Зона ужаса

Десять негритят

СССР, 1987

Жанр: триллер, детектив

Режиссер: Станислав Говорухин

Сценарий: Станислав Говорухин, Агата Кристи

В ролях: Владимир Зельдин, Татьяна Друбич, Алексей Жарков

Похожие фильмы:

  • «Пила» (2004)
  • «Охотники за разумом» (2004)

Десять негритят 

Сегодня Негритянский остров встречает гостей. Десять человек, незнакомых друг с другом. Их всех под разными предлогами заманил в огромное пустующее поместье некий А. Н. Оуэн. Что примечательно, самого хозяина на острове нет. Для каждого приготовлена комната, где на стенах висят считалочки о десяти негритятах. В столовой расставлены десять фигурок. Они как будто символизируют самих гостей. Не успеете вы погрузиться в атмосферу таинственного острова, и вот он, первый сюрприз. Все, до единого, гости – это преступники, убийцы и жулики, которым так или иначе удалось там, на большой земле, уйти от наказания. Например, доктор, по чьей вине погиб пациент. Или полицейский, чьи ложные показания привели к смерти невиновного. И несложно догадаться, что именно здесь наших героев ждет истинное возмездие. Не зря же в каждой комнате оставлено по считалочке?

Как уверяла сама автор литературного первоисточника Агата Кристи, «Десять негритят» – лучшее ее произведение. Образцовый герметичный детектив, где каждый герой имеет скелет в шкафу, оружие в комоде и кучу подозрений относительно своих соседей по несчастью. Конечно, современному зрителю данное кино может наскучить быстро. Здесь нет изощренных пыток и ловушек, как у идейного последователя убийцы из «Десяти негритят», Конструктора из «Пилы», нет умопомрачительных драк и взрывов, как в «Охотниках за разумом». А потому зрителю, воспитанному на современном кино, такое неспешное действие наскучит уже в первые полчаса просмотра. Манера общения персонажей кому-то может показаться нарочито пафосной и даже комичной, поведение героев – глупым. Посудите сами, они отлично знают, что один из гостей – убийца, так как кроме них на острове больше никого нет. И вместо того, чтобы держаться вместе, чтобы не дать злодею убить их поодиночке, они то и дело разделяются, и каждый раз нашему таинственному вершителю судеб не составляет труда воплотить в жизнь очередную строчку из считалочки. Классика, как сказал бы герой одного голливудского фильма!

Десять негритят

Однако, несмотря на все замечания, фильм, по заверению многих критиков и поклонников, является идеальным образцом жанра. Недаром многие современные киноделы до сих пор вдохновляются как романом Кристи, так и экранизацией. Главное его достоинство – это сами жертвы. Доктора, судьи, военные, служанки и гувернантки. На первый взгляд, уважаемые и серьезные люди. Но стоит некому анониму вслух озвучить их грехи, становится ясно, все до единого – подлецы, и доверять нельзя никому. Многие из них свою вину не признают, считая себя добропорядочными гражданами. Мол, все обвинения сфабрикованы, ничего не доказано. Но в течение двух часов вас убедят и сами герои, и авторы фильма с помощью сюжетных вставок, что зрительских симпатий никто не заслуживает. Будьте уверены, правосудие своими холодными руками дотянется до каждого. И повезет тем, кого убийца вычеркнет первым. Им не придется сознаваться в собственных грехах.

Как говаривала сама Кристи, убийца в детективах ее всегда интересовал меньше, нежели жертва. В «Десяти негритятах» сюжет строится по тому же принципу. Все герои – своего рода жертвы. Кто-то совершил преступление в силу обстоятельств, кого-то вынудили. На острове они тоже до последнего отыгрывают роль жертвы, львиную долю экранного времени проводят в разговорах, строя всевозможные гипотезы происходящего и пытаясь вывести убийцу на чистую воду. Вступают друг с другом в сговоры, пытаются подловить злодея на ошибке. И сам зритель ищет некие знаки или подсказки, которые помогут разгадать имя убийцы. Но будьте уверены, вам не удастся его раскусить, авторы вас все равно перехитрят. Кстати, в начальной сцене фильма некий человек за кадром расставляет на подносе те самые фигурки, символизирующие бедных негритят из роковой считалочки. Если присмотреться, то в отражении подноса можно разглядеть лицо человека. Многие ошибочно думают, что он и есть убийца. На самом же деле, это сам режиссер, Станислав Говорухин.

Десять негритят

Актеры, задействованные в фильме, настолько хорошо вживаются в роли обманщиков и лицедеев, что у вас не останется ни единого шанса проникнуться к ним симпатией. Мимика, речь, жесты, поступки, даже внешность героев раскрывают в них злодейскую сущность. Невозможно понять, кто же ведет двойную игру, прячась за маской напуганной жертвы, а кто, наоборот, пытается помешать коварным замыслам убийцы. Напряжение, подобное дьявольскому туману, появляется с прибытием героев на остров, а затем начинает сгущаться, искажать привычные вещи и понятия, обволакивает всех и каждого, а после финального убийства рассеивается совершенно неожиданно, оставив после себя привкус крови, яда и обмана. И зритель, готовый ко всему, будет крайне удивлен разгадкой, которая все время находилась у него под носом.

Наслаждайтесь атмосферой таинственного острова, проникнитесь историями героев, попытайтесь угадать, где или как убийца нанесет следующий удар, постарайтесь вывести подлецов на чистую воду, уделяйте внимание деталям и подсказкам, которые авторы разбросали по фильму. И будьте уверены, «Десять негритят» вас точно не разочаруют.

Десять негритят

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх