ГОЛЕМ

Хроноопера имени Бурого Дженкина, или Крысы в стенах

Жертвоприношение / Prey (роман)

Автор: Грэм Мастертон

Жанр: лавкрафтианские ужасы, фантастика

Издательство: АСТ

Серия: Мастера ужасов

Год издания: 2017 (в оригинале — 1992)

Перевод: А. Локтионов

Похожие произведения:

На алтарь романа Мастертона легла не одна, а сразу две рецензии. Слово жрецам.

 

Рецензия №1 (жрец Дмитрий Квашнин):

Хроноопера имени Бурого Дженкина

Грэм Мастертон — автор, как бы это сказать, неожиданный. В том смысле, что, когда вы начинаете читать очередное его произведение, готовьтесь: скорее всего, вас ждет что-то необычное. Что-то такое, что может предложить читателю только Мастертон. Это может быть уже ставший классическим роман «Маниту», посредством которого познакомились с творчеством автора многие читатели в 90-х. Также это может быть один из лучших его рассказов «Сепсис», например, благодаря которому имя Мастертона на слуху у новых читателей. В конце концов, это может быть и одно из его пособий по сексу, которых в России издано, кажется, больше, чем художественной прозы.

Вот и в «Жертвоприношении» Мастертон создает что-то новое и необычное. Если вы думаете, что это вязкий атмосферный хоррор в традиции Лавкрафта — вы ошибаетесь, хотя разных тварей, в том числе и с щупальцами, там хватает. Если вы рассчитываете на беспощадный кровавый сплаттерпанк, то не получите этого в полном объеме. Тем не менее, и к «Мифам Ктулху», и к жесткому хоррору роман имеет отношение. Еще здесь намешана куча всего: «проклятое место», ведьмы, путешествия во времени... В общем, что-что, а скучать читателю Мастертон точно не даст.

Сюжет «Жертвоприношения» начинается с того, как на остров Уайт приезжает Дэвид Уильямс с сыном. Дэвид нашел работу: за лето ему нужно отремонтировать особняк Фортифут-хаус, который его владельцы решили продать. И вот уже прелюдия к ужасам. Дело в том, что особняк этот — и есть то самое «проклятое место», о котором мы вспоминали чуть выше. Дэвид слышит, как где-то на чердаке бегают крысы, что архитектура здания весьма странная, что одно окно будто было замуровано, а между внутренней стеной дома и крышей существуют пустоты...

«Беги, глупец!» — будто звучит первый возглас, который должен отвернуть Уильямса от дальнейшего знакомства с викторианским особняком. Но наш герой не привык прислушиваться к столь незначительным и смутным предостережениям.

Дальше — больше. Дэвиду рассказывают легенду о том, как в Фортифут-хаусе некогда обитала ведьма, а дети, которые жили там же на правах воспитанников приюта, неожиданно все до одного померли в течение короткого промежутка времени. А затем Уильямс решает обратиться за помощью в истреблении крысы (местные сообщили ему, что мохнатого обитателя особняка зовут Бурый Дженкин, и это вроде как не совсем крыса и вроде бы не вполне человек, а вообще не пойми что) и находит старичка, который промышлял этим всю жизнь. Гарри Мартин соглашается найти Бурого Дженкина и извести его — в память о пропавшем более пятидесяти лет назад брате, — но тут происходит одно досадное недоразумение, и крысолов погибает довольно неприятной смертью.

«Беги, глупец!» — все громче и громче настаивает неведомый голос (видимо, внутренний), но Дэвид Уильямс каждый раз находит предлоги, чтобы остаться.

Ах да, мы же забыли упомянуть Лиз, одну из главных фигур в партии, разыгранной Мастертоном. Впервые Дэвид встречает ее в тот момент, когда она удирает из Фортифут-хауса во все лопатки. Приятель разрешил безработной Лиз перекантоваться в особняке, еще не зная, что в то же время туда приедет мастер по ремонту. Так или иначе, Дэвид и Лиз подружились (и даже более того) и стали жить в Фортифут-хаусе вместе. Даже Дэнни, сыну Уильямса, понравилась новая подруга папы. И как выяснилось впоследствии, девушка пришлась по душе (хе-хе, какой каламбур!) не только людям — обитателям особняка.

«Беги, глупец!» — уже хрипя и задыхаясь от натуги, из последних сил кричит Дэвиду неведомый голос, но тот — упертый как баран. Заставить остаться в этом портале в преисподнюю — в буквальном смысле! — морально и физически здорового человека могла только неведомая непреодолимая злая сила. Похоже, в случае с Дэвидом Уильямсом имя этой силе — авторский произвол.

Фортифут-хаус преподносит новые сюрпризы. Если сначала мастер по ремонту, а также сочувствующие ему девушка и ребенок видят странных людей как будто родом из прошлого, замечают перемещение фигур на старой фотографии 1888 года, то потом им предоставляется случай самим отправиться по волнам времени. Точнее, не всем им, а только Дэвиду. Вместе с местным викарием он через люк в чердаке переносится в XIX век и воочию видит ведьму, слухи о которой ему передавали, «молодого мистера Биллингса», одного из прежних владельцев особняка, и милашку Бурого Дженкина собственной персоной! Сцена, произошедшая в этом прошлом, — одна из самых живописных во всем романе. Будьте уверены, ведьма покажет свою истинную сущность, а Бурый Дженкин и вовсе предстанет во всей красе! Кое-как избежав смерти, но не сумев спасти викария, Дэвид возвращается к сыну и возлюбленной. Однако, каким-то чудом он смог притащить с собой Чарити, девочку из прошлого, которую безумная компания, несомненно, собиралась принести в жертву, или, как они это называют, «взять на пикник».

Казалось бы, полный финиш. Будь на месте Дэвида Уильямса обычный герой, он, уже с поседевшими волосами, из последних сил выбрался бы из проклятого дома, забрав сына Дэнни, Лиз и малышку Чарити, и смылся бы куда глаза глядят. Но тут автор говорит: стоп, стоп, куда это вы намылились? До конца книги еще чуть ли не двести страниц! Ну-ка все в дом!

И ужас продолжается... На следующий день начинаются вопросы касательно пропавшего викария мистера Пикеринга, Уильямс снова отправляется в прошлое, чтобы замести следы, по возвращении обнаруживает, что он, оказывается, сошел с ума и все-все ему привиделось, послышалось, почудилось. После того выясняется, что все-все — самая настоящая правда, начинается расследование совместно с детективом сержантом Миллером, которое приводит Дэвида в далекое будущее, где...

Ох, раскрывать эти хитросплетения сюжета — дело неблагодарное. Скажем только, что Мастертон, как обычно, дал волю воображению, напихав в роман много всяких деталей, причем характерных не только для литературы ужасов, но и для фантастики, и даже в какой-то мере для фэнтези. Коктейль, в принципе, получился неплохой, если б не голос: «Беги, глупец!» Но, похоже, автор сам изничтожил эту здравую мысль, превратив собственного героя, умеющего трезво рассуждать, что он доказывал не раз на протяжении книги, в упертого барана, неспособного осознать очевидное.

Если наличие такого персонажа для вас критично, то, вероятно, от «Жертвоприношения» вы будете далеко не в восторге. Но если вы можете закрыть глаза на такое поведение героя — вполне возможно, вам удастся насладиться динамичным, в меру кровавым, эротичным и «ктулхианским» романом. Мастертон все-таки «могет»: даже когда логика у него прихрамывает, он берет выдумкой и атмосферой.

 

Рецензия №2 (жрец Алексей Искров):

Крысы в стенах

Мастертон известный автор, работающий в жанре хоррора, вот только с русскими изданиями у него не сложилось: несколько романов выходило в 90-х, этим дело и ограничилось. И вот в 2017 году русский читатель может познакомиться с «Жертвоприношением» Мастертона, пусть и спустя 25 лет с момента выхода романа на английском.

Дэвид Уильямс вместе с семилетним сыном Дэнни приезжают в особняк Фортифут-хаус, возвышающийся на маленьком островке в Англии. Главный герой должен привести полуразвалившийся дом в порядок, чтобы владельцы могли его продать. Дэвид пережил тяжелый разрыв с женой, потерю работы и надеется, что чистый воздух и монотонный труд приведут мозги в порядок, да и сыну морской воздух не повредит. Но, конечно, все летит в тартарары. В первую же ночь Дэвид слышит громкие шорохи с чердака, видит странную тень. Дальше хуже: на кладбище у особняка десятки могил детей, через окна часовни открывается вид в прошлое, а жители городка испытывают перед Фортифут-хаусом сверхъестественный ужас и рассказывают истории о крысоподобной твари Бурый Дженкин, которая умеет путешествовать во времени.

 «Жертвоприношение» является своеобразным продолжением рассказа Говарда Филлипса Лавкрафта «Сны в ведьмином доме». В роман перекочевал не только Дженкин, но и мифология Лавкрафта, впрочем, Мастертон обращается с ней очень вольно. Кроме того, нет и медитативности, вязкости стиля, свойственной классику. Слог Мастертона динамичен, «Жертвоприношение» полно событиями, которые сменяют друг друга с космической скоростью, поэтому книга читается очень легко и быстро, что идет ей в плюс. Вот только подобный темп вредит атмосфере: если сперва роман настраивает на нужный лад, знакомя читателей с маленьким островком, застрявшим во времени, то дальше не оставляет времени даже на малейшую передышку.

Не идет на пользу атмосфере и поведение героев. При чтении романа создается стойкое ощущение, что все герои книги лишены малейшего чувства самосохранения. Что говорить, Дэвид не уезжает из проклятого особняка, даже убедившись, что злые силы реальны и способны причинять вред. Это самый крупный мотивационный сбой, но далеко не единственный. На подобное можно было закрыть глаза, если бы вокруг самоубийственного поведения персонажей не строилась львиная доля местных событий. А события не сказать, чтобы веселые. Книга кровавая, жестокая, автор не жалеет даже детей. Некоторые сцены впечатляют и заставляют поежиться. Вот только никому из героев сопереживать не хочется, несмотря на все кошмары, которые им предстоит вынести. Почти все персонажи не только обладают стремлением к особо болезненным способам самоубийства, но и откровенно плоские. Бурый Дженкин не стал исключением. Являясь главной пугалкой первой половины романа, он сначала способен вызвать чувство страха, но когда герою удается познакомиться с ним поближе, выясняется, что крыс изъясняется исключительно руганью на смеси разных языков и это вызывает улыбку, а не страх. Да, у Лавкрафта упоминалось, что Дженкин знает все существующие языки, но Мастертон понял и использовал это слишком буквально.

«Жертвоприношение» несколько уступает предыдущим романам, вышедшим в серии «Мастера ужасов», но, тем не менее, не совсем плох. Книга напоминает кровавый аттракцион, немного глуповатый, но быстрый и зрелищный. Главное — поменьше задумываться, не ждать слишком многого, а нестись по рельсам сюжета вперед и тогда от романа можно получать удовольствие, книга написана хорошо, событий много, откладывать ее в сторону не хочется. Вот только по итогам рискует остаться легкое чувство разочарования, ведь от завязки можно было ожидать много большего. 

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх