ПОЛУНОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Призраки и пулеметы (антология)

Составители: Вячеслав Бакулин, Никита Аверин

Жанр: триллер, детектив, стимпанк

Издательство: АСТ

Год издания: 2014

Похожие произведения:

  • антология «Бомбы и бумеранги» (Вячеслав Бакулин, Людмила Демина)
  • антология «Шпаги и шестеренки» (Вячеслав Бакулин, Людмила Демина)

Стимпанк — весьма популярная и любопытная тематика, которая уже выросла в самостоятельный эклектичный жанр. Под соусом стимпанка можно подать читателю что угодно — детектив, триллер, мистико-романтическую слезогонку, филигранную литературную игру или банальную бытовую зарисовку. «Призраки и пулеметы» — первая подобная антология издательства АСТ, за которой последовали еще две (продолжая забавный прием изобретения названий «два слова — что-то архаичное и что-то механическое — на одну букву»). Вышел ли он комом?

Открывает сборник великолепный рассказ Светланы Тулиной и Максима Тихомирова «Хрящи и жемчуга» из авторской серии «Эра Мориарти». Шерлокиана, скрещенная с Уэллсом и общими представлениями фантастов начала ХХ века, сразу настраивает на то, что и в дальнейшем мы будем сталкиваться с детективами, оммажами и интертекстами.

Рассказ «Чуждое» Виктора Глумова и Андрея Левицкого весьма выгодно смотрелся бы и в сборнике про искусственный интеллект, роботов и проблему соотношения «Я и Чужой». Неожиданно лирический и трогательный, с философским и моральным подтекстом, он разрушает стереотип, что для хорошего стимпанковского текста достаточно лишь антуража и пиф-паф-экшена.

Александра Давыдова и Шимун Врочек в «Огне под железным небом» дают замечательную зарисовку совершенно уникального авторского мира, поглощенного войной и в прямом смысле слова потерявшего человеческое лицо. Рассказ настолько насыщен, ярок и емок, что любая попытка переработать его в более крупную форму неизбежно потерпит крах. А вот прочесть еще что-то в реалиях этого же мира — было бы весьма интересно.

«Хозяин морей» Игоря Вардунаса — своеобразный фанфик-приквел к «20 000 лье под водой». Собственно, почему бы и нет, не только же Холмсом единым. Однако рассказ много потерял из-за того, что автор не стал стилизовать его под Верна, а писал вполне современным языком — не получилось радости узнавания и «погружения».

«Самсоныч», Александр Шакилов — к счастью, текст не рассупонился и не заколдобился, как можно было ожидать от рассказа с таким названием (и героя с таким именем). Бодренькая речевая стилизация не заслоняет пронзительную грусть и печаль, которые сквозят в произведении. И даже боевые маги и драконы выглядят самим собой разумеющимся — как и «должно быть» (с).

«Рука полковника» Карины Шаинян кажется упражнением опытного автора в декорациях уже хорошо известного и проработанного им мира. Слишком много деталей показано, слишком много проблем затронуто, чтобы просто так их закинуть, горстью, в рассказ. Только на упомянутых в нем персонажах уже можно было бы воздвигнуть роман.

«Песчинка на весах истории» Владимира Свержина — и снова детектив, и снова Шерлок Холмс. Слабая стилизация под истории о Холмсе, которая, тем не менее, до финала выглядит крепким, стандартным детективом. Однако финал рассказа, вписывая его в серию автора об Институте Экспериментальной Истории, одновременно низводит текст как самостоятельную единицу до какого-то анекдота. И знакомые имена В.И.У. и И.В.Д. не вызывают благоговения или радости узнавания, скорее уж истерический смешок.

Анна Гурова, «Подкрадывающийся танк» — милая мистическая и в то же время бытовая зарисовка из жизни одной деревни после войны. Не претендует на интригу или закрученный сюжет, скорее на послевкусие. Оно-то как раз и получилось, а больше ничего от этого текста и не требовалось.

«Шкатулка с сюрпризом», Андрей Уланов — еще один рассказ из внутреннего авторского цикла. Яркий, ладный детективный текст из-за этого кажется несколько куцым, словно недосказанным — или, наоборот, начатым слишком поздно.

Элеонора Раткевич, «Убийце требуется сыщик» — и снова детектив, причем один из лучших в данном сборнике. Очень умелое владение атмосферой викторианики и стилизацией, поддержание интриги и аккуратное ведение читателя по размышлениям главного героя не дает оторваться от этого, в общем-то, неспешного текста.     

«Прожигатель» Александра Бачило — очень лихой, насыщенный, в том числе и стилистически, рассказ. Начинающийся как обычный плутовской роман, он внезапно обнаруживает политическую интригу, приправленную бешеной авторской фантазией.

«Последнее дело Джека Потрошителя», Диана Удовиченко — мистер Холмс, давно не виделись! Наконец-то хорошая стилизация, которая хоть и не позволит по первым страницам спутать текст с рассказами Конан Дойла, но выглядит не хуже произведений официальных «продолжателей». Финал, конечно, может кого-то обескуражить и даже… расстроить — но для этих героев все вполне логично и правильно.

«Ыттыгыргын», К. А. Терина — а вот тут не совсем стимпанк, а скорее даже этно-стимпанк. В конце концов, кто сказал, что необходимо топтаться только на Туманном Альбионе? Автор создает свой, необычный мир, основанный на представлениях ученых XVII-XIX веков (в этом смысле несколько перекликаясь с уже упомянутой «Эрой Мориарти») и приправленный фольклором северных народов. Очень мощный, темный, насыщенный текст, который можно сравнить с романом Дэна Симмонса «Террор» — не по сюжету или перекличкам, но по послевкусию.

Дарья Зарубина в «Приходящем госте» вслед за Элеонорой Раткевич осмелилась зайти на табуированную в последнее время (после «Сумерек») территорию вампиров. И совершенно не зря. Очень яркий, очень необычный — и при этом бережно относящийся к стокеровскому первоисточнику рассказ.

«Deum Machina», Андрей Гребенщиков — пример того, как хорошая идея может быть убита нудным и затянутым текстом. Да, форму монолога продиктовал сюжет — но вспомните монологи викторианской литературы, в которых есть и живость, и трепет, и интрига даже для нас, искушенных и привередливых читателей.

Александра Давыдова, «Ниточки и марионетки» — а это уже не совсем стимпанк, скорее уж электропанк или алхимопанк. Детективный триллер с элементами мистики и неожиданным преступником — однако наибольший интерес вызывает еще один необычный, «вкусный» мир, о котором хочется узнать больше.

Но наименьшая концентрация, собственно, стимпанка в рассказе Вячеслава Бакулина «Право третьей петли» — однако произведение это нисколько не портит. Очень крепкий, ладный, стилистически выдержанный и историко-этнически достоверный мистический текст о предательстве и возмездии, о людях и Малом Народце. Именно такие истории и могли пробирать до костей невозмутимых викторианских — и стимпанковских! — джентльменов.

Закрывает сборник также вариация на тему шерлокианы, рассказ Дмитрия Силлова «Нераскрытое дело Холмса». Будь он единственный в этой подборке на данную тематику, то смотрелся бы свежо, немного интригующе и даже интертекстуально. Однако замыкающая позиция неизбежно тянет за собой сравнение с предыдущими подобными текстами — и, увы, не в его пользу. Финал, который в иных обстоятельствах мог бы вызвать возглас «ах!», сейчас сопровождается лишь кривой ухмылкой «вишь, чаго выдумали-то...». Однако сама идея (не буду спойлерить) весьма хороша и требует более подробного раскрытия в крупной форме, повести или романе.

 

Итог: Первый блин не вышел явным комом, хотя по нему изрядно потоптался Шерлок Холмс, кое-где прикинувшись совершенно иными, посторонними, детективами. Призраки в наличии, пулеметы — тоже. Пар клубится, переходя в мутный лондонский туман. Можно двигаться дальше, сэр!

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх