С хорошей беседой всегда так: знаешь с чего начать, но никогда не знаешь куда зайдешь. Илья Обухов - иллюстратор и комиксист, основатель питерского издательства комиксов «Live Bubbles» и просто приятный бритый наголо молодой человек. Рецензию на его «полнометражный дебют», по-детски задорную страшилку, «Воображаемые друзья» мы опубликовали в июньском DARKER. Наша беседа получилась увлекательной, пусть и с легким налетом грусти, прочитав которую, надеемся, каждый задумается о чем-то своем, очень личном.
Я работал в одной небольшой проектной организации, которая специализировалась на интерьерах и малых архитектурных формах из мрамора, гранита и прочих натуральных камней. Мне поручили спроектировать склеп. Между прочим, двухместный. Дали простенький, чуть ли не отрисованный от руки эскиз. Жалко, но я так и не видел заказчика, потому что все время я хотел у него поинтересоваться — он для кого-то это заказал или себе на перспективу? Хотя, наверное, это был бы плохой и циничный вопрос...»
Я знаю, что ты получил архитектурное образование. Т.е. до иллюстраторско-комиксного периода занимался проектированием, что, на мой взгляд, очень хорошо тренирует голову.
Как на тебя-комиксиста влияют окружающие здания Петербурга и то, что ты архитектор?
На комиксиста, живущего внутри меня, архитектура влияет только в желании заполнять фоны в кадрах улицами, пейзажами и прочими элементами... Чтобы персонажи жили в какой-либо среде.
А если говорить про саму архитектуру, то я не большой любитель классицизма и северного модерна. Мне очень приятно жить в Петербурге... а живу я, к слову, в самом сердце современного Петербурга, хотя во времена Достоевского мое место жительства было страшными трущобами... мне нравится строгость моего города, его умиротворенность и странная провинциальность на отдельных улочках. Нравится еще кое-где витающий дух Ленинграда.
Но как архитектор я скорее всего деструктивен для родного города. Мне нравится смелый минимализм, если можно так выразиться. В общем, если кто-то видел современную архитектуру северной Европы, то он меня поймет.
Когда и как ты начал рисовать комиксы?
Твои «Воображаемые друзья» - словно и есть коктейль из детских игр и увлечений. Это намеренно или случайно так получилось?
«Воображаемые друзья» так и задумывались. Просто в детстве я знал, что такое «КРУТО!», а потом стал об этом забывать. Но я всегда хотел сделать именно такую хипповую книжку, в которой отдал бы дань всему, что меня когда-то привело к комиксам. И в «Воображаемых друзьях» все мои мечты и идеи воплотились. Как-то так.
И что было «круто» в твоём детстве?
Что для тебя комикс?
Для меня комикс – это, во-первых, конечно, книга. И уже во-вторых, форма изложения. Если рассматривать именно комикс как книгу, то тут уже сложнее. Потому что с комиксом не все так просто. Комикс-книга — это полноценный арт-объект, в котором отражаются все таланты автора или авторов. Тут и литература, и иллюстрация, и режиссура, и графический дизайн, не говоря уже о полиграфии, от которой тоже много зависит.
У нас, всё же, журнал о хорроре, так что не могу не спросить про любимые произведения в жанре. Элементы оного проскальзывают и в твоём творчестве. Экстрасенсы, вызывающие кошмары в «Воображаемых друзьях», стильная зарисовка из жизни маньяка в «Чревоугоднике», история матери в альманахе «Зомби».
Я могу сказать, что меня завораживают непростые ужасы. Мне нравятся ужасы Лавкрафта. Нравятся своей непостижимостью. Даже сложно объяснить это... Ну, такие древние забытые боги или монстры из других миров. В своем следующем комиксе, «Архитекторы», я буду использовать элементы мифологии Лавкрафта. Также я не могу не любить ряд людей, которых определяю как наследников Лавкрафта: Гильермо Дель Торо с его экранизациями «Хеллбоя» и «Лабиринтом Фавна», Нил Гейман с «Песочным человеком» и, конечно, Майк Миньола. Он гениальный художник и мне нравятся многие его художественные приемы. Следовательно, я и выбрал его, как эстетический ориентир. По поводу своих комиксов - я никогда не задумывался, что они являются триллерами. Просто рождались именно такие истории...
Как появился альманах «Зомби» и идея твоей собственной истории?
Идея же моей истории сложилась из желания сделать нечто похожее на «Охотника на оленей». Не в смысле снять сюжетную кальку, а поработать над идеей... Ведь данный фильм рассказывает тяжелую историю о войне, практически не показывая сами военные действия. Вот и мне было интересно нарисовать комикс про зомби без зомби. Но повествование о быте выживших людей мне казалось скучным и не позитивным. Поэтому я нарисовал комикс о победе людей над мертвецами. Не о создании какой-то сыворотки, а о нормальной и честной победе в бою.
Тебе не кажется странным, что зомби столь популярный образ? При том, что они чисто физиологически неприятны.
Думаю, что зомби популярны среди молодых людей и подростков. Или людей, которые часто ездят в метро в час пик. Такое жгучее желание покрошить из дробовика толпу зомби, неорганизованно плетущуюся к эскалатору.
Я рассматриваю зомби не со стороны привлекательности, а по концепции зла, исходящего от них. Они ведь что-то типа крокодила, охотящегося за капитаном Крюком. Если они напали на твой след, то не отстанут и будут постоянно преследовать. Ощущение безысходности - вот что интересно в оживших мертвецах.
Какие темы тебя самого больше всего волнуют?
Я люблю фантастические сюжеты с исторической основой. Например, есть известный незначительный исторический факт, что Пётр I не присутствовал при закладке Санкт-Петербурга. Есть походные журналы, в которых говорится, что царя не было в день закладки Петропавловской крепости. Почему была создана легенда про его фразу: «Здесь будет город заложен»? Про орла? Кому это было нужно, и что Пётр I делал в другом месте? Я бы предположил, с фантастической точки зрения, что царь встречался с последними волхвами культа Велеса или еще что-нибудь. Развить сюжет по сути можно из любого исторического события.
И сейчас я как раз работаю над чем-то подобным. Основным историческим событием в графической новелле «Архитекторы» является постройка дома городских учреждений в Петербурге. После победы в конкурсе одного проекта, решили строить здание, занявшее второе место. Почему? Ну, тут не обошлось без тайных обществ, забытых богов и их друзей... Не буду раскрывать весь сюжет.
Есть особый персонаж, которого ты больше всего хотел бы вывести на бумагу?
У меня есть уже написанный сценарий, где основными героями будут Никола Тесла и Иван Максимович Поддубный. Сразу после «Архитекторов» возьмусь рисовать эту историю.
Как ты работаешь над комиксом?
Приезжаю с основной работы и, если нет каких-то дел или коммерческих иллюстративных работ, сажусь перед телевизором и рисую на бумаге комикс. И самое главное, у меня есть написанный сценарий, от которого я стараюсь не отходить. Я всегда знаю, чем закончится моя история.
И напоследок, дай совет: что прочитать?
Однозначно роман «Хранители» — это лучшее, что я читал из комиксов. Тем более он сейчас как никогда актуален в России. Все, что делал Нил Гейман в комиксах. «Песочный человек» и «1602» изданы и по-русски. «The Umbrella Academy», «The Dark Knight Returns», «Священная болезнь» и т.д. и т.п. Читайте всё!
1 Мельник 12-08-2013 18:28
Понравилось интервью, интересный человек Илья. Надо будет и с его комиксами поподробнее ознакомиться.
2 Eucalypt 16-08-2013 14:51
В предыдущем писали про "Воображаемых друзей".
А вот ссылка на "Чревоугодника", о котором упоминается в интервью:
//www.kommissia.ru/gallery/thumbnails.php?=3043
3 Мельник 16-08-2013 20:24
Что-то выдает ошибку...
4 delfin-mart 20-07-2013 21:28
Замечательное интервью. Очень интересный человек. Зомби, бредущие к эскалатору - такие сходные ощущения! ))
5 Eucalypt 21-07-2013 00:59
С Ильей общаться очень приятно. Надеюсь скоро пообщаться с ним лично, в Питере. Обратите внимание и на антологию Зомби, и на комикс Ильи - Воображаемые друзья. Отзывы мы публиковали.
6 Аноним 20-07-2013 18:31
Годно побеседовали. Интересно было почитать.
Особо понравились рассказы о том, что такое "КРУТО!"
А с его отношением к комиксам нужно ехать в Японию и стать мангакой. Мангу там, насколько я знаю, определяют так же, как он комикс, в то время как у нас их серьезно воспринимают очень немногие.
7 Eucalypt 21-07-2013 01:05
На самом деле есть сообщество любителей-ценителей комиксов. Издательства становятся сильнее. Знаковые вещи издаются ( из ближайшего переиздание Хранителей с подробным комментарием; Бэтмен: Аркхэм). По России я знаю порядка пяти сильных комикс-центров ( с библиотеками, с мастер-классами и выступлениями знаменитых авторов).
Занятно, что отношение к комиксу, как к жанру серьезному есть везде, даже в культурах с развитой индустрией ( исключение Япония: но у них вообще живописная традиция очень сильная и своеобразная; Япония это изобразительно-центристская культура; единственная в своем роде).
Есть замечательная книга Скота МакЛеода "Понимание комикса" — блестящее исследование явления. Настоятельно рекомендую прочитать. Серьезная культурологическая работа (что характерно, в виде комикса ). Так вот, он так же отмечает, что не смотря на долгую историю комикса ( по сути в чистом виде мы можем говорить о комиксах века с XVI; а теоретически - чуть ли не с начала человеческой культуры) его считают самой молодой формой искусства.
8 Аноним 21-07-2013 01:20
Ну тут, да, комиксы действительно как будто только еще закладываются и развиваются. Будем посмотреть, что там будет через несколько лет. Авось, и у нас они будут цениться как литературное и художественное произведение, как и в пресловутой Японии.
9 Eucalypt 21-07-2013 01:53
Кстати, уважительное и серьезное отношение очень сильно в Европе. Франция - одна из мировых комикс-культур - подарила и определение комикса, как "девятого искусства".
10 delfin-mart 21-07-2013 12:59
Ну да - рисуночное письмо, наскальные рисунки, русский лубок. Действительно, штука древняя.)