Зона ужаса

Ярость, похоть, демонизм и немного романтики

Украинская андеграундная сцена второй половины 90-х прочно ассоциируется с такими направлениями, как paganmetal, blackmetal и его радикальным ответвлением NSBM. Многие из зародившихся в те годы проектов существуют и по сей день, успев к настоящему моменту набрать популярность, но, несмотря на это, сохранив радикальный посыл в сочетании с национальным колоритом. На фоне таких монстров, как Nokturnal Mortum, Lucifugum или Dub Buk, невольно забываешь, что именно Украина стала родиной одного из самых разноплановых и самобытных коллективов постсоветской темной сцены. Речь идет о группе «Шмели», ныне базирующейся в Москве.

 

Шмели (рок-группа)

 

На рубеже нулевых годов XXI века и лихих 90-х для неокрепших ушей юного поклонника радикальной андеграундной сцены КТРовские сборники «Панк революция» были настоящим окном в большой мир. Интернет в то время еще считался роскошью, а Троицкий со товарищи, пользуясь полным отсутствием у целевой аудитории представлений о канонах панк-музыки, превратили большинство компиляций в музыкально-идеологический ералаш.

Казалось бы, что такого можно придумать, чтобы выделиться на фоне этого красочного мракобесия – не важно, в лучшую или в худшую сторону, - однако уже тогда привлекал внимание проект, дополнивший привычный панк-рок нетипичными для этого направления строгими индустриальными ритмами, порой переходившими в мрачную полуакустику. Что касается лирики, не было здесь ни грубого протеста, ни приземленной грязной бытовухи, ни отвлеченной философии, характерной для творчества небезызвестных Азъ, ни, тем более, политики. Вместо этого были мрачные мистические образы, кое-где перемежавшиеся прямо-таки летовским сюрреализмом конца 80-х.

Еще одной визитной карточкой Шмелей с самого начала были особенности вокала. Голосов, собственно, в группе было и есть два, и если для мужской составляющей, которой отведена второстепенная роль, еще можно при желании подыскать аналоги, то вокал Лёли сочетает в себе грубость и в то же время какую-то инфернальную женственность, вызывая ассоциации с суккубом, застрявшим на этапе трансформации.

Все это было в далеком 1999 году, а история группы «Шмели» началась за год до этого, в украинском городе Ровно. Это, впрочем, вовсе не значит, что для основателей Александра Шмелева и Лёли Заседателевой это был первый проект, но именно как Шмели они получили признание и известность.

Вопреки чьим-то ожиданиям, название группы не имеет мистического подтекста или чего-то подобного. Прозвище «Шмель» было у Александра Шмелева задолго до основания коллектива, а после того, как к нему присоединилась Лёля, новоиспеченнаю семейку стали называть просто «шмели». Сессионные музыканты приходили и уходили, а эта безбашенная парочка оставалась и остается неразлучной.

В Украине были записаны и первые альбомы Шмелей. Происходило это, к слову, на киевской студии Moon Records, выпустившей примерно в те же годы полуофициальные издания редких альбомов Гражданской Обороны и Коммунизма на кассетах с какой-никакой полиграфией. С самого начала Шмели активно использовали клавишную секцию, но в песнях нет-нет, да и проскальзывало типично панковское эпатажное раздолбайство, да и грязный гитарный саунд очень напоминал все того же Летова периода 80-х.

Московский этап творчества Шмелей начался год спустя, когда их записи попались на глаза Пауку. Корпорация Тяжелого Рока не только издавала их альбомы, параллельно включая песни Шмелей едва ли не во все издаваемые корпорацией сборники, но и дала Шмелям возможность заявить о себе московской публике со сцены.

Шмели (рок-группа)

Сотрудничество с Корпорацией Тяжелого Рока имело для группы двоякий эффект. С одной стороны, именно Паук открыл Шмелей для куда более широкой аудитории, нежели когда группа базировалась в Ровно.

С другой стороны, Сергей Евгеньевич Троицкий к тому моменту давно и плотно игрался с политикой, вовлекая в этот процесс и те коллективы, которые брал под крыло. Так или иначе, участие в мероприятиях под слоганом «Бритоголовые идут» создало Шмелям вполне определенную репутацию среди так называемых «правильных» панков. Даром, что в те годы российская панк-культура стала ускоренными темпами приобщаться к заокеанской, так что возгласы “Nazi punx, fuck off” в адрес группы летели постоянно.

Именно в КТРовский период была записана эпохальная вещь «Бритоголовые москвички», ставшая одним из гимнов юных борцов за господство арийской расы, параллельно вызывая тонны ненависти у панков-антифашистов. О чем тогда думали сами музыканты, доподлинно не известно, но сейчас они уверенно утверждают, что это был тонкий стеб. Впрочем, достаточно один раз послушать этот трек, находясь в здравом уме, чтобы им поверить.

Шмели (рок-группа)

Трудно сказать, как бы все сложилось, если бы в 2002 году группа не вышла из состава Корпорации Тяжелого Рока, дабы начать покорять мозги и уши российской публики самостоятельно. Этому событию предшествовал выпуск первого компакт-диска Шмелей под названием «Пошмелье». По своей сути, это был сборник, вобравший в себя лучшие вещи КТРовского периода существования группы. Бритоголовых Москвичек там не оказалось, зато в компиляцию вошли треки, действительно обогатившие репертуар коллектива, текстами которых группа также обязана сотрудничеству с Пауком. Речь о вещах, изначально записанных для сборников «Песни партийца» на стихи скандального писателя Олега «Гастелло» Абрамова, таких как «Клоун» и «Скелеты». Здесь нет ни капли политики, зато есть лирика, безысходность и, конечно же, хоррор:

Ровно в 5.30 утра спала в липкой коме Москва

И тень опустилась, когда под землю из тоннелей вошли поезда.

Карточка синяя, карточка красная,

Ровно в 5.30 утра скелеты в поезда.

Так или иначе, первые 5 лет существования коллектива оказались на редкость плодотворными, поскольку в это время было выпущено более 15 релизов, не считая участия в компиляциях. Последовавший вслед за этим этап можно в какой-то мере считать вторым рождением группы. Дело здесь не только и не столько в том, что наша парочка в очередной раз обновила остальной состав – да, теперь альбомы Шмелей стали издаваться на дисках такими лейблами, как Мистерия или Moroz Records, но с уходом из КТР их концертная аудитория серьезно сократилась. Как результат, в жизни Шмеля и Лёс наступил тяжелый период, когда Александр вынужден был зарабатывать на жизнь посудомойщиком и грузчиком, а Лёля торговала на небезызвестной Горбушке.

Тем не менее, именно в этот сложный отрезок творчество Шмелей стремительно эволюционировало. Не осталось и следа от грязно-панковских тем как в музыке, так и в лирике, где почти полностью исчез мат, а стиль, в котором стали играть Шмели, характеризовали не иначе, как industrial folk. В текстах больше внимания стало уделяться чувствам и темной эстетике; можно сказать, что творчество стало более романтичным. Воплощавшаяся до этого лишь в характерном вокале Лёс демоническая сущность женщины теперь нашла отражение в целой серии песен, на протяжении пяти лет неизменно входивших в каждый из альбомов коллектива. Взяв старт с трека «Женщина-птица», фолковой полуакустической баллады с альбома «Лёд», она завершилась треком «Женщина за рулем» с пластинки «Топливо» 2010 года. Между ними были и – тень, и –бабочка, и – летучая мышь, и даже – драматургия.

Шмели (рок-группа)

Примерно в это же время в жизни неунывающей парочки появляется первый автомобиль, а так как они всегда были не дураки попутешествовать, отношение к нему было несколько иным, чем просто к жестянке на колесах. Так или иначе, в это время в их песнях появился новый устойчивый образ, впервые воплощенный в треках «Напролом» и «Чёрная Волга»:

Ты согрей меня,

Ты согрей меня

Железный уют моей машины.

Знаю, что не зря,

Знаю, что не зря

Стремимся мы с тобой до мечты вершины.

Мимо городов и далеких стран

Оставляя след воспаленных колес, ног

По костям любви незаживших ран

Туда, где ждет последний в жизни перекресток.

Тогда же сценический образ Шмелей приобретает свой нынешний готично-аристократичный внешний вид. Альбомы записываются по одному, максимум, два в год, но их качество несравнимо выше первых творений коллектива. В немалой степени этому поспособствовало пусть и временное возвращение в состав клавишника Ростислава Щербатко, известного как Росс и поигравшего в составе Шмелей еще в 1998 году. Будучи профессиональным пианистом, этот человек внес весомый вклад в высокое качество исполняемой коллективом музыки, которое сохранилось и после его окончательного ухода.

Новый период творчества Шмелей начинается в 2009 году. Грянувший годом ранее кризис был не только ударом по благосостоянию большинства граждан РФ – в культуре и современном искусстве эта злободневная тема нашла богатое воплощение. Не остались в стороне и Шмели, записавшие в самом начале 2009 года по-настоящему антикризисный диск «Московская Ярмарка Удовольствий» (сокращенно МЯУ), являющий собой едкую насмешку над претерпевшим жестокий облом обществом потребления:

В мире кризис, в мире кризис...прозаическая месть!

Гибнет бизнес, гибнет бизнес...Но на водку деньги всегда есть!

Впрочем, это не значит, что все образы в их песнях стали такими уж приземленными. Нашлось на пластинке место и мрачной философии, и отвлеченной мистике. Особняком стоит трек «Зоя», где под синтезированные звуки органа Шмели излагают свою версию некогда нашумевшей истории о «каменной Зое», девушке, решившей станцевать с иконой Святого Николая и жестоко за это поплатившейся.

Следующий диск коллектива вышел уже в 2010 году. Альбом «Механическая балерина» оказался примечателен по целому ряду причин. По тематике он продолжил линию, заданную на МЯУ, однако проблема общества потребления, превращающего людей в бездушные манекены, рассмотрена куда более глобально:

Скоро субкультур не будет,

В миг апокалипсиса, кроме одной.

Субкультура под названием "люди",

Люди, go, go! Люди, хой!

Боги нам нарисовали глазки,

Мы не люди - мы живые маски,

Не нужна нам не любовь, не ласка,

Нам бы дольше, чтоб не стерлась краска

Мы - фарфоровые куклы,

И ничего не говори,

Просто, если тебя тоже с нами

Прет? Так при!

Большая часть вошедших на пластинку вещей изначально предназначалась для очередного сайд-проекта Шмеля и Лёс под названием U.L.A. Надо сказать, что это далеко не первая попытка Шмелей создать параллельный проект.

Еще в 2001 году совместно с музыкантами группы «Тетрайдер» Шмели создают проект «Клочья», в рамках которого выходит альбом «Рисунки на душе». Позже совместно с Аланом Waters’ом они записывают в 2003 диск «Остановите человечество», который выходит уже в рамках формации “AntiVirus”, а у альбома «Восемь женщин на радуге» 2005 года в графе «исполнитель» так и значится: «Шмели & Alan Waters». Кстати, на последнем из перечисленных дисков впервые задействована живая скрипка.

Был еще альбом «Пуговица» 2006 года, значащийся как сольник Шмеля и Лёс, а вот единственный релиз U.L.A. «Небо против» так и не был официально издан. Тем не менее, этот сайд-проект оказался наиболее богатым в плане использования Шмелями экзотических инструментов. С первых вещей обращают на себя внимание живые волынки, вызывающие ассоциации с неутомимыми немцами Tanzwut. Кроме того, на альбоме нашлось применение флейте, которой, впрочем, вряд ли можно удивить ценителя тяжелой музыки, приправленной фолком, и даже гуслям и домбре. Последний инструмент появился у Шмелей после поездки в Казахстан и был использован для записи одного из наиболее примечательных треков на альбоме, получившего название «Аель Ауа». Лирика для песни навеяна казахскими легендами и преданиями, а на саму вещь был снят весьма достойный клип.

Шмели (рок-группа)

Надо сказать, что и клипы Шмели снимают уже давно и регулярно. Как бы в противовес коллективам, сетующим на то, какое это дорогостоящее и трудоемкое занятие, изначально группа использовала лишь доступные средства для создания видеоряда. Порой клипы являли собой созданные во Flash мультики или снимались на любительскую камеру, чтобы потом быть включенными на первые компакт-диски в качестве бесплатного бонуса. Такой подход, при котором группа не боялась практиковаться и набирать опыт, дал свои плоды, поскольку вот уже несколько лет любой новый клип Шмелей неизменно вызывает интерес.

Завершает период социальщины и антигламура вышедший в конце 2010 года диск «Топливо». Параллельно он стал настоящим гимном отчаянным путешественникам, не боящимся ехать «лишь по знакам по безлюдной трассе» навстречу приключениям.

Последовавший вслед за этим «Цех по реабилитации параноиков» местами возвращает слушателя во времена грязно-эпатажных образов, характерных для ровненского и КТРовского периодов творчества группы. После такой перезагрузки к настоящему моменту записано еще два диска – «Театр уродов» (2012) и «Пара трупов» (2013), но пока сложно говорить о наметившихся тенденциях на новом этапе творчества. Возможно, ответ на этот вопрос дадут уже ближайшие альбомы Шмелей, но пока остается только ждать и строить догадки.

Давно ставшая московской, группа «Шмели» была и остается нетипичным для андеграундной сцены примером того, что энтузиазм и творческая плодовитость далеко не всегда уходят с возрастом. И Шмелю, и Лёс уже перевалило за 40, но эта безбашенная парочка продолжает заниматься любимым делом и радовать своих поклонников, как свежими пластинками, так и регулярными живыми выступлениями, многие из которых являют собой красочные шоу.

В заключении остается только привести цитату с одного из треков с пластинки «Театр уродов», которая, по сути, является хорошей метафорой для творческой позиции этого самобытного коллектива с необычной историей:

Люди

Забывают годы,

Умирают в будни

Прошлые заботы.

Рассмешили и безмолвно тают.

Гиена, танцуй, гиена, пой!

Сирена, целуй губами в адском сиропе.

Скелеты проснутся под землей

И оживёт сама собой тату на попе.

 Шмели (рок-группа)

 

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх