DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Итого: похмельное брюзжание

Итак, едва подняв голову от тазика с оливье и собрав в кучу нетрезвые мысли, попытаемся подвести итоги года - с нашей, меломанской точки зрения.

Сначала, как это принято после праздников - о хорошем.

Границы рухнут и свобода...

 Как-то так писал великий поэт о нашем отечестве. Я еще помню времена, когда вместо первого альбома Burzum у нас в городе продали первый альбом Dissection: фаны, которые на радостях купили второй альбом Варга словили нехилый, как говорят мои коллеги-филологи, когнитивный диссонанс.... А еще раньше из рук на руки передавалась фотка с четырьмя раскрашенными мордами и шепотом сообщалось: «Это Ирэн Маден, фашисткая группа, названная в честь жены вокалиста»... Это я все к чему?

Во время оно, когда я был молодым, а деревья высокими, информации о зарубежной экстремальной музыке было мало, к тому же часть ее была, как видите, недостоверной. А уж о концертах действительно суровых парней приходилось только мечтать. Теперь все обстоит гораздо легче, что не может не радовать меломанскую душу.

Собственно, после долгих раздумий я так и не смог вспомнить, кто из грандов металла не выступал на просторах России. Как доносят вести с полей, даже шведские злобари Marduk наконец порадовали отечественных поклонников. В любом случае - кто хотели, те приезжали, а если нет - то мешали им далеко не цензурные соображения.

Впрочем, есть и еще более мрачные музыкальные течения - я, разумеется, о нойз и индастриэл. Но и здесь отечественного меломана радуют не переставая: последний бастион пал как раз в ушедшем году. В Москве выступил с концертом великий и ужасный Бойд Райс: личность уникальная в мировом масштабе. Это один из основателей индастриэла и нойза, а попутно автор нескольких книг о массовой культуре, журналист, один из высших иерархов Церкви Сатаны и, по мнению СМИ, оголтелый фашист. Концерт, к слову сказать, проходил в поддержку нового альбома его проекта NON, выпущенного после многолетнего молчания. Пожалуй, этот альбом и этот концерт я запросто могу назвать главным событием года в экстремальной музыке.

О чем помечтать:

Если уж говорить о концертах, то мечтать осталось разве что о выступлениях Sigillum S, итальянских богов оккультного индастриэл и Skinny Puppy, канадских монстров экстремального и весьма авангардного индастриэл. Ну и в плане несбыточного... Вот если бы Burzum вдруг решил выступать и приехал в Россию или Мартин Валькир воссоединился со Skyclad и, опять-таки, приехал в нашу страну.... Впрочем, это уже из области фантастики, а мы все-таки пишем об ужасах.

Немного ворчания

Тем не менее, если говорить о новых альбомах, выпущенных в этом году, то вспоминается не так и много действительно мощных явлений - и, пожалуй, ни одно из них не назовешь прорывом. Причин тому несколько.

Во-первых, в новом веке так и не появилось ни одного принципиального нового направления в рамках экстремальной музыки. Нойз, индастриэл - это семидесятые годы прошлого века. Грайндкор, дэт, блэк - восьмидесятые. Даже в девяностые появлялись новые мутации этих стилей, а так же грандж и прочие стрит-коры с хоррор-рэпами. В новом веке? Извините, не припомню.

И новинки прошлого года - отличное тому подтверждение. Выходило немало интересного, в том числе и новые альбомы таких классиков как, скажем, Morbid Angel и Ministry. Отличные были записи, кто бы спорил. Но услышали ли мы что-то принципиально новое? Нет. Те же «Ангелы» выдали на гора образец отличного дэта, временами смешанного с индастриэл. НО: тяжмет с индастриэл смешивали еще в девяностых - те же самые Ministry. Так что - просто достойная работа, не более того.

Второй причиной, по которой новинки воспринимаются без особого энтузиазма, стала изменившаяся специфика употребления музыки. Раньше студии выпускали альбом, оптовики его привозили (ну или пираты переписывали), меломаны покупали. Теперь же чуть вся музыка за всю историю звукозаписи находится от вас за пару кликов - и далеко не всегда, кстати, ее нужно качать нелегально. Таким образом для современного меломана вся когда-либо выпущенная музыка становится, в каком-то смысле, единовременно возникшей. Для меня, к примеру, самым ярким музыкальным переживанием прошлого года стал дебютный альбом группы Comus - музыка, которую можно назвать арт-роком. Наверное... Но больше подошло бы определение «неоритуальный апокалипсис с одновременным выносом мозга через ушные раковины» - или еще более поэтичное описание. Инструменты преобладают акустические, но, по способности создать напряжение, атмосферу и нагнать жути с этими ребятами не всякий фильм ужасов сравнится. Вот только засада в том, что упомянутый мною дебютный альбом вышел аж в 1971 году. Тем не менее, он звучит острее и необычнее многих современных «передовых» музыкантов.

Нам есть на кого надеяться

Главный недостаток современной экстремальной музыки в том, что она давно уже стала частью мейнстрима. Даже дэт сейчас приобрел лоск, большие бюджеты на запись - и свое место на полке музыкальных магазинов, где Napalm Death спокойно уживается с Майклом Джексоном. Это неплохо, но... ранние записи те же Morbid Angel до сих пор поражают меня своей неистовостью, яростью, злобой - и атмосферой. Blessed are the sick пробирает до сих пор, а новый альбом - вызывает только вежливый интерес.

Но, тем не менее, таких же остервенелых безумцев найти в наши дни все-таки можно. И благодарить за это надо все тот же интернет, дающий возможность ознакомиться с музыкой из весьма экзотических стран мира. К примеру, бальзамом для моих ушей стала музыка Corpus Mors - группы из Никарагуа, исполняющей так называемый свинский грайндкор. Последний раз я так веселился слушая, кажется, Impetigo. Никаким новыми принципами, с одной стороны, и не пахнет: такую музыку едва ли не четверть века назад играли, но, с другой стороны, чисто андеграундный дух, напрочь лишенный вышеупомянутого лоска. А как вам понравится блэк-металл из... мусульманских стран, где подобная музыка до сих пор запрещена. Там музыкантов и казнить могут, знаете ли... Что придает музыке неподдельной экстремальности. Процесс прослушивания подобной музыки редко способен удивить опытного меломана, но порадовать - запросто.

Словом, как говаривал еще Остап Бендер, заграница нам поможет, хотя, подозреваю, они имел в виду не Африку с Малазией. Впрочем, на родных просторах тоже можно отыскать любопытные коллективы: несколько лет назад даже у меня умудрилась вызвать культурный шок группа «Хлам», к примеру. Да, ничего принципиально нового давно уже не происходит, но приятную музыку для прослушивания найти все же можно - и уже появились первые экстремальные альбомы 2013 года, в чем не сложно убедиться, заглянув далее в наш раздел.

Комментариев: 5 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 2 vxga 27-01-2013 11:22

    Я подразумевал блэк из мусульманских стран, разумеется, а не мусульманский по идеологии. Конкретные группы пока называть не буду, потому как рецензии на их творчество планируются в ближайший номер.

    Учитываю...
  • 3 blackof 24-01-2013 16:27

    Что-то я как-то даже упустил в прошлом году новый альбом Морбитов, иду искать...И что это за мусульманский блэк, можно по-конкретнее, а-то без 2-3 десятков кликов подобного, бывает, и не сыщешь, если вообще...

    Учитываю...
  • 4 vxga 21-01-2013 18:31

    Всегда пожалуйста. Ребята из Никарагуа - отличный, веселый грайнд. Я вообще думаю пройтись по "экзотам" тяжеляка: Малайзия, Корея и т.п. Не знаю только, будет ли это интересно? А первый альбом Comus - гениальная музыка.

    Учитываю...
  • 5 Caspian 21-01-2013 18:15

    Василий, спасибо. Очень информативно вышло и интересно. Узнал массу нового для себя.

    Учитываю...