РЕИНКАРНАЦИЯ

Ритуал / The Ritual (роман)

Автор: Адам Нэвилл

Жанр: ужасы

Издательство: Pan Macmillan UK

Год: 2011

Похожие произведения:

  • Ричард Лаймон «The Woods Are Dark» (роман)
  • Михаил Пришвин «Кладовая солнца» (повесть)
  • Дэн Симмонс «Террор» (роман), Джек Лондон «Любовь к жизни» (рассказ)
  • «Ведьма из Блэр» (фильм), «Освобождение» (Deliverance, триллер 1972 года)

Чтобы отвлечься от повседневных забот и проблем, четверо университетских друзей отправляются в поход в заполярные пустоши Швеции. В какой-то момент, в попытке срезать дорогу, они сворачивают в поросший многовековыми елями лес и теряют нужное направление, углубляясь все дальше в чащобу. На третий день блужданий по лесу им попадается дерево, на котором жестоко распят какой-то лесной зверек. Затем они натыкаются на заброшенный дом, чердак которого служит убежищем для чучела какого-то отвратительного создания, и полуразрушенную церковь, подвал которой забит костями давно убитых людей. Очень скоро друзья узнают, что среди этих древних деревьев даже смерть приходит нелегко…

Адам Нэвилл – молодой, но талантливый британский автор ужасов. Воспитанный, как он сам утверждает, на творчестве М. Р. Джеймса, Рэмси Кэмпбелла, Томаса Лиготти и Роберта Эйкмана, Нэвилл не без успеха им… нет, не подражает – скорее, подыгрывает. Оттого, помимо атрибутов современной литературы ужасов, в его работах встречаются элементы гротеска («Куда приходят ангелы»), эдвардианской мистики, классической истории с привидениями («Флорри»), иррациональности и сюрреализма («Номер 16»). Классические абрисы на новый лад, если хотите. Богатая фантазия, хороший язык, персонажи, которым не требуется суфлер или авторские зуботычины – все это с лихвой компенсирует те небольшие огрехи, что традиционно преследуют начинающих писателей, и Нэвилла в том числе.

Третий (эротические поделки автора в расчет брать не будем) и последний на сегодняшний день роман Нэвилла – «Ритуал» – изначально носил название «Дети Зверя» (Children of the Beast). Частично он был создан еще до того, как у писателя появился издатель, и это обстоятельство в романе отчетливо просматривается. Он как бы делится на две неравные по объему части, абсолютно разные – и по духу, и по участникам, которые предлагают читателю скорее роман-диптих, нежели нечто целое, единообразное. Не случайно ближайшие аналоги романа – это «Ведьма из Блэр» и «Техасская резня бензопилой». Две, казалось бы, далекие друг от друга ипостаси хоррора.

Наиболее сильная и пугающая часть – «блэрская», блуждание четверых друзей по шведскому лесу. Буреломы, болота, смыкающаяся над головой листва, вечная темень, сырость – такой лес сводит с ума и без распятых на деревьях животных и заброшенных бунгало с чучелами. Нэвилл очень хорошо выписывает чувство безысходности, паники и ужаса, которое охватывает заблудившегося человека. Каждый новый день – все хуже; заканчиваются еда, спички, силы. Все начинают искать виноватого, чуть что срываться в драку, вспоминать старые обиды. А тут еще и вся эта чертовщина…

Оно то проступало из тени, то снова в ней исчезало.

Силуэт сидел прямо и неподвижно в дальнем углу чердака, между скатами покатой крыши. Тесную и тусклую комнату заполняла тьма, клубящаяся за границей света факелов. На её фоне он казался хрупким и неясным, однако и этого хватало, чтобы разглядеть пыль и серебристую паутину на старой черной шкуре. В ворсе её сырых волос отражались отблески огней.

Один из факелов протянулся к месту, где располагалась фигура. Мутный, песочно-желтый свет высветил небольшую деревянную коробку размером с детскую колыбель. Она походила на гроб, сколоченный из потемневшего от времени дерева.

Второй факел, тот, что был у Люка, высветил рога, выраставшие из пустых черных глазниц. Кость была коричневатого цвета, длинной и толстой.

Две тонких, заканчивающиеся копытами ноги выпирали над остальным телом и изгибались под косым углом в коленных суставах. Казалось, копыта уперлись в стены за миг до того, как рогатое существо выпрыгнет наружу.

Черные губы были раздвинуты, обнажая желтые зубы. Все, что было на этой гримасе выше ноздрей, отсырело. Грудь была покрыта маленькими розовыми сосками, окруженными мехом.<…>

Тонкие черные лапы, или руки, поднимались на уровень плеч и скрещивались в локтях. Потемневшие кисти были вывернуты, ладони смотрели в потолок, словно существо прежде держало в руках предмет, нынче отсутствующий.

Вторая, «техасская» часть резко меняет вектор. Оставшийся в живых протагонист попадает в руки фриковатой pagan-металл-группы, которая наведалась в этот же лес для проведения Ритуала, целью которого является воскрешение древнего скандинавского божества. Им прислуживает местная дряхлая старуха, умеющая вызывать Нечто из леса, которое молодое недоумки ошибочно принимают за бога своих воинственных предков. Они готовят несчастного туриста к жертвоприношению, но, как водится, в последний момент все идет наперекосяк.

Вторая часть получилась несколько небрежной, излишне динамичной и боевитой, но сказать, что она неинтересна, все же нельзя. Нэвилл ничего не забыл, все ружья выстрелили, пусть и без всякого порядка, никаких секретов не осталось. Сам автор говорит, что ему больше нечего было писать о лесе и, чтобы роман состоялся, ему потребовалось сменить декорации. На фоне первой половины книги все это смотрится бледновато, но книгу в целом не портит. Слишком большой задел был сделан первой частью.

В итоге «Ритуал» – почти идеальный образец романа о «странном» лесе. С экивоками Кэмпбеллу и Мейчену, с выпуклыми персонажами и яркой и мрачной визуализацией страха перед неизвестным. Роман, дурманящий читателя запахом отчаяния и безнадеги, мокрой, пропахшей дымом одежды, сырой земли и гниющих листьев.

А еще, где-то совсем рядом, ясно чувствуется вонь грязной, давно немытой шкуры. Знайте же, так пахнет смерть.

Адам Нэвилл и Рэмси Кэмпбелл
Комментариев: 13
  1. Вот одновременно и очень хочется прочесть, и очень отталкивает что-то... Нэвилл, как автор, мне очень интересен, но боюсь какой-то банальщины в тексте.

  2. Ну, новых горизонтов в книге действительно не открывается) Просто очень добротный хоррор, каких лично мне в последнее время попадалось немного) Да и про лес люблю страшилки. smile

    Если английский позволяет, то можно и в аудиоварианте ознакомиться.

  3. Добротная рецензия. Я заинтересовался этой книгой. Люблю дух "Ведьмы из Блэр" значительно больше "Техасской резни". Если это действительно стоящий хоррор, то, думаю, время потраченное на его прочтение уж точно не будет проведено в пустую.

    Адам Нэвилл своими работами обращает на себя моё всё более и более пристальное внимание. Думаю, его ждёт успешное будущее.

  4. Английский позволяет, спасибо smile

    Я тоже люблю страшилки про лес. Просто приведенный отрывок немного эммм... Смутил, что ли smile

  5. А чем смутил?

    Это ж чучело на чердаке)

  6. Ну, если просто чучело и потом оно не восстанет в порыве всех замочить... smile)

  7. Не, это не встанет)

  8. Ну не мог не вставить фотку с Рэмси)

    А рецу стоило назвать "Идите лесом" - больше читателей привлекло быsmile)

  9. Это Влад, наверное) Я вообще забыл название придумать)

  10. В чем-то я согласен с Нэвиллом - читать весь роман о том, как герои блуждают в лесу, приелось бы.

  11. Интересно... роман выйдет на русском быстрее, чем я выучу английский или наоборот?

  12. Спойлер на спойлере- ну правда же! Хорошо, что прочитал роман раньше вашей рецензии.Кстати, "какой-то лесной зверёк" описывается персонажами как крупное парнокопытное- возможно лось или олень.Поменьше конкретики с сюжетными ходами и будет норм)

  13. И где же спойлеры, где т.с. "преждевременно раскрытая важная информация, которая портит впечатление от игры/книги/фильма и разрушает их интригу"? Сюжета в ревьюшке не больше, чем в аннотации.

    Олень или лось? В эпизоде с этим животным ни слова об этом.

    В общем, идите лесом. ;)

Оставьте комментарий!

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

(обязательно)

⇧ Наверх