DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Изгой

Урод в замке / Castle Freak

США, 1995

Жанр: ужасы

Режиссер: Стюарт Гордон

Сценарий: Стюарт Гордон, Деннис Паоли

В ролях: Джеффри Комбс, Барбара Крэмптон, Джонатан Фуллер, Джессика Доллархайд, Массимо Саркьелли

Похожие фильмы:

  • «Дом на краю кладбища»

 

Мне больно видеть белый свет,

Мне лучше в полной темноте.

Я очень много-много лет

Мечтаю только о еде.

 Король и Шут, «Проклятый старый дом»

 

«Урод в замке» — самобытный и мощный хоррор, получившийся таковым благодаря слиянию талантов двух выдающихся творцов «ужасного искусства» — классика «страшной» литературы, писателя Говарда Лавкрафта и блестящего режиссера Стюарта Гордона. Говоря непосредственно о фильме, стоит признать, что на качество картины в первую очередь повлияли выверенная экранная стилистика и филигранная постановка Гордона, но без сомнения лента была бы совсем другой, не будь в ее основе мотивов впечатляющего и жуткого рассказа Лавкрафта — «Изгой».

Литературный оригинал был написан в 1926 году, в период расцвета творчества Говарда Лавкрафта, когда будущий классик пера создал один из своих лучших рассказов, породивших на свет культового монстра, — «Зов Ктулху». «Изгой» — это тоже произведение о чудовище, но пугающее не столкновением простых смертных с Непостижимым Ужасом, а направленное вглубь образа Монстра, страдающего от одиночества и безысходности. Автору всегда была свойственна драматическая конструкция «от первого лица», благодаря чему создавался мощный эффект реалистичности, как будто бы герой действительных событий на грани безумия вещал о своих сверхъестественных злоключениях. Живой образный язык Лавкрафта рисует поистине ужасающие картины в воображении читателя, а душевный надрыв, с которым автор описывает муки героя, вызывает прямую ассоциацию с личностью самого писателя. В «Изгое» через призму страшной истории автор источает собственный крик души, обнажающий личное одиночество, неспособность жить в обществе себе подобных по облику, но не по внутреннему мироощущению. И если в рассказе Лавкрафт ужасающе демонстрирует внешнее уродство своего героя по отношению к обычным людям, то фактически писатель говорит о метаморфозе собственной души и интеллекта, не вписывающихся в общепринятые рамки.

Точная экранизация «Изгоя» в формате полнометражного фильма была крайне сложной задачей, как в силу малого объема рассказа, так и по причине его минималистичности по событиям и действующим лицам. При дословном переложении рассказа на язык кино получилась бы артхаусная короткометражка для узкого круга ценителей творчества Лавкрафта и непредназначенная для широкого проката. Поэтому Стюарт Гордон совместно со своим постоянным творческим партнером, сценаристом Денисом Паоли для экранизации значительно расширил оригинальную историю, добавив в нее новые действующие лица, сюжетные линии и повороты, при этом по максимуму сохранив лавкрафтовские мотивы и главную идею рассказа.

По кинематографической версии «Изгоя» американская семья получает в наследство замок в Италии. Новоиспеченные владельцы заселяются в старинный особняк и с первой ночи испытывают на себе жуткое воздействие атмосферы мрачной обители, в недрах которой живет кто-то еще…

Режиссер не идет по пути зловещей интриги, а с первых кадров демонстрирует, кто есть Зло и где оно находится. Но в то же самое время Стюарт Гордон не спешит с демонстрацией насилия, которое сыграет большую роль, но не будет главной силой воздействия на аудиторию. Начинается основной рассказ с драматической ситуации в семье главных героев, где родителей играют заслуженные звезды «страшного» кино — Джеффри Комбс и Барбара Крэмптон. Их маленький сын недавно погиб, а оставшаяся в живых дочь слепа — и все по вине отца, который сел пьяным за руль и попал в страшную аварию вместе с детьми. Переезд должен был стать попыткой примирения и началом новой жизни, но превратится в дикий кошмар после встречи с истинным владельцем замка.

Режиссер мастерски нагнетает саспенс, когда половину хронометража практически не происходит убийств, за исключением одного бедного домашнего животного, но градус напряжения зашкаливает в ожидании первого нападения монстра. Фактически Гордон демонстрирует ту же драму одинокого Чудовища, что в литературном оригинале, мастерски играя на контрасте с вышеизложенной трагедией, поселившейся в замке семьи. По сути Урод изначально не склонен к беспорядочному и дикому насилию, в силу социальной изоляции и отсутствия представления — из каких корыстных целей вообще стоит причинять людям зло? Но в то же самое время Монстр безумен и чертовски голоден на уровне природных инстинктов — как в гастрономическом, так и в сексуальном смысле. Жажда еды и половой близости сливается для него в единый порыв, с полным отсутствием как нравственной оценки своих желаний, так и с сумбурно-извращенным представлением о том, как это желание удовлетворить. В результате во второй половине картины публика узреет ряд «крышесносящих» сцен, снятых без оглядки на цензуру. Стюарт Гордон не щадит ни нервы, ни желудок зрителя, откровенно демонстрируя настоящие ужасы такими, какие они есть. Поэтому «Урод в замке» — не только фильм не для слабонервных, но и фильм для подготовленных фанатов хоррора, склонных смотреть не глянцевые «компьютерные» страшилки со смягченным и адаптированным под массовую аудиторию насилием, а некрасивый и грязный, но честный в своем воплощении и по-настоящему реалистичный кошмар.

Впрочем, несмотря на широкий спектр всевозможных ужасов как психологических, так и визуальных, производящих мощное впечатление, надолго остающихся в памяти, картина Стюарта Гордона в первую очередь хороша интересной историей, сильной, печальной и искренней, которая позволяет отнести картину не просто к крепким жанровым образчикам, но и к настоящим произведениям кинематографического искусства, пусть и крайне специфического.

Комментариев: 3 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Мельник 06-09-2013 19:07

    Заинтересовал фильм, возьму на заметку. Посмотрю как-нибудь, что же там за такие «крышесносящие» сцены )

    Учитываю...
  • 2 TempTation 24-08-2013 15:48

    Обязательно посмотрю. Лавкрафта люблю с детства, а тут его рассказ усилен качественной (судя по отзыву) режиссурой. Надо брать smile

    Учитываю...
  • 3 MercyfulFate 20-08-2013 23:27

    А мне вот фильм не очень понравился. Довольно мутная история со всеми этими фриками, плюс по динамике фильм проигрывает той же "Крепости" или "Реаниматору", которые заявлены на постере.

    Гордон вообще ужасно неоднозначен, у него половина гениальных фильмов, а половина - абсолютнейше бездарных. Имхо, конечно.

    Но рецензия ничего так, ага)

    Учитываю...