DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Хороший вкус на кровь

Секретная история вампиров / The Secret History of Vampires (антология)

Составитель: Дарелл Швайцер

Издательство: «Азбука-классика»

Жанр: мэшап, криптоистория, вирд, готика, нуар

Год издания: 2008 (оригинал — 2007)

Перевод: Е. Ластовцева, И. Савельева

Похожие произведения:

  • Большая книга вампиров (антология)

Да простят нам технари, но конспирологические теории — самые популярные из теорий, потому как постоянно преследуют человека. Взять, к примеру, политику — сионистские заговоры, масонские ложи, иллюминаты и прочие тайно-глубинные правительства. Или же писатели и спекуляции на тему их загадочных смертей. В общем, раздолье для фантазии. С другой стороны, звание наиболее востребованной нечисти по-прежнему удерживают вампиры. Наверное, поэтому известному американскому редактору Даррелу Швейцеру пришло в голову объединить конспирологию и вампиров под обложкой сборника. Получилось простенько, но со вкусом.

Представьте себе мир, в котором многие властные исторические персоны контролируются вампирами или же сами принадлежат к кровососущему племени. Рассказы роднит только задумка. Авторы воздержались от метасюжета и всякого рода «пасхалок».

«Секретная история вампиров» — сборник довольно специфический, который, безусловно, подойдет любителям готической и вампирской литературы. Но как вы относитесь к провокациям на религиозную тему? Ярый фанатик веры вряд ли положительно оценит вампиризацию фигуры Христа. А ведь рассказ «Под собором Святого Петра» Гарри Тертлдава как раз об этом. Как мы знаем, в 2005 году на папский престол взошел понтифик Бенедикт ХVI. Это событие дало толчок творческим людям: многие писатели и режиссеры, с оглядкой на престол Петра, стали создавать свои произведения. Тертлдав обратил свой взор не только на внутренние интриги при папском дворе, но и посягнул на святая святых — Христа, представив его вампиром, содержащимся в тайной ватиканской тюрьме. Из этого можно было бы слепить целые тома, но автор ограничился небольшой новеллой, без спекуляций с Иисусом, сбежавшим из заточения и подчинившим мир кровавому террору. Потенциал для развития истории понимал и сам писатель. Но тема-то щекотливая, многие уже обжигались. Взять, к примеру, нонконформистские карикатуры на пророка Мухаммеда от сатирического еженедельника «Шарли Эбдо», вызвавшие волну протестов, которые переросли в настоящий террор. Поэтому остается только радоваться, что творение Тертлдава не принесло никому горя, и знают его разве что ценители жанра. Что касается качества, то писатель не подкачал: читатель неспешно знакомится с живописными видами Ватикана и его непростыми обитателями, между делом наблюдая за размышлениями загадочного узника, до тех пор, пока две сюжетные линии не связываются воедино.

Если одним предложением описать качество следующих рассказов сборника, то многие проигрывают рассказу Тертлдава. Разница в том, что где-то была хорошая задумка, но плохое воплощение, а где-то наблюдается обратное.

Взять «Два охотника с Манхэттена» Майкла Резника. Чем-то он напоминает «Авраам Линкольн: охотник на вампиров» Грэма-Смита: будущий президент США (Тедди Рузвельт) якшается с многовековым вампиром (философ Демосфен). Вероятно, удивить чем-то еще рассказ не сможет, уж тем более вызвать резонанс, диссонанс или еще какой …нанс. В свою очередь, рассказ «Два охотника с Манхэттена» входит в цикл Резника о приключениях Тедди Рузвельта, продлившийся целых 18 лет, начиная с 1990-го (Bully!) и кончая 2008-ым (The Unsinkable Teddy Roosevelt).

В рассказе «Зеркала и дым» Кейсек поностальгировала по Гудини и Дойлу, втянутых в борьбу с могущественным вампиром. Звезд с неба сюжет не хватает, читается легко, подобно мейнстримовскому комиксу. Нечто подобное можно было увидеть в комиксах «Пять кулаков науки» или «По и Лавкрафт».

Четвертый рассказ — это нуарный вампирятник о Голливуде и увядающей славе Греты Гарбо. После посредственных двух рассказов, детектив от Рона Гуларта может увлечь по-настоящему. В качестве повествователя Гуларт выбрал сценариста B-movie ужастиков, пытающегося докопаться до причин ухода из кино голливудской дивы. Мрачный исход расследования поразит второсортного сочинителя.

За «Кровь мечтаний» Сары Хойт обиднее всего. Писательница затронула тему, близкую советскому человеку. Коммунизм при совке и так был противоречивым, в том числе и в идеологии: с одной стороны общество было настроено атеистически, с другой — боготворило своих вождей, Ленина и Сталина. Причем культ этих личностей до сих пор отдает так называемыми «призраками коммунизма», а Ильича так и вовсе похоронили в пирамиде — чем не фараон и дитя богов? «Кровь мечтаний» — неудачная попытка поиграть с воображением, воплотив в жизнь лозунг «Ленин живее всех живых». Такая идея для фантаста всегда была на поверхности и представляет собой настоящую кладезь. Сюжетов о Ленине, который выжил или будучи оживленным, лежит себе в Мавзолее не похороненным, — можно придумать много. С этой задачей Хойт к сожалению не справилась, наступив на грабли слитого финала. Увы.

«Испанская принцесса» Кэрри Вон — одна из удачных попыток обыграть загадочную смерть монаршей персоны. Глазами Катарины Арагонской читатель наблюдает, как чахнет ее жених Артур, принц Соединенного Королевства, и как его недуг связан со зловещей фавориткой. История увлекательная, с описанием быта британского королевского двора, главные герои которого подростки. Последним фактом «Испанская принцесса» напоминает произведения Кинга.

Отметилась и Челси Куинн Ярбро, да не чем-нибудь, а очередным приключением Сен-Жермена, в этот раз антуражем послужила Древняя Греция. При прочтении возникает ощущение, что Ярбро писала рассказ для галочки, причем в краткие сроки, дабы войти в сборник. Оценить художественную ценность «Гарпии» будет сложно даже завзятому фанату цикла. Тема вампиризма не развита, сюжет сводится к оказанию помощи жене Сократа, который попал в опалу и… все! Не ждите ни интриги, ни красочной атмосферности — все описано в блеклых тонах. От обладательницы «Премии Брэма Стокера» ожидаешь намного большего.

Если вы любите приключения, связанные с археологами, вампирами, Древним Египтом и истребителями нечисти, то вам подойдет рассказ «Да будет благословенно имя ее!». Не сказать, что это очень стильное произведение в духе «Мумии» Стивена Соммерса или «Блейда», но определенным шармом рассказ обладает. В соавторах у Джона Бетанкура отметился и редактор издания Даррел Швейцер.

«Илионский кошмар» Грегори Фроста, своеобразное переложение «Илиады», будет интересен поклонникам темной поэзии. Это, конечно, не Бодлер, но в своем роде достойный образец. Включение стихотворной формы в сборник стало вишенкой на торте из крови. Весьма интересно подана мотивация троянцев, которые зачем-то столь рьяно защищали Елену Прекрасную. Фрост предлагает свое видение, где Елена заражала защитников Трои жаждой крови, поэтому они и теряли разум.

«Искушение Святого Антония» — еще один текст на религиозную тематику, посвящен основоположнику христианского отшельничества. Как и в других случаях, в жизнь героя вмешиваются кровососы. В церковных преданиях Антония, прозванного Великим, образцового христианина и аскета, искушали демоны и дьявол. В данном рассказе слугами Сатаны выставлены вампиры, не только искушающие Антония, но и обратившие его в себе подобного. Писатель Брайян Стэблфорд изящно дополняет фундаментальное явление искушения жаждой крови. Тем самым осложняя воздержание святого еще и физиологически. Произведение достойное и в отличие от рассказа Тертлдава не провокационное.

«Богемская рапсодия» Йена Уотсона — живописный рассказ на тему чешской готики эпохи Позднего Возрождения. Все составляющие прилагаются: алхимия, диковинные, почти сюрреалистичные явления, эксперименты, каменные мостовые и городские ратуши. Во всем этом великолепии разворачиваются приключения выдающегося ученого и астронома Тихо Браге, его непростые отношения с императором-затворником Рудольфом.

Сборник о вампирах не обошелся и без Наполеона. В «Зеленых обоях» Танит Ли предлагает свою версию о последних днях жизни императора. Многие любители истории знают миф о том, что Наполеон умер из-за зеленых обоев, пропитанных мышьяком. Столь вредное вещество играет важную роль в играх разума: галлюцинации все сильнее и сильнее подступают к герою. А он пытается уйти от наваждения в воспоминания о былом величии. Но зеленый ад все больше и больше захватывает его, пока не материализуется. Писательница хорошо воссоздала быт острова Святой Елены, куда был сослан Наполеон. Единственное упущение — это присутствие Рустама Разы, личного телохранителя бывшего императора — на деле Рустам не разделил ссылку с Наполеоном.

Завершает сборник рассказ «Гробницы нежити» Кейта Тейлора, съевшего собаку на историях о магии Древнего Египта. Завсегдатай «Weird Tales» обратил свой взор на фараона Хеопса и его окружение, которые по версии писателя в той или иной степени являются кровососами. Сотник Менхаф вынужден пойти на сделки с совестью, убивая даже невинных, дабы избавиться от кровавого рода. В рассказе отметился и древнеегипетский мудрец и маг Джеди, который, несмотря на свою репутацию, редко фигурирует в фантастике.

Надо сказать, данный сборник вышел запоздалым. К 2000-ым годам вампиры уже давно не фигурировали в качестве врагов рода человеческого — кровососы сменили хоррор на романтическое или городское фэнтези. И появление «Секретной истории вампиров» выглядело скорее ностальгией. В целом, собранные под одной обложкой рассказы в точности соответствуют тематике странных историй от «Weird Tales», редактор которых не изменил традициям. 

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)