DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Как Крампус украл Рождество

Рождественские страшилки / A Christmas Horror Story

Канада, 2015

Режиссеры: Грант Харви, Стивен Хобан, Бретт Салливан

Сценарий: Джеймс Ки, Сара Ларсен, Даг Тейлор, Паскаль Троттье, Джейсон Фильятро

В ролях: Уильям Шетнер, Джордж Бьюза, Роб Арчер, Зои Де Гранд Мезон, Алекс Озеров, Шэннон Кук-Чун, Эми Форсайт

Похожие фильмы:

  • «Кошелек или жизнь» (2007)
  • «Крампус» (2015)

 

Добро пожаловать в маленький канадский городок Бейли-Даунс! Да-да, тот самый Бейли-Даунс, где родились и выросли сестры Бриджет и Джинджер Фицджеральд. Одна из них потом стала оборотнем и погибла, другая пустилась в бега, и говорят, что ее судьба тоже сложилась не лучшим образом… Впрочем, та история осталась в далеком прошлом, а жизнь и смерть в Бейли-Даунс не стоят на месте. Вот, например, ровно год назад, как раз под Рождество, в местном интернате зверски убили двоих подростков, а нынешнее Рождество обещает быть еще жарче. И пока обрюзгший пожилой радиоведущий будет гонять старые рождественские мелодии, прихлебывая коньяк, на заснеженные улицы Бейли-Даунс выйдут безжалостные темные силы…

Дело американского режиссера Майкла Догерти живет и побеждает. Когда в далеком уже 2007 году вышла его блестящая антология «Кошелек или жизнь», далеко не все сразу поняли, насколько она революционна; до той поры снималось множество хорроров, действие которых происходило на Хеллоуин, включая и одноименную франшизу, но сам праздник был в них по большому счету декорацией, лишь оттеняющей ужасные события. Фильм же Догерти посвящен самому празднику и всем пугающим чудесам, которые могут случиться таинственной и пугающей ночью 31 октября.

Впрочем, фильм Догерти можно назвать антологией в той же мере, что и «Криминальное чтиво» Тарантино или, допустим, «Оно» Стивена Кинга. События картины происходят в одном месте в одну ночь, сюжеты всех историй идут не по отдельности, как, допустим, в «Калейдоскопе ужасов» и прочих антологиях, а пересекаются, образуя цельную историю о том, как неудачно в одном маленьком городке справили Хеллоуин.

Фильм троицы канадских режиссеров концептуально настолько похож на «Кошелек…», что его можно назвать неофициальным сиквелом (официальный, кстати, уже задуман). Как и картина Догерти, «Рождественские страшилки»  посвящены празднику нечистой силы (ведь в старину верили, что канун Рождества – время, когда нечисть «оттягивается» на всю катушку перед тем, как на целый день лишиться власти над миром); формально они точно так же состоят из нескольких историй; как и у Догерти, эти истории пересекаются, происходят в одном маленьком городке, и объединяет их зловещий повелитель праздника – там это был малыш Самайн-Сэм, здесь же – Крампус, страшный рождественский черт с рогами, коим некогда пугали непослушных детей. Впрочем, здесь поработал не один режиссер, а целых три; но двое из них, Харви и Салливан, давно повязаны культовой трилогией о сестрах Фицжеральд («Оборотень», «Сестра оборотня» и «Рождение оборотня»). Да и сюжетных линий не пять, а четыре.  Но в принципе, перед нами снова вполне цельная история – о том, как скверно жители одного городишки встретили Рождество.

Для удобства сначала разберем каждую из этих «линий-историй» по отдельности.

Первым у нас пойдет рассказ о расследовании того самого убийства годичной давности. Трое подростков с видеокамерами пробираются в злополучный интернат в надежде выяснить, что же здесь случилось – и прославиться. Оказывается, у этого места и до убийства была богатая история, о чем подростки узнали слишком поздно…

…Ну а мы узнаем эту историю слишком рано – ба, никак мы это уже видели? Еще бы! Перед нами очередная кинобайка о «доме с привидениями» и не в меру любопытных подростках, шаблонная до зубовного скрежета, с набором заезженных до тошноты пугалок. Окажись она самостоятельным фильмом, место ей было бы в мусорной корзине, в комплекте же с остальными она воспринимается более-менее сносно. Тем не менее этот мистический триллер выбивается из антологии даже по жанру, так как остальные три истории выдержаны, скорее, в духе страшной рождественской сказки.

Вторая история повествует о чернокожем полицейском, который год назад расследовал дело об убийстве в этом интернате. Тот случай произвел на бывалого копа такое впечатление, что он решил взять бессрочный отпуск. В канун Рождества мужик берет жену и сына и отправляется в лес за елочкой. Вот только срубить ее он решил в заповедном лесу, на земле, которой владеет очень странный человек. Большая ошибка. Сначала его маленький сын исчез среди деревьев, а потом вернулся… разумеется, уже не таким, как прежде.

Эта история тоже довольно предсказуема – как только мальчик находится, опытный зритель сходу поймет, что с ним что-то не так. Но предсказуемость не делает ее менее увлекательной, а грамотно выстроенный саспенс делает эту страшную сказку очень приятной.

Еще лучше – третья история, в которой мы знакомимся с еще одним папашей: на сей раз это неудачливый бизнесмен. В отчаянной надежде поправить финансовые дела, он решает умаслить свою престарелую и страшно богатую тетушку, для чего в канун Рождества заваливается к ней со всей своей семьей. На беду, с родными ему тоже не повезло: жена – эгоистичная стерва, думающая только о себе, сынок – избалованный мелкий гаденыш (как потом выяснится, еще и с задатками живодера), а старшая дочь – законченная клептоманка. Итог немного предсказуем – тетушка выгоняет незваных гостей «на мороз». А вот чего они не могли предугадать, так это что их машина сломается на лесной дороге, и за ними откроет охоту Крампус, страшный демон, который приходит к злым и испорченным людям вместо Санта-Клауса…

…благо самому Санте сейчас совсем не до подарков. Не без помощи все того же Крампуса его эльфы внезапно превратились в кровожадных зомби! Изрядно ошалевший от такого поворота событий рождественский дед, впрочем, быстро сориентировался в ситуации и устроил супостатам настоящую мясорубку. Однако главный нежданчик ему (и зрителям) еще предстоял. Пожалуй, это лучшая из историй – энергичная и злая, с литрами кровищи, смачным рубиловом и остроумной концовкой, неожиданно ставящей все с ног на голову.

Как и в случае с «Кошельком…», вместе все составляющие смотрятся гораздо лучше, чем по отдельности. И вообще это, пожалуй, один из самых удачных хорроров на тему Рождества за долгие-долгие годы. Благодатнейшая эта тема в последнее время использовалась из рук вон плохо, в основном ограничиваясь грошовыми поделками разной степени убогости – чаще всего это были похождения очередного маньяка в костюме Санты и с топором, снятые из экономии в какой-нибудь жаркой американской глубинке, где снег идет только по телевизору. «Рождественские страшилки» на этом фоне смотрятся едва ли не шедевром: они радуют великолепной атмосферой зимы и праздника, красиво сняты и замечательно сыграны – то, что доктор прописал! Лишь два объективных недостатка не дают «Страшилкам» встать в один ряд с «Кошельком». Во-первых, история про интернат – в фильме Догерти такого порожняка не было. Во-вторых, Догерти гораздо удачнее «перемешал» истории, распределив ударные моменты по всей картине, тогда как в «Страшилках» самое интересное начинается во второй половине фильма. 

Тем не менее антология определенно удалась, и заслуживает того, чтобы занять свое почетное место среди классических «рождественских страшилок» – таких как «Гремлины», оригинальные «Тихая ночь, смертельная ночь», «Черное Рождество» и некоторые другие. Можно ли придумать лучший подарок для любителя ужасов?

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)