DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

И придет Антихрист

Холокост 2000 / Holocaust 2000

Великобритания, Италия, 1977

Жанр: ужасы, мистика, мелодрама

Режиссер: Альберто Де Мартино

Сценарий: Майкл Робсон, Майкл Нельсон, Альдо Де Мартино,

Серджо Донати, Альберто Де Мартино

В ролях: Кирк Дуглас, Саймон Уорд, Агостина Белли, Энтони Куэйл, Вирджиния МакКенна, Спирос Фокас, Иво Гаррани

Подобные фильмы: «Омен», «Ребенок Розмари», «Адвокат Дьявола»

Идеалистически настроенный президент крупной атомной корпорации Роберт Кейн терпит поражение в борьбе с собственным сыном Энджелом за право руководить предприятием. Энджел стремится быстрее осуществить варварский проект, ибо он — пришедший на землю Антихрист.

Нет смысла спорить с тем, что на сценарий «Холокоста 2000», имеющего еще одно название – «Огненный дождь», оказал огромное влияние вышедший годом ранее оскароносный «Омен». Сходство налицо. Тут и явившийся в наш мир Антихрист, и внезапные смерти всех, кто стоит на пути осуществления его планов, и опора на некие цифры и числа, означающие имя Антихриста, хотя это и не пресловутое число 666 (логические цепочки тут сложнее), а также наличие пророчества, указывающего на скорое пришествие Антихриста и последующий Апокалипсис. Все это приправлено страхом перед атомной энергией и протестами «зеленых»: пикетами в защиту окружающей среды, очень актуальными в то время. Третья составляющая сценария  - это все еще популярное в семидесятых движение хиппи со своими идеями возвращения к природе, отказа от прогресса и цивилизации, жизни в гармонии среди цветов, питаясь плодами деревьев и играя с животными, не боящимися человека, что смыкается с экологической и антиядерной тематикой.  Вот из этих трех составляющих: религиозной (приход Антихриста), экологической (страх перед развитием атомной энергетики) и идеями хиппи (отказ от цивилизации и прогресса) - состоит сюжетная основа истории, рассказанной нам Альберто Де Мартино. 

Вообще-то Альберто Де Мартино не впервые снимал фильм на волне интереса к модной тематике. В 1974 году он снял своего «Антихриста», через год после шумного успеха «Изгоняющего дьявола», тоже на тему одержимости девушки злым духом, исследуя в нем как частный случай, так и тему вселения нечистого вообще, как религиозного феномена.  И если атмосфера «Антихриста» серьезна, стремящаяся почти к документальности, то «Холокост 2000», при всей увлекательности сюжета и искренней тревоге за будущее Земли и человечества в целом, сквозит наивностью и излишне идеалистическим подходом к решению проблемы ядерного Апокалипсиса, неизбежно грозящему людям на Земле. Даже в конце 70-х лозунги движения хиппи многим казались утопическими. Что уж говорить о нашем времени, когда человечество плотно подсело на такую штуку, как Интернет, и не согласится расстаться с этим чудом прогресса даже под страхом Конца света? И еще одна мысль сквозит в фильме: «Благими намерениями вымощена дорога в ад».

Именно благими намерениями был охвачен миллионер Роберт Кейн, когда решил построить на Ближнем Востоке огромную атомную станцию, которая дала бы дешевую электроэнергию странам третьего мира, помогла бы победить в них голод, нищету и безработицу.  Ведь это дало бы мощный толчок развитию промышленности, транспорта, подняло бы экономику бедных развивающихся стран до невиданных доселе высот. В этом стремлении его горячо поддерживает сын Энджел, всем своим обликом и поведением оправдывающий имя. Носящий белые и светлые одежды, с тихим приятным голосом и ясными, чистыми, как у ангела, разве что холодноватыми глазами. А вот те, кто выступает против этого проекта, погибают один за другим случайными, но ужасными смертями. И перед этими самыми смертями мы видим уже знакомые нам приметы: внезапно поднимается ветер, мигает и гаснет свет, вдруг включается вентиляция, заклинивает автоматические двери, отказывают приборы в самолетах… Не отсюда ли черпали свое вдохновение создатели «Пункта назначения»?  

Услышав библейское пророчество о приходе Антихриста, который уничтожит мир, залив его огненным дождем, Роберт Кейн погружается в пучину сомнений и страхов. Ему снятся кошмары, в которых человечество гибнет в море огня, извергаемого выходящим из моря змеем о семи головах, как на старинной гравюре  в книге. И головы его так похожи на семь турбин его станции, которую планируют строить как раз на берегу этого моря. А головы змея украшены десятью коронами, как верхушки десяти коммутаторов  – системой контроля и защиты. Все, как в пророчестве. Согласно этому пророчеству, Антихрист – это второй сын Роберта Кейна. И тут, очень кстати, его подруга, журналистка Сара Голан, сообщает, что беременна. При этом она категорически отказывается  от врачебных осмотров, а предложение посетить церковь  вызывает у неё истерику и панический побег, что только подтверждает опасения Роберта и верность пророчества. Что также подтверждается словами араба -убийцы, пытавшегося зарезать Кейна со словами: «От твоего семени родится зло!»

Очень необычная и очень интересная роль тут у Кирка Дугласа, сыгравшего Роберта Кейна. Показав мятущегося, раздираемого сомнениями, страдающего от предательства и ужасающегося от страшной истины о личности Антихриста, Кирк Дуглас, несомненно, является украшением фильма. Этот поистине великий актер крайне редко радует своим появлением в фильмах жанра хоррор, и уже одним этим картина может быть нам интересна. Сыгравший его сына Энджела Саймон Уорд здесь очень выразителен в образе ангела-демона, главного врага Роберта и всего человечества, до поры до времени скрывающего свои цели и свой истинный облик. Жаль, что этому безусловно талантливому актеру капризная актерская судьба так и не дала проявить свои способности в полной мере. 

Образ Сары Голан прописан значительно слабее, чем у ведущей пары Дуглас – Уорд. Агостна Белли красива, и этого для роли в принципе достаточно, но Белли постаралась наполнить роль эмоционально, сделать образ  живее и объемнее. Особенно в той части фильма, где она защищает своего будущего ребенка от уничтожения. Хотя, конечно, до жути «Ребенка Розмари» тут далеко, да и задача такая режиссером не ставилась. 

Сегодня «Холокост 2000» малоизвестен. И это кажется несправедливым, ведь фильм зрелищен, сюжет  интересен, несмотря на некоторую его наивность и утопический финал, а актерская игра, без сомнения, способна порадовать зрителей.  И смотря этот фильм сегодня и глядя на кадры с Ближнего Востока, поневоле задумаешься, будь там, в самом деле, тогда построены мощные атомные электростанции, не стали бы наши двухтысячные временем Апокалипсиса? Тем самым пророческим огненным дождем, сметающим человечество с лица Земли?

Комментариев: 3 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Мельник 04-01-2013 19:41

    Сейчас уже избитая тема, но ради Кирка Дугласа можно и посмотреть )

    Учитываю...
  • 2 Caspian 23-12-2012 13:09

    Для тех лет фильм весьма достойный. К тому же, в нем участвует потрясающий актер, не специализирующийся на ужастиках - Керк Дуглас.

    Учитываю...
  • 3 Dee-Dee 20-12-2012 10:33

    Мне очень нравится «Холокост 2000». Да, Мартино использует сюжет «Омена», но не просто тупо копирует его как какой-нибудь современный ремейк, а на основе этого сюжета создает совершенно другой фильм. Захватывающий сюжет, прекрасная игра Дугласа, замечательная музыка Морриконе, монтаж Винченцо Томаззи (практически бессменный монтажер Фульчи) – фильм производит прекрасное впечатление. Единственным недостатком картины, на мой взгляд, является слишком открытый финал.

    Учитываю...