ССК 2018

Пазл (антология)

Составитель: Парфенов М. С.

Жанр: ужасы

Издательство: Эксмо

Серия: MYST. Черная книга 18+

Год издания: 2014

Похожие произведения:

  • «999» (антология, составитель Эл Саррантонио)

Пазл

Удивительно притягательная сила есть в сборниках, составленных из рассказов разных авторов. Вероятность множества решений, мозаичность стилей, сюжетов, мыслей и подходов таят новизну и интригу чуть не на каждой странице и подогревают читательский интерес, словно опытный зазывала в карнавальном балагане.

Не возьмусь судить о причинах популярности различного рода антологий в последнее время, но собрания короткой формы зачастую представляются неким пограничным водоразделом, на котором сходятся писательское мастерство и опыт, читательские интересы и ожидания, вкусы и идеи составителей, приправленные издательскими расчётами.

Разумеется, не обойдён вниманием и жанр ужасов, и всё же «Пазл» уникальный в своём роде сборник. Не только потому, что антологии ужасов от отечественных авторов можно пересчитать по пальцам одной руки, притом что сам по себе счёт будет достаточно спорным. Важно другое. Со времён книжного бума 90-х, когда на развалах царствовали переводные книжки в кроваво-кричащих обложках, а на страницы из дешёвой бумаги бледной и торопливой кооперативно-типографской печатью изливались кровь, насилие, секс и чёрный юмор, ни один издатель не рисковал выпустить на читательский суд коллекцию сплаттерпанка в декорациях родных осин.

Что ж, возможно, время пришло.

Попробуем определить по выборке рассказов, как по кусочкам мозаики, более-менее цельную картинку и понять, «чем дышит» отечественный хоррор в самых энергичных и крайних проявлениях.

Корифеи серии «MYST» представлены в сборнике в двух ипостасях: Сергей Дёмин и Алексей Шолохов. Оба автора в особых рекомендациях не нуждаются, давно и заслуженно собрали если не армии, то дивизии почитателей, которые (вот уж чего не пойму!) периодически делятся на «белых» и «красных» и пытаются пустить друг-другу виртуальную юшку. Традиции жанра, что ли… или национального характера. Как бы там ни было, и «Зефир в шоколаде», и «Кошкин дом» при всей непохожести, отчётливом авторском стиле и развлекательном инструментарии несут серьёзную социально-смысловую нагрузку. Почти зеркальную. Подобные отголоски у Шолохова вполне привычны, а вот Сергей Дёмин в этом плане приятно удивляет.

Вслед за ними с приветом из диковатых 90-х отлично звучит «Пазл» Александра Подольского. Если подумать, то времена, когда любой обыватель, словно подводник, мог вполне обоснованно пожелать себе, чтобы количество выходов из собственной квартиры равнялось количеству возвращений, отнюдь не канули в Лету. И сейчас чья-то прихоть и право сильного значат порой куда больше человеческой жизни. Чудовищность и жестокость этой истины граничат только с её сакральной неизбывностью, что автор в кровавой и немного гротескной манере подаёт читателю. По кусочкам, хе-хе…

Чудовища родом из детства прочно обосновались в рассказах Михаила Парфёнова и Максима Маскаля. Но если «Бабай» в два интересных сюжетных хода недвусмысленно доказывает своё превосходство над «злом человеческим», то «Пиковая дама» предпочитает более затяжные партии, притворно отступая перед доселе неизвестным врагом вроде Терминатора.

Мария Артемьева, Александр Матюхин и Михаил Киоса, словно Клото, Лахезис и Атропос искусно ткут нити судеб своих персонажей, внешне одержимых навязчивыми идеями/состояниями, в рассказах «Шрам», «Таймер» и «Паразиты памяти». Увлекая читателя в лабиринты разума, авторы весьма тревожно и близко пощёлкивают над его (читателя) ухом теми самыми ножницами, которыми зловредные богини (по версии Кинга – сморщенные, большеголовые карлики) пресекают человеческие жизни. Берегись читатель! Безумие заразительно.

И, наконец, демоны! Демоны всех видов и мастей, фольклорной окраски и разных степеней могущества. Зловредные пасынки Отца Лжи, хитрые и коварные бесы адова сонмища. Им всё равно, где играть с человеком. В заснеженных казахских степях (Александр Подольский, «Метео»); в пустой полузаброшенной квартире (Максим Кабир, «Грешница»); квартире уютной и обжитой (Сергей Карпов, «Вечером они смотрели телик»); на радениях тайных культов (Мария Артемьева, «Шатун»); или в глухой деревеньке, у гроба умершего еретника (Дмитрий Тихонов, «Трапеза»). Бесам без разницы, где и когда. Был бы человек.

Читатель – тоже сойдёт.

Рецензенту об этом стоило помнить, но он уже поддался очарованию «Пазла» настолько, что считает сборник лучшей книгой в серии «MYST». Увлекательной, страшной, многоплановой. Без маскировок, компромиссов и прочих реверансов. С хорошим литературным уровнем текстов от самых разных отечественных авторов: известных, малоизвестных и совсем незнакомых массовому читателю. Сборник рассказов, отобранных составителем с тщанием и любовью к жанру. Точнее, самой его кровавой и вызывающей части, отрицающей какие-либо табу, рамки и прочие узилища мятежного духа.

Приятного всем чтения!

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх