Зона ужаса

Царство медное (роман)

Автор: Елена Ершова

Жанр: социальная фантастика, триллер

Издательство: АСТ

Серия: Легенды Сумеречной эпохи

Год издания: 2016

Похожие произведения:

Современные писатели часто и с удовольствием обращаются к мифологии, находя что-то новое в античных и германо-кельтских легендах, пересказывая вечные истории на свой лад. Другие ищут иной путь, создавая в книгах авторские мифы, органично вплетенные в фантастические или фэнтезийные сюжеты, наделяют свой мир знакомыми чертами современности — удивительно точными, до безошибочной узнаваемости, но в то же время выстроенными по лекалам сказки.

Говоря о творчестве Елены Ершовой, сразу приходят на ум темы двойничества, изнанки души. «Царство медное» — первая книга трилогии «Легенды сумеречной эпохи».

Сюжет повествует о мире, пережившем катастрофу, которая разделила два враждующих государства буферной зоной — выжженной радиацией тайгой. Рубеж назвали Дар и долгие годы не решались к нему подходить. А Дар жил, обрастая слухами и легендами: будто бродит по тайге ужасный рованьский зверь, лютый хищник крупнее медведя и беспощаднее льва, тянут в трясину руками-плетьми сладкоголосые болотницы, а в чащобе из земли до небес вырастают гигантские ульи васпов.

В погоне за сенсацией и на поводу у тщеславия в далекий Дар отправляется экспедиция во главе с Виктором Торием. Вездеход неспешно шуршит гусеницами по стылой земле, друзья шутят, травят байки, но веселье исчезает, стоит им увидеть исполинское веретено Улья, протыкающее небо и наматывающее на себя облака. Легенда становится былью, кажется, еще шаг и невзгоды тяжелого путешествия будут сполна вознаграждены открытиями, которые лягут в основу не одной диссертации. Просите и ваши желания услышат: с неба под гул неисправных двигателей падает вертолет. А в нем то, что экспедиция так упорно искала в зараженном радиацией лесу. Васпы. Чудовища из бабушкиных сказок. Искусственно выведенная в лаборатории раса полулюдей-полунасекомых. Свирепые, тренированные и, кажется, бессмертные.

Подобравшись к разбившемуся вертолету, ученые находят в кабине два тела в военной форме. Выглядят они так, словно давно мертвы. Бледно-серая кожа, неестественная поза, от них тонко тянет сладковатым запахом разложения, будто нектаром. Жаль, от мертвых меньше пользы, чем от живых. Вот только один из трупов открывает глаза.

А дальше начинается то, ради чего стоит прочесть книгу всем любителям триллеров и ужасов, поклонникам качественного саспенса и мрачной атмосферы. Череда стремительных убийств сменяется не менее жутким кровавым ритуалом, связавшим Виктора с чудовищем-васпой. И пусть связь цивилизованно названа Договором, а ученый льстиво именуется Хозяином, разве можно верить монстру? А придется, ведь жить-то хочется. Хочется вернуться домой в уютный и солнечный Дербенд, к пыльным книгам на полках, утреннему кофе, газете с заголовками обывательской жизни, где убийства и насилие скромно ютятся на последних полосах в коротких заметках полицейской хроники. Где чудовищ ловят и сажают в клетку, где мир предсказуем и безопасен. Там хорошо, а здесь тайга, холод, ночь и одноглазый проводник в кроваво-красной форме, и только он знает, как выбраться и уцелеть. Виктор послушно идет за ним через все свои страхи и кошмары прошлого, достает из глубин памяти все самое грязное и постыдное, выворачивает себя наизнанку и ужасается тому, что видит. За их противостоянием наблюдаешь с интересом, добавляя очков то одной, то другой стороне. Душа каждого препарируется и раскладывается на составляющие через диалоги и конфликты. Иногда кажется, что одноглазый Ян — кривое отражение Виктора и наоборот. Там, где один блещет человечностью, второй показывает звериное право сильного. Холодный ум и расчетливость соперничают с авантюризмом и даже глупостью.

Паразит легко уходит от хозяина и приносит свои законы в сонный и сытый город. Они написаны кровью и пахнут свежим мясом выпотрошенных трупов. За Яном тянется длинный след загадок и чужих, куда более дерзких амбиций, чем притязания мягкотелого и слабохарактерного Виктора. Подлинный ужас творится не лезвием преторианского стека, а подсыхающими чернилами на документах в светлых и просторных кабинетах высоких чиновников — хозяев мира, торговцев душами, настоящих создателей Дара.

В историю проваливаешься, закрыв глаза и слыша тихий плеск весла о воду и хриплый, надтреснутый голос перевозчика на ту сторону. Он не будет спрашивать, чего ты боишься, сам покажет и расскажет, а потом выбросит из лодки и станет топить, не давая вынырнуть до последних страниц. Идеальные солдаты, прирожденные убийцы васпы настолько живые, что протыкают ткань художественной реальности и живут своей жизнью уже вне страниц романа, порождая волну фантворчества.

У книги особая мрачная атмосфера, а темная палитра ужасов разбавлена светлыми красками лишь на мгновение, в солнечный день глубина теней ощущается полнее. Теперь уже не так очевидно, кто жертва, а кто маньяк, ведь самые жестокие монстры всегда внутри нас. Лень, трусость, гордыня, зависть. А смотришь в зеркало и видишь того же самого холеного и праведного человека с мелкими грешками за душой. У кого их нет?  

Подводя итог, стоит отметить, что в цикле «Легенды сумеречной эпохи» противостояние васпов и людей раскрывается постепенно. «Царство медное» приоткрывает завесу глобального эксперимента, а «Неживая вода» ведет к его истокам, давая иной взгляд на произошедшее и меняя фантастику на язык темного фольклора. Здесь созданные автором мифы выглядят еще ярче и самобытнее, не теряя атмосферы, созданной первой книгой. Завершает трилогию «Град огненный», подводя итог глобального эксперимента. Чем закончится мрачная история? Появится ли надежда у казалось бы обреченного мира и смогут ли монстры вернуться к человечности? Смерть не конец, а только начало…

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх