DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Холодная страсть живых механизмов

Автокатастрофа / Crash

Канада, Великобритания, 1996

Жанр: триллер, драма, эротика

Режиссер: Дэвид Кроненберг

Сценарий: Дэвид Кроненберг

В ролях: Джеймс Спэйдер, Холли Хантер, Элиас Котеас, Дебора Кара Ангер, Розанна Аркетт

Похожие фильмы:

 

Воан разработал ужасающий альманах вымышленных автомобильных трагедий и безумных ран — легкие пожилых мужчин, пробитые дверными рукоятками, грудные клетки молодых женщин, пронзенные рулевыми колонками, щеки юношей, разодранные выступающими частями хромированной автофурнитуры. Для него эти раны были ключами к новой сексуальности, что была порождена извращенной технологией. Образы этих ран висели в галерее его сознания, словно экземпляры музея бойни.

Джеймс Баллард, «Автокатастрофа», 1973

Дэвида Кроненберга не надо представлять поклонникам хоррора. В памяти тут же всплывут «Муха», «Видеодром» и «Обед нагишом», в которых маэстро изобразил целую галерею телесных мутаций. Многие вспомнят и отличные психологические драмы вроде «Паука» или «Связанных насмерть», где обнажается внутренний мир персонажей. Поздние картины и вовсе живописуют современное общество — например, «Звездная карта» бичует быт и пороки Голливуда.

Среди этих кинолент «Автокатастрофа» стоит особняком. Главные роли в ней исполняют голливудские актеры. Джеймс Спейдер блеснул в «Волке», «Звездных вратах» и ряде мелодрам. Дебора Кара Ангер украсила собой финчеровскую «Игру», третью часть «Горца» и впоследствии — «Сайлент Хилл». А в послужном списке Элиаса Котеаса значатся «Гаттака», «Тонкая красная линия», «Способный ученик», «Остров проклятых» и множество других фильмов. Но «Автокатастрофа» — вовсе не «голливудщина». Эротика, психологический триллер — да, и вместе с тем нечто большее, полуторачасовая метафора.

В центре истории — продюсер Джеймс Баллард. Он изменяет своей жене Кэтрин, да и та не утаивает от мужа о своих связях. Супруги переживают не лучшие времена: в последние годы они охладели друг к другу. Но их сексуальная жизнь расцветает, когда Джеймс попадает в автомобильную аварию. В больнице он знакомится с Хелен, другой жертвой автокатастрофы, и ее другом Воаном. Эти четверо открывают для себя новое измерение плотских утех. Они устраивают аварии и ублажают друг друга под скрип шин и скрежет ломающегося металла. Возбуждающие формы машин, бесчувственные человеческие тела. Да здравствует новая, автомобильная, плоть.

Для того, чтобы понять мотивы персонажей фильма, нужно прочитать книгу, по которой он был снят. Образы персонажей станут четче. Взять хотя бы Джеймса, который возбуждался, узнавая об интрижках жены. Или Воана, чье воспаленное воображение создавало сценарии аварий, в которых участвовали даже знаменитости. Дух болезненной нимфомании пронизывает книгу от пролога до последней точки. Да, персонажи выглядят извращенцами, но на самом деле им всего лишь наскучил обычный секс. Кроненберг мастерски перенес эту одержимость на пленку. А тревожный саундтрек Говарда Шора еще больше подчеркивает болезненное состояние героев.

К слову, «Автокатастрофа» — единственный фильм, которому пошла на пользу фирменная «холодность» актеров. Вспомните ледяной блеск глаз Вигго Мортенсена в «Оправданной жестокости» или подчеркнутое равнодушие Питера Уэллера в «Обеде нагишом». В «Автокатастрофе» люди уподобляются механизмам и играют соответственно. Джеймс Спейдер сохраняет невозмутимое выражение лица, когда совокупляется с любовницей, женщиной-инвалидом и даже с мужчиной. Он, как и остальные персонажи, уподобляется живой машине, которая сталкивается с себе подобными. Эрос, человеческое начало, смешивается (или совокупляется) с Танатосом, мертвой материей.

Получается, что «Автокатастрофа» продолжает одну из любимых тем Кроненберга, начатую еще в «Видеодроме». Сначала его герои поклонялись телевидению, а потом стали чтить нового Бога. Если оглянуться вокруг, можно заметить, что сейчас происходит то же самое, только в менее гротескной форме. Мы так же напряженно следим за новостями, ухаживаем за своими автомобилями, как будто это домашние животные. Человек окружил себя благами цивилизации и теперь неотвратимо сливается с ними. Кроненберг, однако, не пытается предостеречь зрителя — он всего лишь смотрит на своих героев с любопытством ученого.

Многие зрители не поняли этот фильм, называя его «пособием для сексуальных извращенцев». Здесь действительно много постельных сцен. Мастурбация, гомосексуализм, технофетишизм, лесбиянство — лишь часть большого списка. На самом деле, Кроненберг «отшлифовал» оригинальный сюжет (где количество извращений превышало все мыслимые пределы) и оставил самое необходимое, чтобы сделать идею понятной. Тем не менее, многие сцены (например, та, где герой совокупляет открытую рану) были настолько непривычными и дикими, что наблюдать за ними со спокойной душой было невозможно. Поэтому «Автокатастрофа» вызвала бурю противоречивых эмоций и негативной критики. Что же думает режиссер о своем детище? Кроненберг сказал лишь: «Это опасный фильм. Во многих отношениях».

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)