DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Как автору не провалиться в современных реалиях

Некоторые мысли и замечания по поводу издательской политики в наше сложное время. Без критики в адрес издателей ;)

Серьезно - совсем никакой критики, ворчания, брюзжания, злорадства по поводу стабильно падающих тиражей и т.д. Этот пост обращен прежде всего к авторам, многие из которых, уверен, не вполне осознают реалии, важные нюансы сложившейся ситуации на книжном рынке. Я сам узнал об этих моментах не так давно, в процессе переговоров и подготовки к изданию антологий "Самая Страшная Книга" и (прежде всего) "Паззл".

Говорить будем начистоту, без экивоков. Многие авторы - чего уж там, большинство - склонны думать, что главное - добиться того, чтобы их книга была издана. Самопиара и вообще пиара стесняются почти все, а тот максимум, который себе позволяют в этом смысле - радостный пост на тему "мою книженцию издали" в своем уютненьком ЖЖ-дневнике. В лучшем случае еще могут завести собственный сайт, да smile

Логика вполне понятна. Во-первых, хвалить самого себя некрасиво. Во-вторых, многих читателей такие самовосхваления раздражают, вызывая бурные метания говн в сторону автора в комментариях и рецензиях по всему интернету, то бишь пиар превращается в нечто прямо противоположное. В-третьих, в былые времена хорошему автору никакой самопиар нужен не был, а кто же из нас не мнит себя ХОРОШИМ автором?..

Проблема здесь, на самом деле, только в том, что те золотые времена остались в далеком прошлом.

Реалии нашего времени таковы: забудьте лучше и думать о том, что "пусть не сразу, но со временем меня оценят, приметят и критики, и читатели, а спустя пару лет после издания моя книга станет бестселлером". Не получится. Никак не получится, вот совсем.

Один нюанс в принципе известен всем и каждому: рынок завален тысячами и тысячами наименований, то бишь у вашей книги всегда есть несколько десятков тысяч конкурентов. 

Другой нюанс знают не все. Я также могу предположить, что актуален он не для всех издательств. Но вот в "Эксмо", крупнейшем на сегодня издательстве страны, этаком издательском монстре, - такие правила. И это значит, что если ваша книга будет издана в "Эксмо", то вам придется играть по этим правилам. Издатель рассчитывает на то, что ваша книга продаcться за определенный период времени определенным тиражом. Если это происходит - ваша книга считается успешной. Если нет - она считается провалом. Последствия в первом случае: будут допечатки и переиздания, будут с интересом принимать другие ваши романы. Последствия во втором случае: книга будет пылиться годами на складах, издатель будет ждать пока остатки тиража допродадутся, никаких допечаток уже не светит, а перспективы издания других ваших романов в этом издательстве заметно снижаются.

На первый взгляд, в этом нет ничего особо негативного. Но вот что надо понимать:

а) продажа остатков тиража будет идти не просто медленно, а ОЧЕНЬ медленно; потому что ваша книга пропадает из магазинов - ее место там займут новые книги других авторов (вспомните сказанное выше, про конкуренцию);

б) время на то, чтобы "выстрелить", у вас КРАЙНЕ ограничено (снова вспомните слова про конкуренцию).

Конкретизируем. Одна наша антология будет издана, насколько мне известно, первым тиражом порядка 2000-2500 экземпляров (в общем-то, стандартный тираж на сегодня, да). Успехом для нее станет, если этот тираж полностью распродастся в течение одного месяца.

Итак, вот что мы имеем: чтобы вас посчитали коммерчески успешным автором, первый тираж вашей книги должен разлетаться за 30 суток. И то, что тиражи при этом мизерные, не должно вас никак обнадеживать, потому что тиражи ровно такие, какие могут продасться за это время. Ушли эти 2 тысячи за месяц - значит успех. Ушло 2/3 тиража - ну, ни то ни сё. Ушла 1000 или меньше - вы в глазах издателя становитесь "неперспективным", неуспешным автором.

И да, еще раз, для тех, кто не понял: никаких "вот распробует читатель за годик-другой, и книжка моя станет бестселлером" в этих реалиях - не будет.

Если первый тираж вашей книги не сметут с прилавков за месяц - ее просто не будет больше на этих прилавках, так что пока читатель "распробует"... Гм, это может занять лет десять, а то и больше, по правде говоря, пока сарафанное радио медленно будет распространять информацию в народе о том, что вот мол, такая-то книга, весьма недурна. И особому росту продаж самой книги это не поспособствует, потому как, во-первых, доброхоты-пираты ее к тому времени уже давно выложат на сайтах, размещенных где-нибудь в Эквадоре (а доступных у нас, в России), а во-вторых - в магазинах книги уже давно не будет, она останется ну разве что где-то в закромах интернет-магазинов, в каталогах, а сам тираж, сами томики с вашим текстом внутри - они будут пылиться на складах. Или вообще пойдут в утиль. Так что нет у вас ни года, ни полгода на "раскачку". Месяц. Ну максимум два-три месяца.

И, кстати, я отнюдь не защищаю тут ни издателя, ни кого другого. Я прекрасно сам по себе знаю, что в таком океане наименований, при таком достатке у большинства читателей, при таких ценах на книги и при такой жизни, в которой на чтение у нас времени куда меньше, чем было 10 или 15 лет тому назад - при всем при этом, чтобы "распробовать" какую-либо книгу, могут действительно потребоваться годы.

Я скажу за себя: последней прочитанной мной книгой (закончил буквально вчера) был роман Алексея Шолохова "Взгляд висельника" - издан в 2013 году, но далеко уже не месяц тому назад, а гораздо ранее. Вчера же я начал читать знаменитый уже "Убыр" Идиятуллина, изданный вообще в 2012 году. Заметьте, что "Убыр" получил очень хорошую критику, массу лестных отзывов, завоевал кой-какие литературные награды - а добрался я до него только вчера. Заметьте, что Алексея Шолохова я знаю лично, в целом книги из серии MYST почитываю. О существовании этих книг, то бишь, я знал давно, но вот купить и почитать сподобился (точнее, нашел время) лишь недавно. Хорошо, что эти романы и без меня неплохо продаются (продались). Потому как если бы их успех зависел от меня и таких как я (а нас ведь немало, медленно-читов, скорее всего - нас просто львиная доля в общей массе), то обе эти книги (а роман Шолохова мне понравился, и "Убыр" тоже нравится), скорее всего, попали бы в разряд "провалы". Не смотря на то, что я от них почти в восторге.

Думаю, найдется немало отличных книг, которые не распродались, провалились etc, не смотря на то, что они и хороши, и интересны, и увлекательны. Спустя N лет я пойму это, когда доберусь до них. Вот только толку для авторов от этого уже не будет ровным счетом никакого.

Хотите пример такого рода? Welcome. Предполагаю, что если не многие, то некоторые из вас знакомы с повестью Бориса Левандовского "Бабай". Мне лично еще не встречался человек, который сказал бы про это произведение, что оно не интересно, тяжело читается или плохо написано. Большинство отзывов в Сети - положительные. В 2008 году эта повесть была издана тиражом в 4 тысячи экземпляров (норма для 2008 года, как сейчас, для 2013-го норма - 2 тысячи). Этот тираж до сих пор не распродан, и в довольно большом количестве.

И автор попадает в негласный "черный список" издателя - и ведь его, издателя, вполне можно понять, логика-то железная. Хотя, насколько я могу судить, большинству читателей книжка понравилась. Вот только читали они ее уже в большинстве своем с Интернета. Грубо говоря: не разошлись 4 тыщи тиража за месяц в Москве и Питере - книга не дошла и до провинции, пропала из книжных и в столицах. Все. На этом можно ставить крест. Дальше, сколь бы не хорошо было ваше произведение, и как бы не нахваливали его читатели в Интернете - остатки тиража будут раскупаться в год по чайной ложке.

Повторюсь, это - реалии. Таковы правила игры. Возможно, не для всех издательств они выражаются именно в таких цифрах, таких тиражах и таких сроках. Возможно, имеются некоторые индивидуальные издательские  расхождения (не значительные) в этой части. Но в любом случае вы должны понимать: существуют жесткие ограничения по времени и жесткие требования к продажам.

И да, кстати, те из вас, кто думает, что издатель виноват в том, что ваша книга не продалась за этот гребаный месяц, потому что он, издатель, никак вашу книгу не рекламировал - очнитесь.

Очнитесь и еще раз вспомните о том, что рынок завален десятками тысяч наименований, а издатель (на самом деле) далеко не купается в деньгах. То бишь, конечно, вряд ли те же "Эксмо" бедствуют, но мы все всё прекрасно знаем про проблемы с пиратством, со снижением числа читающих людей и т.д., и т.п. Тиражи падают, прибыли не могут на этом фоне зашкаливать. Ресурс и финансовый, и человеческий ограничен, так что давайте-ка просто забудем о той глупой мысли, что издатель ОБЯЗАН рекламировать вашу книгу. Таких как мы у него еще несколько сотен, а то и тысяч за год. И большая часть этой орды если и не сработает для издателя в убыток, то в лучшем случае просто отобьет те средства, которые заложены в само издание книги, зарплаты редакторов etc. Да и просто представьте: в месяц издается, допустим, 100 книг. Каждую из них рекламировать? Мало того, что на такой рекламе издатель разорится, от нее и толку будет с гулькин нос, ведь получится то же самое, что и в книжных магазинах - дикая конкуренция в ограниченный период времени, только уже не между самими книгами и их авторами, а между, гм, их рекламами.

Другое дело, если ваша книга сама по себе разойдется тиражом этак в 10 тыщ. Тогда, согласитесь, у издателя будет резон вложиться в рекламу конкретного автора, конкретного товара (обидно, да? но это реалии - ваши книги это товар, продукт с точки зрения бизнеса), так как коммерческий потенциал автора будет виден уже невооруженным взглядом.

Я уже слышу сонм недовольных голосов, вопрошающих "но как?!". Как добиться успеха, если на все про все есть жалкий месяц, если никакой поддержки от издателя нет, как нет и лишних 6-12 месяцев, чтобы рецензенты и критики ваше творчество "распробовали"?

Мне ясны два варианта:

Вариант 1. Работа с "проектами". Если есть некая успешная долгоиграющая серия, то у вашей книги заведомо больше шансов разойтись в искомые сроки искомым тиражом в рамках такой серии или "проекта".

Отсюда, как ни крутите, и засилье некоторых определенных жанров на рынке. Фантастика, фэнтези, иронический детектив, криминальный роман, боевик уже обрасли и популярными авторами (теми, чьи книги "уходят" тиражами в 15 тыщ), и типовыми рабочими (в коммерческом плане) "шаблонами" во всем, от оформления обложек и текстов аннотаций до сюжетов и стилистики самих текстов, и сериями, и межавторскими "проектами".

Вариант 2. Пресловутый самопиар.

Эй, что это за кусок рваной материи мне сейчас прилетел? И почему он так пахнет?..

Погодите кидаться ссаными тряпками. Пиар, как и самопиар, бывает разный. Вот в чем лично я вижу принципиальную разницу между самопиаром и самовосхвалением? Пиар - это прежде всего донесение информации. В книжные магазины в этом месяце поступило, допустим, 500 новых наименований книг в отделы художественной литературы. Моя условная книга X - лишь одна из этих пяти сотен. И у нее есть всего лишь месяц, чтобы продаться. Если я проинформирую об X 100 тысяч людей, которым этот X может быть интересен, если из этих 100 тысяч проинформированных мной людей 500 немедля побежит и купит X, еще 500 в течение месяца заглянет в книжный при случае и купит X, а еще 500 закажет X по интернету, то на выходе получится, что моя информация, которой я поделился, поможет в течение месяца продаться 1500 экз. моей книги. И, допустим, X купит еще 500 читателей, которые просто ходят по книжным магазинам и до кого моя информация не дошла. 2 тысячи тиража проданы, издатель доволен и пускает в печать второй тираж. При этом вы НЕ хвалили себя. Вы довели информацию до определенного круга лиц, которым эта информация интересная.

Йоу, если кто-то из вас вдруг решил, что это готовый рецепт успеха - расслабьтесь. Реклама может быть и часто бывает неудачной. Каждый из нас может запросто оказаться бездарным графоманом и писать несусветное скучное гамно, от которого будут плеваться все. Признаться в этом (в том, что такое возможно) - по-моему, первый шаг к успеху для любого деятеля искусства smile

Так что гарантий успеха я вам не даю. Не имею права. Я не дам их вам даже в том случае, если обе наши готовящиеся к изданию антологии ("Самая Страшная Книга" и "Паззл") станут бестселлерами. В конце концов, каждый случай индивидуален. Но, думаю, вы согласитесь, что грамотный пиар и самопиар в любом случае повышают ваши шансы достичь определенного успеха.

Окей, слышу я голоса некоторых своих коллег по цеху, мы и так это все прекрасно понимаем. Примеры Димки Глуховского и Лешки Пехова знаем, изучили как хрестоматию в школе перед экзаменом. Мы всегда пишем в своих ЖЖ, при случае хвалимся на форумах, где тусуем. В общем, делаем все возможное. Не работает, правда. Не можем же мы все быть тем самым несустветным графоманским гамном, про которое ты тут речи нам толкаешь. Да и вообще - посмотри на тиражи реальной графомани, она ж как семечки разлетается!

Хех. Ну, во-первых, можете. Запросто. Графоманов много. Я, может, и сам графоман, не мне судить. На Самиздате давно бывали? Число зарегенных авторов видели?..

Это, кстати, приводит нас к "во-вторых". Завести страничку на сетературном сайте (двух, трех, ста) - не шибко большой пиар. Завести ЖЖ (дневник в LiveInternet, темку на форуме) - не шибко большой пиар.

Нет, по-своему это тоже может быть полезно и служить пиару, бесспорно. Как и создание собственного авторского сайта. Но только в длительной перспективе. Почему? Потому что выбор и сайтов, и блогов, и форумов, и страничек самиздатовских так же велик, как и выбор наименований книг и авторов в книжных магазинах... или на складах. То бишь даже если вы хороший писатель (а это НЕ есть факт), сетевые ресурсы могут помочь некоторой (достаточно небольшой) части читательской публики "распробовать" ваше творчество ЧУТОЧКУ ранее, чем ваши книги поступят в продажу.

Мне в этом смысле ближе сайты, хотя в дополнение к сайтам, для пиара самих сайтов полезно иметь и ЖЖ, и твиттер, и на форумах каких-то писать и т.д., и т.п. Но сами сайты более полезны. Здесь я чуть отсутплю от основной темы, чтобы пояснить, почему так считаю. Вот несколько понятных для меня плюсов сайта по сравнению со всеми остальными ресурсами:

а. сайт можно оформить как вам угодно;

б. сайт можно использовать для всего того, для чего используются ЖЖ, твиттер, форумы, сетературные сайты;, т.е. один сайт может выполнять сразу все эти функции и еще больше;

в. если вы захотите рекламировать свою книгу в интернете, то сайт может служить замечательной "базой" вашей рекламной кампании, т.к. вы ведь не можете дать людям ссылку, по которой они ба-бац! и волшебным образом попадут к кассе книжного магазина, но вы можете дать ссылку на страницу вашего сайта, где уже во всех подробностях распишите все плюсы вашей книги и подробно расскажете о том, где ее можно купить, когда и почем и еще набор ссылок на интернет-магазины присовокупите.

Это была просто ремарка, а теперь, в завершение темы, еще пару слов о пиаре. Работает ли он и если да, то каким образом, при каких условиях?

У нас есть интересный и совсем свежий, актуальный пример из собственной практики. Целый месяц по Horror Web рекламировалась книга Сергея Тормашева "Отель Оюнсу". Если судить по рецензиям и отзывам на разных ресурсах - книга плохая, слабая. Но заметьте уже хотя бы то, что рецензенты на книгу вообще обратили внимание, купили, прочитали, разгромили. В течении пресловутого месяца! В то время, как многие книги на зубок рецензентам попадают спустя порой полгода, или год, или два после издания. Ну вот тот же "Взгляд висельника" Шолохова я прочел, повторюсь, совсем недавно, и моя рецензия (хвалебная, кстати) на него появилась только вчера. А предыдущая рецензия была несколько месяцев тому назад. А на книгу Тормашева сразу несколько рецензий спустя несколько недель после издания книги. В том числе на тех ресурсах, где раньше творчество этого автора вообще никогда не рецензировалось.

Ну и сам по себе могу сказать, что увидев шквал критики "Отеля Оюнсу", я теперь прям захотел взять и почитать эту книгу, чтобы убедиться - неужто и правда все так плохо или же критика перебарщивает, не замечая каких-то достоинств?

То бишь мы видим, что рекламная кампания уже сделала нечто полезное для автора и его книги - она привлекла внимание общественности и породила определенную "шумовую" волну. Негативная критика? Что ж, зато книга как минимум замечена и обсуждается, а ведь N десятков, а то и сотен книг остаются вовсе незамеченными.

Не забудем про пресловутый "месяц срока". Моя позитивная рецензия на книгу Шолохова уже такой пользы самому автору не принесет, как могла бы, появись она не сейчас, а непосредственно после поступления "Взгляда висельника" в продажу. Это все те же реалии, это правила игры - польза гораздо ощутимее, если внимание к книге привлекается в определенный отрезок времени, а не спустя год, когда уже толку от этого мало.

У нас есть возможность оценить эффективность такого пиара на примере "Отеля Оюнсу" и еще по некоторым наблюдениям. Мне, допустим, сложно судить о популярности, известности автора Тормашева, я за ним никогда не следил. Но он сам у себя на странице Вконтакте написал небольшой пост, в котором сравнил издательскую судьбу двух своих книг, одна из которых - "Отель Оюнсу", а другая называется "Тьма". Был ли такого рода пиар у "Тьмы", какой он был у "Отеля...", мне неведомо, но мы точно знаем, что у нас "Тьму" эту никто не рекламировал, правда ведь? Так вот, по словам самого автора, "Тьма", изданная, видимо, несколько лет назад, до сих пор НЕ распродалась первым тиражом. "Отель Оюнсу" же, - опять же, со слов автора - разлетелся за месяц. 15 тысяч экземпляров.

Так что, думаю, вопросы пиара и самопиара актуальны, подходить к ним надо вдумчиво, серьезно. И делать это надо самим авторам - по крайней мере до той поры, когда (и если) вы не превратитесь сами по себе в успешный "брэнд" и не обзаведетесь армией постоянных читателей. В последнем случае уже и издатель, видимо, будет не прочь поддержать вас рекламой, и встречи-презентации книг можно будет организовывать, и многое другое.

Всех благ. И мои личные поздравления одному из редакторов DARKER, Илье Пивоварову, с Днем варенья smile

Комментариев: 12 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Deadly Joe 29-11-2013 15:06

    Возвращаюсь к примеру Метро 2033. Насколько мне известно из Интернета, первоначальная версия романа, который был опубликован бесплатно в сети, состоял из 13 глав, а также главный герой в конце погибал. Спустя некоторое время, автор решил переписать историю, и уже из 13 глав вышло 20, а главный герой выжил.

    Я это к чему. Если бы автор, так кардинально не отредактировал роман, то издательство бы отказалось его публиковать, по крайней мере, таким тиражом. Так как все кто хотел - давно прочитали. То есть, с коммерческой точки зрения, не выгодно.

    Как я думаю, что весь роман в интернет выкладывать все-таки не стоит, так как потом, возможно, издательству просто не выгодно будет выпускать книгу, даже если роман и будет удачным и успешным в сети.

    Учитываю...
    • 2 Парфенов М. С. 29-11-2013 20:40

      Про изменения, вероятно, лучше у автора спросить или уточнить информацию. По издателям же там вроде было так, что сначала книгу издали обычным тиражом, но автору не понравилось, и он, видимо, не беден, потому как вернул себе права, после чего уже книга была издана "Популярной литературой" тиражом в 100 тысяч. Опять же, нюансы лучше уточнять. Но автор и после этого произведения свои выкладывал в Сеть по главам.

      Учитываю...
  • 3 Zлыдень 27-11-2013 10:25

    То есть, правильно я понимаю, что для успешного старта начинающему автору строго рекомендуется иметь собственный сайт, с которого можно будет общаться с целевой аудиторией?

    Учитываю...
    • 4 Парфенов М. С. 27-11-2013 11:49

      Ммм. Я вроде бы писал о другом)

      Совсем начинающий автор может пользоваться всем, чем хочет - ЖЖ, сетературные сайты, форумы, блоги, социальные сети. Ему ведь, начинающему, нужно капельку внимания и все. Персональный же сайт полезен еще и когда вам надо будет отрекламировать свою книгу в определенные сроки. Потому что вы не можете в рекламный баннер поместить всю информацию о книге, отрывки из нее, иллюстрации, инфу о том, где ее можно купить, инфу о себе etc. Но вы можете поместить все это и что угодно еще у себя на сайте, а с баннера вывести ссылку на этот сайт. Сайт в этом смысле для рекламной кампании - как военная база во время кампании военной.

      Учитываю...
      • 5 Zлыдень 27-11-2013 16:07

        Хех, где его взять, этот собственный сайт)) Как-то мелькали на глазах расценки, сколько стоит заказ на создание сайта у всяких умельцев, но вспомнить не могу точную цену. А будучи бедным студентом, всё равно довольствуюсь пока что малым - Самиздатом тем же. Просто вы, Михаил, затронули для меня такой вопрос, который я всегда не любил себе задавать - как, собственно двигаться вперед, начать зарабатывать своим творчеством. Я всё убеждал себя, что мне важнее просто написать хотя бы достойную вещь, чтоб она оставила след, но правда в том, что на одном этом желании далеко не уедешь и долго не проживешь - достойные вещи порой не оценивают по достоинству, это понятно. В любом случае, спасибо за материал и предложенные идеи - есть, о чем поразмышлять.

        Учитываю...
        • 6 Парфенов М. С. 27-11-2013 16:30

          Ну, мы практикуем site4write, правда это сейчас очень медленный сервис, т.к. дел актуальных много, ему удается уделять меньше времени, чем хотелось бы.

          Учитываю...
          • 7 Zлыдень 27-11-2013 18:04

            Спасибо! А я, главное, вроде и читал о нем в начале года, но как-то пропустил мимо глаз и позабыл. Думаю, стоит попробовать.

            Учитываю...
  • 8 Мельник 26-11-2013 01:32

    Про огромную конкуренцию и не сомневался, не знал только на счет "быстрого старта". Интересный материал, вполне полезный, спасибо.

    Учитываю...
  • 9 Аноним 23-11-2013 19:20

    Какой любопытный материал. Спасибо.

    Учитываю...
  • 10 Deadly Joe 23-11-2013 17:49

    Я понял, продать книгу это тоже искусство.

    Учитываю...
  • 11 Deadly Joe 23-11-2013 17:17

    Спасибо, интересно было ознакомиться с Вашими взглядами.

    Про Отель Оюнсу согласен, "шумовая волна" сделала свое дело. Я заранее знаю, что книга плохая (ну, по крайней мере, у меня сложилось такое впечатление), однако я бы хотел ее прочитать и убедиться в этом сам. Реклама здесь удалась.

    Ещё бы хотелось узнать мнение насчет публикации, например, половины книги в интернете. Если автор уверен (или ему кажется), что его книга достойная, он размещает половину книги на своем сайте. И уже спустя некоторое время издается книга, которую купят читатели, которым понравилась первая половина, прочитанная в интернете. То есть, чтобы до издания книги, какая-то часть людей уже знала о существовании книги и хотела ее приобрести.

    Учитываю...
    • 12 Парфенов М. С. 23-11-2013 17:40

      Ещё бы хотелось узнать мнение насчет публикации, например, половины книги в интернете

      У меня нет однозначного ответа. Все знают пример "Метро 2033", когда книга изначально выкладывалась на сайте и была там выложена от и до, целиком. А потом, уже после издания, мы читали в аннотации и сопроводительном тексте о том, что "в Интернете эту книгу прочитали 100 тысяч человек". Этот пиар-ход, видимо, сработал. Но сработает ли он с книгами других жанров? И вообще - сработает ли, ведь эффект новизны уже пропал. Кроме того, 100 тысяч посещений сайта - это в общем не такой уж и фонтан, если учесть, что посещали сайт люди в течение года, если не дольше. Кто случайно зашел, кто глянул, плюнул и ушел. Нашу сеть Horror Web в месяц посещает заметно больше 100 тысяч уникальных посетителей.

      Так вот, повторю сказанное в посте - важно не только количество, охват, важны и сроки. Сайты или ЖЖ или еще что - все это хорошо для рекламной кампании в сжатые сроки в том случае, если мы можем использовать это с большой эффективностью. Допустим, вы пока выкладывали части романа, собрали базу из тысячи email'ов потенциальных читателей. Значит, в нужное время вы можете им написать письмо и сообщить о том, что ваша книга издана. Или у вас в ЖЖ 1000 френдов - если 100 из них сделают репост вашего объявления ("ура, меня издали! купить можно тут, тут и тут"), то это уже неплохая пиар-акция.

      Думаю, методы могут быть разные, но принципы важны одни: а. важен охват; б. важен охват в определенные сроки.

      Учитываю...