DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Юрий Бурносов: «Главная проблема большинства авторов – дописать начатое до конца»

Знакомить читателя с Юрием Бурносовым не нужно: автор знаменит многими романами в стиле фэнтези и хоррора («Числа и знаки», «Чудовищ нет», «Армагеддон»).  DARKER (тогда еще «Тьма») уже брал интервью у писателя в далеком 2007 году, однако ему по-прежнему удается привлекать к себе внимание. Давайте же скорее узнаем о творческих планах Юрия Бурносова!

Что влияет на Вас при выборе жанра: личный опыт, читательские предпочтения, черты характера или что-то другое?

Всякое случается. Не надо упускать и такую важную мотивацию, как заказ. Проекты есть проекты, и порой тебе напишут или позвонят и предложат написать нечто такое, о чем ты даже и не подозревал. Но в целом, наверное, именно черты характера и читательские предпочтения. Я в первую очередь имею в виду не предпочтения читателей, а свои читательские предпочтения. Это, конечно, не означает, что я прочитал, скажем, Саймона Кларка или Лаймона, мне понравилось, и я тут же сажусь писать хоррор. Нет, просто все это откладывается, как-то переваривается, осмысливается и выскакивает в нужный момент. 

Что бы Вы могли пожелать или посоветовать начинающим писателям? Какие главные проблемы, на ваш взгляд, стоят перед любым автором, когда он начинает работу над крупным произведением?

Главная проблема большинства авторов – дописать начатое до конца. Я и по себе сужу, и по коллегам, и по тем вопросам, с которыми ко мне обращаются эти самые начинающие авторы. Многие люди до сих пор ошибочно полагают, что писателем стать несложно, главное – договориться с издательством. «Здрасте, хотите, я вам книжку напишу, вам какую желательно?!». «Нам про вампиров». «Ну, я пошел, ждите». На самом деле куда проще – и в то же время сложнее – эту самую книжку написать целиком, все десять авторских листов, поставить точку – и потом начать мыкаться по издателям.

Потому я бы и советовал для начала сесть и написать. Не спрашивая ни у кого: «Чего изволите?», тем более имея на руках две-три главы.

Вы помните свои эмоции, когда узнали, что уже первый Ваш рассказ пользуется успехом и интересен читателям?

Если честно, нет. Зато помню, что один из первых рассказов – если вообще не дебютный – вышел в сборнике под фамилией «Бурбоносов». Опечатка вкралась. Это было так смешно, что я даже не расстроился. А один мой друг до сих пор меня так и дразнит.

А чего Вы боитесь?

Летать на самолетах. Собственно, потому я на них и не летаю. Правда, и нужды такой особой пока не возникало… Еще боюсь за родных и близких. А всякого такого, что может сочинить такой же писатель, как я, - не особенно.

Хотя вот расскажу сейчас историю. Не так давно, а именно на последнем «Росконе», я шел с берега к корпусам пансионата и заблудился. Расстояние там – метров двести, триста максимум. Я решил срезать угол по тропинке (зима была, кстати) и в итоге вылез в какое-то совершенно непонятное место. Да, мы перед этим немного выпили, но совсем не ту дозу, которая повлияла бы на мою ориентацию в пространстве. Я вообще весьма хорошо ориентируюсь, в том числе в незнакомых местах и в лесу в частности. А тут – зима, снег, лес, тишина… Даже птицы куда-то делись. А тропинка, по которой я шел, просто заканчивается на поляне, и все. Следов дальше нет.

Я двинулся обратно, а тропинка куда-то совсем не туда идет. И самое главное, неприятное чувство, что кто-то на тебя смотрит. Там лес довольно густой, да еще елки, кустарник…

Так я бродил часа полтора, уже присмотрел местечко уютное под упавшим стволом – думаю, тут и замерзну, если что. Но потом плюнул, через целину вылез обратно на берег, оттуда дозвонился до жены. Раньше не звонил, потому что не знал, где нахожусь – что бы я объяснил? Прибыла спасательная экспедиция, оказалось, что меня унесло километра за два от места входа в лес, причем как я прошел мимо нескольких корпусов – непонятно. А еще на снегу обнаружился странный след, вроде как трехпалой лошади, который мы даже сняли, но на фото он не получился.

Что самое жуткое в этой истории, так это то, что в разное время в том же месте плутали еще несколько писателей (в том числе непьющие), а месяца за два до «Роскона» там же пропал бесследно человек, приехавший на какую-то конференцию компьютерщиков. Так и не нашли… Это я уже потом в Интернете нарыл – как и еще несколько непонятных случаев, когда местные жители блуждали, а одна женщина даже замерзла насмерть. Аномальное место…

Что было Вашим вдохновением, при работе над «Чудовищ нет?»

Ой, это так давно было, что я даже и не вспомню. Помню главное – что отправной точкой был увиденный из окна ночного поезда Москва-Брянск огонек. То ли домик, то ли фонарь… В полной темноте. С этого все и началось.

Будет ли экранизация Ваших романов?

Хотелось бы. И обращались уже, но не в самое лучшее для российского кино время, когда был кризис. По «Чудовищам» я даже писал заявку, но не сложилось. Надеюсь, все впереди, тем более фантастику и мистику у нас худо-бедно, но снимают.

Вы со своей женой работаете сценаристами сериалов. Нравится ли Вам эта работа?

В первую очередь это зависит от того, над каким конкретно сценарием работаешь. Вот буквально на момент написания этих строк мы сидим на очень интересном проекте для СТС. Никакой мистики-хоррора, обычная комедийная мелодрама, но с отличными актерами и хорошим юмором. Интересно работать, интересно будет увидеть на экране телевизора… А иной раз просто отрабатываешь заказ, словно яму копаешь.

Многое зависит от продюсеров, редакторов, режиссера. Если они понимают автора, если с ними можно вести диалог, - одно дело. Если тебе безапелляционно пишут: «Делайте, как мы сказали, и не рассуждайте» - совсем другое… Но в целом, конечно, кино – это весьма занятная штука. Я тут даже снялся в роли бандита в новом фильме с Охлобыстиным, «Соловей-разбойник». Скоро премьера, но пока не знаю даже, оставили сцену со мной или вырезали. В кино насчет ножниц запросто, чик – и нету.

У Вас есть престижная премия "Серебряная стрела" за лучшее соавторство. Насколько эта премия для Вас важна? Насколько вообще важны литературные премии?

Больше всего я люблю денежные премии, если честно. Вот они важны, да. А обычные – конечно, вещь приятная, но все же прекрасно понимают, что любая премия отражает не столько реальные заслуги награждаемого, сколько взгляды, цели и мнения тех, кто ее вручает. Даже Нобелевка по литературе постоянно вызывает споры, что уж говорить о цеховых российских цацках…

А «Серебряная стрела» для меня ценна тем, что получена мной вместе с Василием Ореховым. Автором, которого я весьма ценю, и который давно является моим добрым другом.

Собираетесь ли Вы написать хоррор-роман? Или тексты подобной тематики не пользуются спросом?

Да они вроде и раньше не особо пользовались, увы… Однако непременно напишу. Причем есть несколько вариантов. Один – в рамках некоего проекта; к сожалению, более подробно сказать не могу, потому что как раз на стадии переговоров. Другой – внепроектная обычная книга, вот только возникнет неизбежный вопрос, куда же ее нести. Придется маскировать под «современную прозу», тогда, может, и возьмут…

Вы собирались составлять сборник про призраков, но тема отчего-то заглохла. Что случилось?

В первую очередь виноват я сам, потому что человек я весьма ленивый. Ну и толчок какой-то нужен, что ли… Собрать рассказы как раз не самое сложное.

Думаю, непременно вернусь к этой идее.

Влияет ли на ваше творчество музыка?

В последнее время заметно меньше, чем раньше. Не знаю даже, почему так случилось. Мне куда больше помогает, не поверите, телевизор. Он у нас бормочет круглые сутки с перерывом на сон. Причем исключительно как фон – что они там втирают, чаще всего ни я, ни жена не вникаем.

С музыкой у меня вообще сложно сейчас. Раньше я интересовался новинками, слушал все – от классики до рэпа. Потом почему-то надоело. Нынче слушаю преимущественно The Beatles и еще несколько старых коллективов – Rare Bird, King Crimson, Pink Floyd, The Kinks. Хотя, благодаря все тому же телевизору, вполне представляю, что такое LMFAO или какой-нибудь Иван Дорн, не к ночи будь помянут.

Вы пишете по плану? Всегда ли Вы начинаете с самого начала? И всегда знаете, куда оно заведет?

Нет, по плану я практически никогда не писал. Даже в проектах – в синопсисе у меня было одно, а в тексте в результате – совсем другое… А вот начинаю с самого начала, да. Притом не зная, куда меня дальше оно заведет.

В каком жанре Вы хотели бы поработать?

Я хотел бы написать исторический роман. Настоящий, без мистики и альтернативки, с интригами, тайнами, реальными персонажами… Самое печальное, что я вряд ли такой напишу. Это ж надо работать с архивами, многое прорабатывать, изучать… А мне, как уже выше говорилось, лень. Потому если и будет что-то близкое, то типа «Чудовищ» или «Чисел и знаков» - где можно поиграть с эпохой на свой вкус.

Какова обычна реакция на Ваши книги в семье?

«А когда деньги за нее дадут?!» smile

Хотя читают исправно, начиная с мамы и заканчивая женой. Хвалят в основном. Хотя, может, просто чтобы не обижать… Впрочем, нет; думаю, если бы не понравилось что-то, намекнули бы. Тем более жена.

В выходящем сборнике "Дизельные Мифы" Вы написали рассказ вместе со своей женой, как вы нашли общий язык? Легко ли писалось?

С Таней мы писали еще в «Этногенез» и в «Сталкер». Все это очень легко, потому что у нас очень схожие взгляды на литературу, на подход к идее и тексту… Опять же совместная работа над сценариями помогает.

А рассказ для «Мифов» именно Таня и придумала. В смысле, основную его мысль, тематику, проблематику… Мне оставалось только сесть и написать. Получилось очень хорошо, один из лучших моих рассказов. И лучший – наш (потому что это первый, который выйдет под авторством Татьяны и Юрия Бурносовых).

Как вообще Вы относитесь к браку?

Весьма хорошо, иначе зачем бы женился? Всегда должен быть рядом человек, которому доверяешь. И который точно так же доверяет тебе.

Каким образом вы пишете книги?

Сяду и пишу. Никаких особенных секретов нету, честное слово. Но вроде бы получается хорошо, а значит, я делаю все правильно. И секретов, наверное, не должно быть.

И последний вопрос: как Вам удаётся оставаться столь продуктивным всё это время?

О, это разве продуктивность?! Хорошо, с легкой руки Чекмаева хоть рассказы опять начал писать. А если бы не проекты… Кстати, я пока даже и не знаю, когда появится мой сольный внепроектный роман. И даже который из них, тоже не знаю. А вы говорите – продуктивность… Спасибо на добром слове!

Спасибо и Вам, Юрий, за такое необычное интервью!

Комментариев: 5 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Мельник 20-11-2012 14:09

    Интересное интервью, интересный человек Бурносов. Если бы еще не ленился ) Здорово, что рассказ попал в "Дизельные мифы", такой писатель украсит любой сборник.

    Учитываю...
  • 2 delfin-mart 20-11-2012 11:54

    Судя по интервью, классный мужик! Насчет "дописывания" - исключительно верный диагноз smile История про трехпалую лошадь - просто блеск!

    Учитываю...
  • 3 SAR 20-11-2012 11:26

    Спасибо за интервью! Байка (или не байка)про Роскон хороша)

    Учитываю...
  • 4 Куклин Василий 20-11-2012 02:47

    Про отношение к браку какой-то неожиданный вопрос)

    Интересное интервью с разноплановым человеком)

    Учитываю...
  • 5 Хельг 20-11-2012 00:48

    О, как раз хотел за сборник спросить, а тут и ответ есть. Впрочем, я ленив так же, как герой этого интервью - я даже не попытался написать рассказ для этого сборника.

    Прочел с интересом, благодарю.

    Учитываю...