Дорожные работы / Roadwork (роман)
Автор: Стивен Кинг (под псевдонимом Ричард Бахман)
Жанр: реализм, драма
Издательство: АСТ
Год издания: в оригинале — 1981
Перевод: А. Санин
Похожие произведения:
- Стивен Кинг «Ярость» (роман)
Нон-фикшн, хоррор, мистика, фэнтези, драма — жанровая палитра Короля ужасов многогранна, и это можно сказать также и о его творческих личностях. Условно литературную жизнь Кинга — если анатомировать аспект личностно-творческий — можно разделить на следующие этапы: Начинающий (прогрессирующий) Кинг (60-70-е), который плавно перетекает в Золотого Кинга, так полюбившегося миллионам читателей, а оттуда — рукой подать до Закатного Кинга, являющегося скорее медиаперсоной, нежели Творцом, однако персоной безусловно небесталанной.
Но помимо основной у Кинга есть и так называемые «спин-оффные» библиографии. Маленькие, но не менее значительные, как для писателя, так и для кинематографа и литературы.
И если вымышленный Джон Свифен является всего лишь не самым удачливым рассказчиком, то псевдонимное альтер эго Ричард Бахман стало настоящим феноменом в мире прозы. «Ярость», «Бегущий человек», «Худеющий» — «бахмановские» романы до сих пор являются предметом дискуссий как серьезных литературоведов, так и рядовых фанатов.
«Дорожные работы», изданные в далеком 1981 году, а до русскоязычного читателя добравшиеся в 1995 и 1998 годах в переводах Медведева и Санина, являются ключевым произведением Бахмана и одной из самых недооцененных работ Кинга.
Вадим Эрлихман в своей спорной по качеству книге «Король Темной стороны» писал о том, что на одной вечеринке будущему мэтру кто-то посоветовал: «Напиши уже что-то серьезное». И, естественно, Кинг, на время попрощавшись с канонами мистики и ужасов, написал роман в стиле сурового реализма, название которому — «Дорожные работы».
Фундаментом нарратива выступает безликий и шаблонный американский городишко. Такой себе тихий омут с чертями-политиками и чертями-аборигенами под угрюмым куполом пепельного неба. Бартон Джон Доус, главный герой, явно страдающий от кризиса среднего возраста и биполярного аффективного расстройства, давно развелся и мирно существует себе в холостяцких условиях.
Статика и унылость являются базисными элементами его рутины, пока ее не омрачает строительство модерновой автострады, что превращает его унылый и сомнительно комфортный «рай» во всамделишный ад...
Если представить фабулу в виде картины, то можно понять, как Бахман-Кинг ее рисовал. Сперва намочил холст, а потом изобразил на нем трещину, которая со временем начала расплываться, расползаться по влажной ткани, захватывая ее. Читатель погружается в мир Доуса, в котором царят оттенки нуара, и ясно только одно — никаких радужных «хэппи-эндов» ждать не стоит.
Без заигрываний с фантдопущениями и литературной школой ультранасилия автору удается пугать и шокировать за счет мощной подоплеки в виде незамутненного, дистиллированного реализма. Да и объем романа не маленький: 352 страницы без элементов боевика и саспенса — в каноническом понимании — осилит не каждый, но и тут Бахман не подвел.
Да, он еще юный автор, не всегда удачно экспериментирует со слогом, не везде срабатывают приемы образности и не везде уместна «водянистая» описательность, но чем ему удается зацепить читателей и везти до конца — так это честностью перед ними, абсолютной интимностью.
Да, его герои не всегда приятные. Как правило — это классические и латентные маргиналы, зато живые. Шкура, в которой может оказаться любой из нас, и это — одна из самых страшных вещей, которая бывает в творчестве Стивена Кинга. Герои-однодневки, мелькнувшие в кадре разок-второй, запоминаются надолго, не говоря уже о мистере Доусе, отчаявшемся любителе дурманящего «Южного комфорта», которого большой переполох в маленьком городишке вынуждает пережить тотальную интерэволюцию и ступить на тропу протеста.
Мотив протеста присутствует и в других характерных произведениях Кинга-Бахмана (например, в той же «Ярости»), но здесь он имеет немного иной характер. Вся эта федеральная стройка выступает не столько явлением объективным, сколько аллюзией на Систему и ее разрушительное влияние на «маленького человека» по Гоголю, из-за чего произведение можно воспринимать как антиутопию личности, коих сейчас — пруд пруди, но что поделать — актуальность вынуждает.
«Дорожные работы» можно назвать романом американских горок. Вот вагонетка по адски закрученной спирали то едет вверх, то резко пикирует вниз. Местами на рельсах попадаются провалы в виде затянутых ненужных деталей и отсутствия важных объяснений происходящего, но вагонетка летит на такой скорости, что читатель может их и не заметить.
Вагонетка летит — а внутренний мир Доуса, полный всепоглощающей серости, экстраполируется на его окружение. Отношения с близкими, с реальностью и с самим собой ухудшаются, тускнеют. Вагонетка летит к финишу, который оставит двоякое послевкусие: вроде бы ожидаешь яростного коллапса во всех смыслах, но Король ужасов очевидностей не терпит и заканчивает все на вполне спокойной, выверенной ноте.
«Дорожные работы» — произведение отнюдь не динамичное, а напротив, медитативное безумие во всей разрушающей красе. О людях, о ненависти, о несправедливости, о силе космических масштабов, ломающей жизни микроскопических представителей homo sapiens. Обращаясь к языку психологии, Кинг пишет хлесткую сагу об одном персонаже, в котором сосредотачивает ядро нашей действительность.
А вместе с ней — и осколок будущего. Например, предугадывая или мысленно служа спусковым крючком (что маловероятно) для войны 2004 года, начатой Марвином Химейером, который просто не забоялся.
Все-таки умным и дальнозорким человеком был этот Бахман. Даже жаль, что в далеком 1985 году он умер от рака псевдонима…
Комментариев: 0 RSS