кричать, а когда нет. Если это «Тинглер», то надо кричать как можно громче, а если «Мертвая тишина», то кричать ни в коем случае не надо.

  2. Существо на ниточке? )) Да, такими спецэффектами сейчас не напугаешь.

Оставьте комментарий!

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

(обязательно)

⇧ Наверх