DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Как ведьмам на Руси жилось

Что вы вспоминаете, когда слышите слово Средневековье? Инквизиция и охота на ведьм. Но все это - в Западной Европе. А что у нас? На землях Руси колдовские обряды имели глубокие корни, и с ними тоже пытались бороться, хоть и не столь кровавыми методами, как инквизиция. 

Упоминание о людях, которые совершали разнообразные магические обряды, мы находим в древнейших фольклорных источниках, поэтому указать хотя бы столетие их появления вряд ли удастся. Называли этих людей по-разному: колдуны, волхвы, знахари, ведьмы, мольфары, ворожеи, кудесы, и это далеко не полный список их имен. Таких людей уважали, шли к ним за советом или помощью, но в то же время, если в деревне происходили какие-то неприятности, все были уверенны, что это дело рук сельского мага. В таких случаях иногда доходило и до самосуда. Именно поэтому дома людей, которые имели дело с потусторонними силами, как правило находились на самой окраине деревень, у опушек лесов. Это гарантировало минимальную безопасность в случае волнений. 

Со временем у каждого из магов появилась своя «компетенция». Самыми опасными народ считал именно ведьм. Согласно поверьям они доят по ночам коров, выдаивая молоко до крови, могут превращаться в животных или неодушевленные предметы, чтобы навредить людям, снимать с неба звезды и прятать их у себя в подвале. Они также могут управлять погодой: задержать или призвать тучи, тем самым вызвать засуху, голод или потоп. Им же приписывали завитки, закрутки и заломы (свернутые особым образом колоски) на нивах, которые они делали с целью причинить вред хозяину нивы или чтобы перетянуть к себе чужое зерно.

Ведьмами обычно считали старух. Людям казалась странной такая продолжительность жизни, и они связывали это с вмешательством чар. Реже ведьмами считали замужних женщин или вдов, но никогда - молодых девушек. Все ведьмы делились на две категории: родимых и ученых. Причем вторые считались более опасными. 

Почти в каждом селе была женщина или старуха, которую считали ведьмой. Не сложно догадаться, что ее боялись и не хотели иметь с ней ничего общего. Однако открыто выступать против подобных людей боялись, и до крайних мер доходило только в исключительных случаях.

Борьбу с ведьмами возглавила церковь. Первые процессы начались еще в XI в. В «Уставе князя Владимира о церковных судах» ведовство, чародейство и волхвование отнесено к числу дел, которые разбирала и судила православная церковь. Есть упоминание о том, что в 1024 году в суздальской земле были сожжены «лихие бабы», которых обвинили в неурожае, что постиг крестьян. В 1227 году в Новгороде на архиерейском дворе сожгли «четырех волшебников». В 1444 году в Можайске был сожжен боярин Андрей Дмитрович с женой по обвинению в чародействе.

Сторонниками казни ведьм и колдунов были многие видные религиозные деятели того времени: киевский митрополит Иоанн, владимирской епископ Серапион, новгородский архиепископ Антоний и другие.

Активно боролся с ведьмами Иван Грозный. Даже советников царя, Сильвестра и Адашева, сослали в монастырь по обвинению в том, что они «извели царицу Анастасию Романовну». В 1551 году Стоглавый собор ужесточил меры по борьбе с кудесниками. Запрещалось держать в доме «богомерзкие книги», а народ призывали обличать чародеев. Обнаруженных магов предлагалось избить, ограбить и изгнать из общины. Неудивительно, что в это время под прикрытием изгнания ведьм сводились личные счеты.

Некоторая либерализация по отношению к магам произошла при сыне Ивана Грозного - Федоре Иоанновиче. Так, согласно его судебнику 1589 года, ведьмы и чародеи защищались государством от оскорблений и самосуда. Но по мнению многих ученых он действовал только на Русском севере. В 1591 году в Астрахани, при большом скоплении людей были сожжены колдуны, которые якобы наслали болезнь на крымского царевича Мурат-Гирея.

В 1647 г. при царе Алексее Михайловиче в Шацке крестьянин Терешка и его жена Агафьица были обвинены в чародействе. По указу царя их сожгли на центральной площади. Через два года под то же обвинение попали некий мордвин и его жена. Их трижды пытали, сломав ребра, потом сожгли им ноги и бросили в тюрьму, где те и умерли от голода.

Одна из крупнейших охот на ведьм состоялась в 1667 году в Гадяче на Полтавщине. Этот город в то время был столицей гетмана левобережной Украины Ивана Брюховецкого. Он активно шел на сближение с Москвой и царским двором. Для этого он даже женился на дочке московского боярина Дарье Исканской, что не могло понравиться простому народу. Поэтому когда у его беременной жены случился выкидыш, гетман усмотрел тут злой умысел. И через несколько дней он приказал «сжечь пять баб ведьм да шестую гадяцкова полковника жену Острую». Во многих источниках того времени говорится, что эти женщины были невиновны, а гетман просто хотел усмирить недовольный народ.

В 1714 году в Лубнах, также на Полтавщине, собирались сжечь женщину за чародейство. Избежать этого удалось только благодаря вмешательству историка В. Татищева, который находился в городе проездом из Германии. В 1720 году на Волыни в колдовстве обвинили крестьянку Проську Каплунку. Ее засыпали землей по шею и сожгли за то, что она напустила на село моровую язву. В 1730 году кременцкий помещик Лука Малинский обвинил в колдовстве свою крепостную Мотруну Перистую. Женщину несколько дней пытали, после чего сожгли. В 1745 году в селе Обуховка Миргородского полка крестьяне спалили Вивдю Москаленчиху, так как на полях стали появляться «завитки», что по их мнению привело к смерти коней.

В 1758 г. управляющий крупным имением, принадлежавшим графу Тышкевичу, докладывал своему помещику, что им сожжено шесть «чаровниц». Соседний помещик также сжёг крестьянку, обвинив её в колдовстве. «Женщина созналась, — писал управляющий помещику, — и с великим отчаянием отправилась на тот свет».

Начиная с конца ХVII века случаи самочинной расправы на ведьмами стали встречаться реже. Крестьяне стали меньше верить в колдовство и чародейство, а если что-то подозрительное и случалось, то предпочитали подавать в суд. Так в 1794 году прилуцкий мещанин Иван Балаба подал жалобу на Зиновию Глобиху, которая как будто делала завитки на его ниве. Он обратился в церковь, и священник после молитвы разрешил ему собирать урожай. Однако хозяин побаивался употреблять его сам. Часть он отдал жнецам, которые помогали в сборке, остальное продал, хоть и с потерей в цене. А через некоторое время обратился в суд, так как он и его жена начали ощущать ухудшение здоровья. 

Стоит сказать, что именно завитки вызывали особый страх у населения, ведь это был объективный показатель. Если завитки появлялись, значит, их кто-то делал. В таких случаях пытались найти человека, который мог бы распутать их, но это было опасно и для хозяина нивы, и для знахаря, который вызвался помочь. Так в 1785 году в селе Батуровка от неизвестной болезни «зжиманіем рук, ног и всего корпуса» умерло восемь человек из двух семей. Односельчане утверждали, что причиной стали завитки на полях. 

В ХІХ веке вера в волшебство стала еще меньше. Суды если и брали на рассмотрение дела о магических ритуалах, то чаще всего ограничивались штрафами.

Но случаи самосуда еще встречались. Так в декабре 1879 г. в деревне Врачево Новгородской губернии сожгли крестьянку Аграфену Игнатьевну за её «колдовство», а летом 1885 г. в деревне Пересадовке Херсонской губернии такую же расправу учинили с тремя крестьянками, обвинёнными в наступлении засухи. В 1904 году суд в Сумах рассматривал дело против одного крестьянина который избил старуху ведьму. Та, проходя мимо его мельницы, перекрестилась, а он усмотрел в этом порчу, выскочил на улицу и ударил женщину колом.

Во времена советской власти все представления о колдовстве искоренялись из народного сознания. Но даже сейчас, приехав в далекое село, можно услышать рассказы о том, как одна соседка навела порчу на другую. После этого невольно задумываешься, а может, все это не просто сказки на ночь?.. 

Комментариев: 17 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 MarSo 21-11-2013 00:13

    Те,кого убивали вряд ли были ведьмами, скорей всего -"просто... усмирить недовольный народ". Я думаю, что статья получилась- Как усмиряли недовольный народ сжиганием тех, кого посчитали ведьмой.

    Понятно, что крестьянам ( и не крестьянам) надо было кого-то обвинить и тут же учинить самосуд...А как же Секретная Государева Колдовская служба? Хотелось бы почитать о ведьмах, а не о тех, кого приняли за них.

    Учитываю...
  • 2 Алекто 22-02-2013 23:37

    И откуда селюки знали кто именно попортил ниву?

    Учитываю...
  • 4 Хельг 21-02-2013 20:45

    Потенциально любопытная статья свелась к перечислению сожженных и констатации простого факта - сжигали, сжигали, потом перестали.

    Учитываю...
    • 5 Сенников А. 22-02-2013 08:11

      Формально - да. Какой-то коротенький анализ можно было присовокупить, но может быть, автор такой задачи себе и не ставил.

      Учитываю...
      • 6 Хельг 22-02-2013 13:59

        Может и нет. Но уж заметить, что от банального перечисления фактов сожжения скулы сводит от скуки, должен был.

        Учитываю...
          • 8 Хельг 23-02-2013 00:59

            Надеюсь. Тема, реально, очень годная. А вот развитие... я все ждал - вот сейчас!

            Нет... сейчас!

            Ну вот точно - сейчас!

            Ага! Значит... конец?!

            Да ну нахуй!?

            Учитываю...
          • 9 magistr 28-02-2013 02:47

            ок, в следующий раз постараюсь учесть пожелания))

            Учитываю...
          • 10 Хельг 02-03-2013 01:08

            Было бы здорово. Потенциал у статьи (темы) - офигенный! А вот реализация, как мне кажется, оставляет желать лучшего. Чуть больше внимания к деталям, чуть больше разнообразных фактов - и было бы совсем шикарно. А так - 6/10. Хорошо, но не здорово.

            Учитываю...
  • 11 Мельник 21-02-2013 14:04

    Вот что значит, когда люди малообразованные и из-за этого во всякую хню верят. Неудивительно, что в цивилизованных странах растет число атеистов.

    Учитываю...
    • 12 Сенников А. 21-02-2013 15:12

      Ну, я бы не стал сравнивать веру в бога со всякой этой... Атеизм - как вера в небытие бога ничего общего с цивилизованностью не имеет ("кстати, вот ещё слово, которое я совершенно не переношу", как правило его употребляют в качестве обоснования для ограбления/уничтожения других "нецивилизованных" народов). При этом сознание в цивилизованных странах всё равно остаётся религиозным и мифологическим. Иначе я не могу объяснить популярность культуры комиксов в США, к примеру.

      Учитываю...
      • 13 Мельник 21-02-2013 15:56

        Ну, я употребил здесь атеизм как неверие в сверхъестественное, а не конкретно в бога. Более образованный человек, естественно, не поверит, что неурожай случился из-за ведьмы )

        И атеизм как раз таки имеет непосредственное отношение к цивилизованности. Цивилизация (знания о том, как устроен мир) просвещает, из-за чего становится всё больше атеистов.

        На счет комиксов ничего сказать не могу, нравятся и нравятся. А то, что США, несмотря на всю свою цивилизованность, - глубоко религиозная страна - это факт. Причины кроются во многом. И это единственная такая страна.

        Учитываю...
        • 14 Сенников А. 21-02-2013 16:27

          Ну, я употребил здесь атеизм как неверие в сверхъестественное, а не конкретно в бога.

          Нет, нет. Атеизм - это именно вера в отсутствие бога/богов, как сущности. Ни в каком другом значении его не употребляют. И как бы далеко не продвинулась современная наука в знаниях об устройстве мира, атеизм - по-прежнему религия. Даже с точки зрения формальной логики. Человеческой, разумеется. При этом о человеческом разуме и его психических свойствах современная наука имеет весьма ограниченное представление. Как вам парадокс? Одно дело, что мы по другому на нынешнем уровне знаний не можем, и другое дело выдавать человеческое знание за объективную реальность. Современная цивилизация до сих пор лечит психические расстройства транквилизаторами и нейролептиками, т.е. оглушающими и подавляющими активность разума и нервной системы средствами, по сути - аналогом лоботомии и железной клетки. Я не агностик, но вы меня не убедите в том, что знание полученное с помощью такого непонятного и непознанного инструмента как человеческий разум - мерило объективной реальности.

          Учитываю...
          • 15 Мельник 21-02-2013 21:57

            Да я вроде как и не собирался никого ни в чем убеждать. Оставайтесь при своем мнении, пожалуйста )

            Учитываю...
  • 17 Сенников А. 20-02-2013 10:51

    Интересно. Насколько я понял, вся разница между Россией и Западной Европой в борьбе с ведовством заключается только в том, что в России это никогда не принимало характер массовой истерии. А первые законы против ведовства (светские) появились едва ли не с появлением законов как таковых вообще. В остальном - всё тоже: пытки и сожжение.

    Учитываю...