DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Я восстану из мертвых!

Заколдованный замок / The Haunted Palace

CША, 1963

Жанр: ужасы, мистика

Режиссер: Роджер Корман

Сценарий: Чарльз Бомонт, Френсис Форд Коппола

В ролях: Винсент Прайс, Дебра Пейджит, Лон Чейни-мл., Фрэнк Максвелл, Лео Гордон

Похожие фильмы:

  • «Дом Ашеров» (1960)
  • «Маска красной смерти» (1964)
  • «Гробница Лигейи» (1964)

Жители Аркхэма считают Джозефа Карвена, хозяина мрачного замка, колдуном и обвиняют его в причастности к тому, что все, кто попадает в его замок, исчезают. Побывавшие там девушки на утро ничего не помнили, возвращаясь сами не свои. И однажды ночью местные ворвались в замок и сожгли Карвена. Но перед смертью колдун проклял своих убийц и их потомков, пообещав вернуться и отомстить за свою смерть.

Через 110 лет в Аркхэм приезжает потомок Карвена — Чарльз Декстер Вард, вместе со своей супругой Анной, чтобы вступить в права наследства замком. Местные жители встречают их настороженно и враждебно. И немудрено, ведь мистер Вард — точная копия своего далекого предка, зловещий портрет которого висит на стене замка, храня в себе черную душу сожженного чернокнижника. Больше века он ждал возможности вернуться в этот мир и закончить свои дьявольские магические опыты, а также отомстить жителям городка.

Роджер Корман, будучи большим поклонником Эдгара По, воссоздал на экране многие из его произведений, перенеся на экран их темную атмосферу готического ужаса, полную мистики, загадок, роковых тайн и родовых проклятий. Корман создал целую Вселенную Эдгара По, со старинными домами и замками, в которых царили тлен, страх, зло и запустение. Страшные колодцы, полуразрушенные склепы, окутанные густым туманом узкие темные улицы, ведущие на кладбища. Мир, где в забытых Богом деревнях и городках жители знали только отчаянье, безысходность и животный страх перед тем магическим злом, природу которого не могли постичь. К этой же Вселенной по всем внешним признакам относится и «Заколдованный замок», один из лучших фильмов Кормана.

Хотя от Эдгара По тут осталось лишь четверостишье в начале и в конце фильма, и его название, взятое из названия поэмы «Заколдованный замок». В основу сюжета лег роман «История Чарльза Декстера Варда» Говарда Филлипса Лавкрафта, который в те времена еще не пользовался популярностью, но привлек внимание Кормана демонической магией «Некрономикона», тему которой Роджер Корман позже раскроет в совместной работе со Стюартом Гордоном и Брайаном Юзной. К тому же тема возвращения из мертвых, овладения и порабощения духом мертвеца тела живого человека в романе Лавкрафта были созвучны произведениям Эдгара По. И в классических готических декорациях впервые звучат имена Ктулху и Йог-Сотота, впервые появляются чудовища, которые в дальнейшем станут центральными героями классического лавкрафтовского хоррора. Но это будет позже, а данная картина в результате симбиоза двух авторов-мистиков стала самой первой экранизацией Лавкрафта, считающейся к тому же и одной из лучших.

И в этом немалая заслуга огромного актерского таланта Винсента Прайса, который сыграл две совершенно разных по полярности добра и зла роли, двух главных персонажей, владеющих одним и тем же телом. Их борьба внутри этого тела отражается то в заострившихся вдруг чертах лица, то в тоне голоса или блеске и выражении глаз. Все это настолько мастерски, по-актерски тонко сыграно Прайсом, что зритель легко понимает, кто в данную минуту одержал верх в этой борьбе и что победить в финале должен только один. В этой роли Винсент Прайс, кажется, превзошел самого себя — настолько быстрым, почти неуловимым, и в то же время таким явственным был переход из сущности Чарльза Варда в сущность Джозефа Карвена.

Также хочется отметить второстепенную роль помощника колдуна, его слуги и сподвижника Саймона в исполнении Лона Чейни-младшего, когда-то блиставшего в роли Человека-волка, но в начале 60-х уже утратившего былую популярность, но не талант. Преданный слуга своего господина, поседевший, уставший, обрюзгший и помятый, он преображается в фанатичного служителя зла, готового с утроенной энергией служить своему вернувшемуся из небытия хозяину и тем демонам, которых они собирается вместе призвать в наш мир.

Грим чудовищ сегодня мог бы показаться примитивным, если бы не тот антураж, в котором режиссер показал их на экране. Когда на темных ночных улицах селения эти несчастные калеки без глаз, ртов, носов, со смазанными, изуродованными телами и лицами молча окружают Варда и его супругу, выступая из густых клубов синего, стелящегося по земле тумана, становится по-настоящему жутко. Впечатления жути усиливает и музыка Рональда Стайна, тягучая, давящая и величественная одновременно.

Красавица-брюнетка Дебра Пейджит в роли Анны Вард с огромными черными глазами, в которых плещутся страх и тревога за мужа, вдруг разительно переменившегося, тоже достойно справилась с ролью. Несколькими годами ранее в «Индийской гробнице» и «Бенгальском тигре» Дебра была очень органична в роли экзотической индийской танцовщицы. Здесь Пейджит не менее органична в антураже готического замка, с испуганным взглядом, бледным лицом с тонкими чертами, в светлых одеждах на фоне серых стен замка, освещенных горящими факелами. Облик готической красавицы ей удался не хуже, чем самой королеве готического хоррора Барбаре Стил, превзойти которую в экранизациях Эдгара По очень тяжело.

Фильм заканчивается так же, как и начинался — сожжением замка как средоточия зла. Сожжением демонического портрета, хранителя этого зла. И выразительной усмешкой Винсента Прайса, убеждающего зрителя в том, что ничего в Аркхэме еще не закончилось. Ведь зритель помнит, что победителем останется только один. А выражение холодных глаз Прайса не оставляет сомнений в том, кто в этой борьбе вышел победителем. Что кошмар только начинается, а будущему местных жителей не позавидуешь. Но это будут уже другие фильмы, другие экранизации уже признанного в миру писателя. Но первой был именно «Заколдованный замок», в котором дух признанного классика Эдгара По открыл дорогу к славе непризнанному тогда еще классику Говарду Филлипсу Лавкрафту.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)