DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Истина где-то рядом

Среди загадочных мест нашей планеты некоторые стоят особняком. И дело не только в том, какой резонанс они вызывают в общественном сознании. На фоне некоторых из них отражается сама человеческая природа. Наши потаённые страхи и надежды. Они словно маяки, напоминающие нам, что даже самые безумные порождения фантазии берут своё начало во вполне осязаемой реальности. 

Зоне 51 суждено было стать таким местом сразу же после появления на свет.

Пятидесятые-шестидесятые годы прошлого века были тяжёлым временем в истории человечества. На смену ужасам Второй Мировой пришёл страх перед атомным адом, рождённый в горниле противостояния Америки и СССР.

Стремительный рост научного прогресса вывел мечты о космосе на передовую человеческих устремлений. Люди грезили, как их звездолёты отправляются в необъятные глубины вселенной, колонизируя планету за планетой, как они преодолевают неизлечимые заболевания и внутренние противоречия собственной натуры.

Но, если есть свет, то непременно будут и тени – пионеры извечной тьмы, притаившейся за границами понимания. Космос притягивал и пугал. Иные миры населялись враждебными созданиями, обогнавшими обитателей земли в технологическом развитии.

Паранойя реальной угрозы смешалась с паранойей космической. Пресса взрывалась сообщениями о наблюдении неопознанных летающих объектов и контактах людей с обитателями других миров.

Возникли широкие прослойки общества, вера которых в незримое присутствие инопланетных сил приобретала фанатичный характер.

В 1947 произошёл Розуэльский инцидент, подкинувший дров в кострище сторонников теории заговора и создавший мощный плацдарм для будущей репутации Зоны 51.

Зона 51, фото со спутника

Самая известная военная база в истории США была основана в 1955 году. И почти сразу стала эпицентром загадочных событий и уфологических спекуляций.

Немалую заслугу в формировании легенды сыграла политика особой секретности американского правительства в отношении базы.

Любой военный объект окружает атмосфера тайны, что же говорить о базе, назначением которой предполагалось испытание передовых разработок военной авиации? Но, даже не смотря на это, руководство Зоны 51 выходит далеко за рамки дозволенного в демократическом обществе. Сотрудники и персонал дают обещание работать там всю жизнь. База полностью изолирована от интернета. Большая её часть, о размерах которой можно только догадываться, находится под землёй.

А просачивающаяся изредка из уст людей связанных с Зоной информация носит настолько провокационный характер, что верится в неё с большим трудом. Учёный физик Р.Лазар якобы видел своими глазами фотографии мёртвых инопланетян. А сотрудник ЦРУ Дэвид Роуз пошёл ещё дальше, утверждая, в предсмертной записке, что с начала сороковых правительство штатов состоит в тесных сношениях с внеземными цивилизациями, и вся информация становящаяся достоянием общественности несёт собой цель подготовить человечество к контакту с братьями по разуму.

Своеобразной кульминацией этих настроений стало появление Маджестик-12. Секретной группы правительственных исследователей, собирающих и анализирующих информацию о феномене НЛО.

Согласно исследованиям Маджестик-12, инопланетяне нуждаются в генетическом материале землян для поддержания своего существования, и не гнушаются методами для исполнения своих целей. Правительство осознает опасность ситуации, но предпочитает сохранять лояльность, осознавая свою беспомощность против внеземных технологий, а то и вовсе сотрудничает с пришельцами в обмен на их научные знания.

Данные, будь то откровения замешанных в правительственных интригах людей , или шокирующие сведения «Маджестик-12» (само существование которого под вопросом), невозможно проверить или тем более, - доказать. Но их вклад в развитие образа инопланетян в массовой культуре не оценим.

Именно большое количество разносторонних, а зачастую противоречивых свидетельств подготовило почву для различных интерпретаций Зоны 51 в кинематографе и других видах искусства.

Одно из первых кино-воплощений Зоны – «Ангар 18» 1980 года, вдохновило американскую треш-метал группа Megadeath на написание одноимённой песни. Ангар 18 – один из объектов военной базы на котором, якобы и размещены обломки летательного аппарата, разбившегося в Розуэлле, хотя наличие ещё, по меньшей мере, двух военных объектов под названием Ангар 18 вносит некоторую путаницу. Фильм повествует о противостоянии искателей истины из NASA и секретных правительственных служб, желающих скрыть факт существования внеземной жизни любой ценой. «Ангар 18» интересен тем, что проронил пару зёрен, развитых впоследствии на ТВ. Среди них идея палеоконтакта ставшая одной из основных концепций сериала «Звёздные врата». И, тема конфликта правительственных организаций, являющаяся сюжетным стержнем культовых «Секретных материалов». «Ангар 18» был одним из немногих американских фантастических фильмов пробившихся в советский прокат.

Тесная связь Зоны 51 с теорией заговоров позволила ей стать своего рода площадкой для развернувшейся полемики демократов и республиканцев.

Одним из известнейших появлений Зоны 51 на широком экране стала картина «День независимости» Рональда Эммиреха. По сюжету фильма секретные исследования потерпевшего крушение НЛО на правительственной базе помогли человечеству избежать беспощадного истребления агрессивными пришельцами. Прямо обратную философию позиционирует Ричард Пепин в фильме «Посланник» 1997 года. В «Посланнике» нашли отражение страх перед правительственным заговором и вера в то, что добрые инопланетяне однажды прилетят и спасут нас от нас же самих.

Но, не смотря на популярность Зоны 51 в качестве одного из самых документированных и спорных феноменов инопланетной мифологии, количество фильмов прямо ссылающихся на неё и тем более делающих её местом действия на удивление мало.

В 2011 году вышел кинофильм «Зона 51», поставленный по одноименной игре, отличающийся низким бюджетом и однотонным, сюжетом, он, тем не менее, стал первым, представившим злополучную военную базу полем битвы и основной декорацией происходящего.

Событие тем более интересное для развития кино-образа Зоны 51, что зачастую её и вовсе просто втискивали для создания атмосферы и привязке сюжета к современному фольклору. Таковы упоминания в эпопее о похождениях Индиано Джонса и экранизации Стивена Кинга «Максимальное ускорение». Или использовали в качестве источника вдохновения, как в вышедшей в 2011, снятой в стиле псевдодокументалистики картине «Зона 407».

Среди комиксов, упоминающих Зону 51, следует отметить экранизированный «Hellboy». Пришельцы плохо вписываются в мистико-магический мир Хелбоя, и военная база представляется там филиалом бюро по расследованию аномальных явлений. И, графическую новеллу «Зона 52», права на экранизацию которой выкупила компания Summit Entertainment (Зона 52 во вселенной комикса – наследник своего реального собрата из Невады).

Удачным оказалось воплощение Зоны в сериалах, начиная с «Секретных материалов», главная заслуга которых в следовании ортодоксальному представлению о Зоне 51 созданному в уфологических трактатах, до несколько экзотических вариаций в «Звёздных вратах» и «Докторе Кто».

На волне популярности образа секретной военной базы, Гейл Энн Херд – продюсер «Ходячих мертвецов», собирается взяться за создание сериала о Зоне 51, в основу которого должна лечь книга Энни Якобсен «Зона 51: Правдивая история секретной военной базы США». Что может получиться из маргинальной теории, по которой, потерпевший аварию в Розуэлле, летательный аппарат послал Сталин, предварительно нагрузив изуродованными нацистами детьми, которых власти Советов желали выдать за пришельцев, посеяв тем самым панику в оплоте демократии на Земле, даже страшно предположить…

Приобщиться к атмосфере Зоны 51 можно в таких компьютерных играх как «Call of Duty: Black Ops», «Deus Ex», «Fallout», «Area 51» и во многих других, представляющих главным образом аллюзии на образ секретной военной базы.

Загадочный правительственный объект и окружающие его тайны, такие как Розуэльский инцидент, стали подлинным источником вдохновения для музыкантов. В разное время к ней обращались различные культовые коллективы: Megadeath, Judas Priest, Running Wild, и само собой группы заточенные под UFO тематику вроде японских пауэр-металистов AREA 51, или калифорнийцев Agent Steel. Интерпретация темы в лирике разных исполнителей разнится не меньше, чем в кинематографе. От вполне стандартной констатации убеждения, что у правительства есть свои инопланетные скелеты в шкафу Ингви Мальмстина, до душещипательного гуманистического памфлета The Pixies, повествующего о потерпевшем аварию мирном инопланетяне, закончившем жизнь в армейском ящике.

Естественно, серьёзный пафос, окружающий Зону 51 спровоцировал ряд пародийных зарисовок. В мультсериале Футурама, Зона появляется в 51 серии. В 2011 году вышел комедийный фильм «Пол: секретный материальчик», простебавший несколько популярных уфологических концепций.

На литературном поприще отметился Боб Майер, опубликовавший в период с 1997 по 2004 девять романов о Зоне 51 под псевдонимном Роберт Доэртри. Герои эпопеи – сотрудники военной базы, исследующие необычные явления, связанные с деятельностью инопланетных сил. Майер не ограничился уфологическим фольклором, умудрившись втиснуть в повествование святой Грааль, Экскалибур и даже вампиров (которые на проверку оказываются враждебными пришельцами, затаившимися на земле с незапамятных времён).

Ден Браун в «Точке обмана» отталкиваясь от менее популярного положения теории заговора нежели сокрытия пришельцев, принимает сторону тех, кто полагает, что все свидетельства НЛО сфабриковало само правительство, что бы отвести подозрения от своих секретных разработок и античеловечных экспериментов.

Не смогли обойти вниманием Зону 51 создатели отечественной книжной серии «Этногенез». В романе Юрия Бурносова «Армагеддон. Книга 2. Зона 51» герои книги пробираются на военную базу в поисках вакцины от опустошающего Штаты смертельного вируса.

Но вклад Зоны 51 в массовую культуру простирается дальше, чем просто калька её образа на страницы книг или киноэкраны, в подобном случае вклад этот был бы не столь и велик.

Концепция секретного правительственного объекта, ставшего полигоном для жутких исследований или местом хранения загадочных артефактов, мелькающая в произведениях ужасов и научной фантастики, сформировалась под воздействием своего реального прототипа.

Такие фильмы как «Особь», или «Xtro 2» несут на себе неизгладимую печать страхов и подозрений общественности, вызванных провокационными, а за частую и вовсе невероятными свидетельствами, которые, вопреки здравому смыслу, иногда перестают быть прерогативой жёлтой прессы.

Зона 51, таким образом, становится своеобразным архетипом питающим воображение темных художников и вписывается в «плохое место» из колоды образов Стивена Кинга.

По мимо очевидного фактора широкого пиара, существует, по меньшей мере, три качества, определяющих гибкость и привлекательность созданного в народном сознании концепта легендарной американской военной базы.

Первое зиждется на параноидальном, и, к сожалению зачастую оправданном, недоверии народа к своему правительству. В этом контексте Зона представляет идеальное пространство для социальных экспериментов и сатиры.

Второе – следствие техногенной природы базы. Страх перед неконтролируемым прогрессом. Прогресс сам по себе – результат длительного развития человеческой мысли, иногда оборачивается темной стороной медали. Что же ожидать от знаний, пришедших из других миров, возможно по самой своей сути чуждых всему человеческому?

Ну, и естественно, огромную роль имеет инопланетный вектор, позволяющий рассуждать о ксенофобии и различиях, которые невозможно преодолеть.

Если когда тайна Зоны 51 и будет раскрыта, - ни хоррору, ни фантастике на пользу это не пойдёт. Действительно ли в Розуэлле разбилась летающая тарелка, получили ли американские военные доступ к неземным технологиям, что скрывают власти от людей, - для искусства не имеет никакого значения. В чисто творческом плане тайна гораздо более плодовита чем истина.

Зона 51 возвышается над миром подобно ужасной темной башне, объединяя разрозненные свидетельства и слухи в полотно, которое можно назвать инопланетной мифологией.

Комментариев: 3 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Hanterdd 23-06-2012 21:58

    Еще канадский ремейк кинговского "Максимального ускорения" в России выходил именно как "Зона 51".

    Учитываю...
  • 2 Hanterdd 21-06-2012 00:46

    Да, в теории советского следа весь ХОРРОР и зарылся! С нетерпением жду сериал)

    Учитываю...
  • 3 Мельник 20-06-2012 19:39

    Ох уж эта Зона 51... Теория про Сталина вообще убила наповал ))

    Учитываю...