DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

И-Конанография

Иллюстрирование произведений Роберта Говарда стало делом культовым, перейдя на уровень иконографии с целой историей, длиной почти в целый век. Роберт Ирвин Говард родился сто десять лет назад в Техасе. С детства слыл начитанным человеком, хорошо разбирающимся не только в художественной литературе, но во многих других видах искусства, что послужило в становлении его как поэта и писателя. При жизни его публикации были популярными, а после смерти так и вовсе приобрели статус феномена, повлиявшего на фантастический жанр. Это, конечно, заслуга особого литературного языка, которым владел Говард. В своих историях он весьма красочно описывает и персонажей, и окружающую обстановку. Тут не встретишь отсутствующее или неоднозначное отображение элементов сюжета. Со временем художники выстроятся в очередь, чтобы запечатлеть творчество техасского мечтателя.

Прижизненное

Рисунок Роберта Говарда

Первые публикации Говарда за редким исключением не имели иллюстраций. Однако в 1928 году вышел августовский выпуск журнала Weird Tales, обложка которого была украшена иллюстрацией из рассказа о Соломоне Кейне «Красные тени». Автором иллюстрации был художник немецкого происхождения Кёртис Чарльз Сенф.

В 1930 году на обложку попадает сцена из ещё одного рассказа о Кейне «Луна черепов» нарисованная Хью Рэнкином. До того он иллюстрировал рассказы Говарда только на страницах. В период публикации Конана Рэнкин продолжает наполнять произведения довольно скудными и малосодержательными рисунками. Но это было уже кое-что.

Рисунки Рэнкина не отличались особой привлекательностью. Всё изменилось когда за дело взялась Маргарет Брюндейдж, являющаяся штатным художником Weird Tales. В июне 1933 года вышел очередной выпуск журнала, на обложке красовалось изображение одной из сцен рассказа «Чёрный колосс». Также она стала автором ещё восьми обложек с иллюстрациями рассказов «Королева чёрного побережья» (май 1934), «Ползучая тень» (сентябрь 1933), «Дьявол в железе» (август 1934),  «Люди чёрного круга» (сентябрь 1934), «И родится же ведьма« (декабрь 1934), «Тени Замбулы» (ноябрь 1935), роман «Час дракона» (декабрь 1935) и рассказ «Гвозди с красными шляпками« (июль 1936). Манера мадам Брюндэйдж очевидно сексисткая, что весьма странно для женщины. По большей части на её иллюстрациях можно встретить голых/полуголых женщин в таких амплуа как «дева-в-беде» и femme fatale. Мужчины изображены более одетыми, особенно отрицательные персонажи. Конана она изобразила на обложках Weird Tales 1934 года в мае, августе и в декабре 1935-го.

Более или менее героическому образу Конана соответствует иллюстрация "Дьявола в железе". Не считая иллюстрации "Часа дракона" дамы изображены в процессе их истязания и пыток. Брюндейдж призналась что Роберт Говард является её любимым автором, даже больше чем Сэйбури Квин, который также был постоянным автором рассказов Weird Tales. Благодаря стараниям Маргарет произведения Говарда без сомнения получили новое воплощение и оно читателям нравилось. Послесмерти Говарда она продолжила иллюстрировать рассказы Говарда, но уже в журнале Avon Fantasy Reader, надо полагать что получались картины намного лучше нежели в Weird Tales. Тем ни менее госпоже Брюндэйдж всё же не доставало чувства композиции.

 

 __________________________________________________________________________________

Маргарет Брюндэйдж

Родилась 9 декабря 1900 года в Чикаго. Была одноклассницей Уолта Диснея, а потом и однокурсницей. Они вместе закончили «Чикагскую Академию Изящных Искусств» в 1923 году. Брюндейдж становится иллюстратором, однако только в 1932 году её картины попадают на обложку (сентябрьский номер Oriental stories). Стала постоянным иллюстратором Weird Tales, получая неплохие для того времени гонорары. Её основным конкурентом был Вёрджил Финлей.

Несмотря на неплохую карьеру жила не самой счастливой жизнью ухаживая за матерью-инвалидом и пьющим тунеядцем-мужем.

__________________________________________________________________________________

Oriental stories, он же Magic Carpet, также не обошёл вниманием своего постоянного публиканта. К примеру рисунка удостоились исторические боевики «Тень Стервятника» и «Красные клинки чёрного Катая».

Отношение автора к изображению его героев и миров он выражал в переписке с друзьями и читателям. Так в письме своим поклонникам Питеру Шуйлеру-Миллеру и Джону Кларку объяснял концепцию создания Хайборийской эры, благодаря чему они нарисовали карту Хайбории, а Говард утвердил. Эта самая карта с небольшими дополнениями известна читателям не меньше чем сведения о биографии Говарда и Конана. Насчёт изображения киммерийца автор жаловался что его изображают не соответствующе — Конан напоминал италийца, а не кельта, как задумывалось.

Postmortum

После смерти Говарда его многие неизданные работы получили толчок. Так в 1938 году вышел в публикацию один из знаковых рассказов в жанре ужасов «Голуби преисподней». Рассказ можно сказать прибавил популярности Вёрджилу Финлею, нарисовавший жуткие сцены истории, и не беда что рисунки были чёрно-белыми, это даже придавало мрачности.

 

В сороковых годах интерес к Роберту Говарду переживает глубокий кризис. Однако с начала пятидесятых годов внимание к иллюстрированию Говарда проявил видный художник Фрэнк Келли Фрис, который вскоре один за другим начнёт получать аж десять премий «Хьюго».

В 1953 году вышел том The Coming of Conan на обложке которого красовался сам киммериец собственной персоной. Наконец Конана начали изображать более или менее ближе к оригинальному описанию. Эстафета у Фриса была подхвачена Эдом Эмшвиллером и Уолли Вудом.

Обложки, нарисованные Эдом Эмшвиллером

60-е годы. Период Фразетты

С середины шестидесятых годов Lancer Books издаёт как изданные при жизни так и черновики Говарда. За иллюстрирование берутся Рой Кренкель и Френк Фразетта. Новую образцовую внешность получает не только Конан, но и Кулл, Бран мак Морн и многие другие герои.

Сложно найти художника-фантаста более известного чем Фрэнк Фразетта. Говоря про иллюстрации Конана прежде всего подразумеваются как раз работы Френка Фразетты. Сам художник так комментировал свои работы касающиеся Конана: «Я никогда не брал образ Конана непосредственно из произведений Говарда, предпочитая самому решать как будет выглядеть персонаж». Нельзя не вспомнить слова самого Говарда, который рассказывая о киммерийце утверждал, что истории как будто рассказывал сам Конан, а он лишь записывал за ним.

Фразетта повлиял на образ Конана в неменьшей степени, чем Роберт Говард. На картинах киммериец изображён как правило без вездесущей пассии, весьма суров, но без эмоций. Примечательная особенность - все картины с Конаном, не в пример другим авторам Фразетта называл без использования имени варвара, к примеру The Destroyer, The Conqueror, The Adventurer.

Причём The Destroyer, The Conqueror были проданы за 1,5 млн. долларов и 1 млн. доллар соответственно, став самыми дорогими иллюстрациями фантастики. Дальнейшая иконография киммерийца так или иначе основывается на версии Фразетты.

70- годы. Комиксы и новые переиздания

Семидесятые годы это не только Брежнев и период застоя, но и расцвет комикс-индустрии. Барри Виндзор Смит был первым кто адаптировал произведения и персонажей Говарда в формат графической истории. Он писал Конана в лирическом почти прерафаэлитском образе. Сменивший его Джон Бускема берёт курс на большую брутальность, в духе Фразетты.

Говоря о комиксах семидесятых и причастности к ним Говарда, нельзя не вспомнить Рыжую Соню. Первоначально Соня являлась героиней исторического романа "Тень Стервятника", но как-то один из любителей Говарда послал письмо в редакцию Marvel Comics, в котором отметил что Соня была бы отличной боевой подругой Конана в комиксах, звали этого поклонника Аллан Говард, что весьма символизирует. Барри Виндзор-Смиту и Рою Томасу идея весьма приглянулась и разбавив характерными чертами Чёрной Агнес, ещё одной воительницы Говарда, они выпустили комикс Conan the Barbarian #23 (февраль 1973 года).

Сильная и красивая героиня, пускай даже неоправданно жестокая, понравилась любителям комиксов. На данный момент Рыжая Соня известна не меньше чем Конан. О говардовской Соне, казачке-воительнице почти все забыли, а Соня из Гиркании это уж был новый персонаж, схожий со своим прототипом лишь внешностью. Однако нашлись несколько художников неплохо расписавших внешность гарной дивчины. Из этой среды можно выделить Джима Слайка и Майкла Питерса.

Что касается иллюстрации книг, то одним из заметных художников семидесятых можно назвать Джеффри Джонса, которого Фразетта называл не иначе как величайшим живописцем своего времени. Не менее интересными являются работы Тима Кирка и Дэвида Ирланда.

Майкл Калута, один из известнейших художников отличался тем что иллюстрировал и переиздания Говарда и комикс-адаптации. Его сюрреалистические картины отличаются особым магнетизмом как нельзя лучше подходящим к фантастике.

Другой известный художник Стив Фабиан рисовал не только фэнтезийные мотивы Говарда, являющиеся реминесценсцией на Вёрджила Финлея, но и вестерн-рассказы. Огромное количество чёрно-белых иллюстраций посвящено Конану. Фабиан бережно воспроизвёл динамические сцены полные ярости и страстей.

Нехарактерное исполнение Фабиана, выполненное в цвете

Дальнейшие приключения в изобразительном искусстве

Кен Келли — ученик Фрэнка Фразетты, влияние которого остро чувствуется. Однако Конан работы Келли в отличие от Фразетты обуреваем эмоциями, а рядом, под руку или где-нибудь в ближайшей доступности от героя валяется испуганная кокетка в минимальной комплектации. Других героев можно встретить у Келли в менее возбуждающей обстановке, вероятно чтоб они могли сконцентрироваться в бою.

Борис Вальехо и Джули Белл — кто ж их не знает, а точнее их лощённые, в буквальном смысле блестящие работы полные шика и глянца.

Да-да, вы всё верно рассмотрели, на иллюстрации Бориса Вальехо 1983 года Конан открывает бутылку шампанского!

Гэри Джианни родился в 1954 году в США. В 1976 году закончил Чикагскую Академию искусства и живописи. Известный художник комиксов, нарисовал такие запоминающиеся графические романы как «Атомика», «20000 лье под водой» и многие другие. Написал семь картин посвящённых книге о Соломоне Кейне. Также иллюстрировал книги о Конане, Бране мак Морне и Кулле. Наряду с художником Марком Шульцем является настоящим поклонником Роберта Говарда.

Среди современных иллюстраторов в глаза бросается Эндрю Робинсон являющийся автором обложек к серии комиксов King Conan издательства Dark Horse Comics, в которую входят адаптации рассказов «Алая цитадель», «Феникс на мече» и роман «Час дракона».

Тим Брэдстрит ещё один современный иллюстратор отличившийся работами над рассказами о приключениях в пустыне. Например моделью для Эль Борака, любимого персонажа самого Говарда, послужил голливудский актёр Томас Джейн.

Среди отечественных иллюстраторов тоже есть отличившиеся. Это неоднократный обладатель премии «Интерпресском» Сергей Шикин и Владислав Асадулин, а также некоторые другие художники, оформлявшие известную любому любителю фэнтези в России серию книг от издательства «Северо-Запад».

Работы Сергея Шикина

Работы Владислава Асадулина

К сожалению объём статьи не способен даже на меньшее — перечислить всех художников и их произведения, уж не говоря о том чтобы описать их. Однако не будет преувеличением сказать что произведения Говарда являются наиболее часто иллюстрируемыми в жанре фантастики, если не литературы в целом. Те из писателей кто писал в то же время что и Говард, к примеру «Круг Лавкрафта» вместе взятые и то не могут похвастаться неиссякаемым количеством картин посвящённым их творчеству. Надо отдать должное плеяде художников делавших своё дело на совесть, ведь зачастую именно иллюстрации помогают направлять читателя  в мире фантазий автора.

Рисунок Роберта Говарда

 

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)