ГОЛЕМ

Говард Филлипс Лавкрафт — человек-легенда. Писатель, создавший истории, исполненные ужасом, отчаянием и безнадежностью. В его произведениях Добро имело мало шансов на победу, а силы Зла — жуткие древние сущности из далеких глубин времени, одним своим видом повергающие в безумие — торжествовали в нашем мире. Лавкрафтианские ужасы оказали влияние на художников разных ипостасей: литераторы, поэты, музыканты, живописцы и даже скульпторы. Разумеется, не обошлось и без влияния на мир комиксов.

 

(Художник Crash! Landen, стилизация под классическую комикс-обложку)

 

 

Например, комиксы про Бэтмена. Согласитесь, не самое явное родство. Однако лечебница «Аркхэм», где отбывают заключение безумцы-злодеи, была создана по образу сумасшедшего дома города Аркхэм из произведений Лаврафта. (Кстати, осенью издательство «Comix-art» выпускает культовый альбом «Бетмэн: Лечебница Аркхэм. Скорбный дом на скорбной земле». История, придуманная мэтром психоделического комикса Грантом Моррисоном и нарисованная Дэйвом МакКином, известным по работе над «Сендмэном» Нила Геймана.) Стоит отметить и влияние лавкрафтианской философии на истории о Бэтмене. Главный постулат которой выражен в «Зове Ктулху».

«Мы живем на тихом островке невежества посреди темного моря бесконечности, и нам вовсе не следует плавать на  далекие расстояния. Науки, каждая из которых  тянет в своем направлении,  до сих пор причиняли нам мало вреда; однако  настанет  день  и  объединение  разрозненных  доселе обрывков знания откроет перед  нами  такие ужасающие виды реальной действительности, что мы либо потеряем рассудок от увиденного, либо постараемся скрыться от этого губительного просветления».

Жизненный путь Брюса Уэйна / Бэтмена – это проникновение в тайны Ужаса и постепенного осознания бессмысленности всякой героической деятельности. Все победы Бэтмена над врагами лишь временные, зло в обличии супер-злодеев всё время возвращается. Зачем Бэтмену воевать, если Зло существовало в его городе до него и будет после? Зачем Готэму нужен Бэтмен? Бэтмен занимается героической деятельностью не только потому, что иначе не может жить, он делает это, дабы не лишиться рассудка. Ведь если он признает пугающий вывод, что то, чему он посвятил жизнь, на самом деле не поставит точку в борьбе добра и зла в его городе, то он может сойти с ума и стать тем, против кого он борется.

Неудивительно, что герой, в историях о котором есть отсылки к Лавкрафту, рано или поздно должен столкнуться с монстрами, созданными мрачным писателем. В 2000 году вышел комикс «The Batman: The Doom that came to Gotham», в котором Бэтмен сражается с монстрами, основанными на лавкрафтианских зловещих созданиях. Отсылка к Ктулху появляется в начале истории из уст одного из персонажей: «Он тот, кого затравили и пленили навечно вне времени и пространства, тот, кто спустился со звезд, когда Земля была юна, и отравил гадостью моря и сушу. Горе людям, когда он проснется».

 

(перевод взят с сайта http://lair-of-comics.livejournal.com/)

 

 

По версии этого комикса, родители Брюса Уэйна погибли не во время ограбления - их зарезал безумец, целью которого был маленький Брюс. Будущий паладин в плаще спасся от маньяка в церкви, где летучие мыши сообщили его предназначение: «Смотри и узри форму его, оно приближается, оно уничтожит мир, и единственный, кто может остановить это, это ты».  Спустя много лет, когда Брюс становится Бэтменом, ему приходится принять свое предназначение и сразиться с древним Злом.  Нельзя не отметить весьма любопытный момент – Рас Аль Гул здесь показан как инкарнация Абдулы Альхазреда. Придумал этот любопытный сюжет художник и сценарист, все творчество которого проникнуто лавкрафтианским духом – Майк Миньола («Хеллбой»).   

В 2003 году Алан Мур выпустил комикс «The Courtyard», а в 2010 его продолжение «Neonomicon». В «The Courtyard» агент ФБР, расследуя жестокие загадочные убийства, выходит на таинственного наркодилера Джонни Каркоза  и узнает о необычном наркотике Aklo. Агент договаривается встретиться с Каркоза дома у дилера, чтобы тот дал ему этот наркотик. Там выясняется, что Aklo на самом деле таинственный язык, произнесенная речь на котором способна вызывать жуткие видения. В итоге, фэбээровец сходит с ума. Классический лавкрафтианский поворот. Само слово «Aklo» - есть отсылка к творчеству Говарда Филлипса Лавкрафта,  в произведениях которого фигурировал данный язык.

В «Neonomicon» фэбээровец из предыдущего комикса Элдо Сакс находится в психиатрической больнице за то, что совершил два кровавых убийства. Двое агентов ФБР, продолжая начатое Саксом расследование, обнаруживают связь между наркодилером Джонни Каркоза и творчеством Лавкрафта. (Прим. – фамилия также отсылает читателя к «Мифам Ктулху». Каркоза – наименование города, территории в произведениях Амброза Бирса и Роберта Чамберса. Стоит отметить, что обладающий обширной эрудицией Мур, постоянно наполняет свои произведения множеством отсылок и скрытых цитат.) Расследование приводит одного агента к гибели, а другой узнает, что все написанное в книгах Лавкрафта - не вымысел. Более того, героиня комикса приходит к выводу, что мифы Лавкрафта рассказывают не о прошлом, а о будущем: «Всем этим мифам только предстоит сбыться в нашем будущем… великие древние вовсе не древние, они новые. Они даже еще не появились».

 

Стоит отметить, что популярные серии «The Courtyard» и «Neonomicon» выросли из периодических изданий антологий лавкрафтианских историй Алана Мура, общее названия которым «Alan Moore's Yuggoth Cultures and Other Growths». Всего было выпущено три выпуска осенью 2003 года, которые в настоящий момент переиздаются под одной обложкой.

 

Тот же 2003 год примечателен появлением комикса «Necronauts». Комикс интересен как сюжетом, так и своими героями, среди которых иллюзионист Гарри Гудини, «отец» Шерлока Холмса Артур Конан-Дойл, американский исследователь сверхъестественного Чарльз Форт и даже сам Говард Лавкрафт.

 

Все они объединяются, дабы сразиться с древними сущностями, известными по произведениям Лавкрафта. Необходимо привести слова одного из персонажей комикса, Чарльза Форта: «Джентльмены, думаю, мы собственность. Называйте их как угодно: Великие Древние, Темные Боги, спящие в пустоте, тени на пороге; все это означает одно и то же. Они – погибель всего сущего. Огромные всеобъемлющие сущности. Древние и более ужасные, чем мы можем себе представить. Они ждут нас там, во тьме. Забывшись вечным сном, грезя о том, для чего не подобрать слов, и кормящиеся… нами… душами мертвых». Сражаться со злом героям будет нелегко, ведь их враги не только жуткие Древние, но и союзники темных сил – оккультный орден Иллюминаты.

      

Можно упомянуть и комикс 2011 года «The Dunwich Horror». К сожалению, его  следует рассматривать критично. В комиксе не ощущается присущая миру из историй Лавкрафта атмосфера безумия и безнадежности.

И если оригинальный рассказ повествовал о мире «в опасности, поскольку Древние  Существа  хотят  полностью  стереть  его  и отбросить из  солнечной системы  и  космического  пространства  в  какую-то  другую  грань  или фазу вечности,  откуда  он  однажды выпал,  миллиарды  эпох тому назад», то комикс, к сожалению, фокусируется исключительно на хоррор-экшн составляющей. Упоминание здесь  «The Dunwich Horror» очень важно, т.к. это дилемма, присущая многим произведениям, сотворенным по мотивам творчества джентльмена из Провиденса. Увлекаясь красочными и отвратительными порождениями Тьмы, кровавыми обрядами и безумцами, очень часто продолжатели и почитатели теряют самое главное – ощущение вселенского ужаса. Ужаса, который был бы единым как для человека, так и для «газообразного разума спиралевидных туманностей».

Лавкрафт, подобно множеству творцов, разделил традицию безвестности при жизни, но настоящей Славы после. Почти по-библейски «смертию смерть поправ», что звучит, согласитесь, и по-лавкрафтовски. Было бы смешным полагать, что в рамках одной статьи возможно рассказать о всех комиксах, на которые оказали влияния творения мэтра. Ведь, например, мы практически не упоминаем работы нашего соотечественника Аскольда Акишина, который неоднократно обращался к «лавкрафтиане». Например, адаптировав рассказ «Храм» в 2006 году.

 

А если вы просто введете в строку google запрос «lovecraft in comics», то в разделе картинок будете захвачены полным и красочным потоком обложек, кадров, полос, оригинальных изданий и блистательных вымышленных оммажей.

 

(меш-ап классических обложек комиксов о Тэнтэне и «мифов Лавкрафта»)

 

 

Говард был способен передать страх, который порождает в душах людей мир, в котором умерла надежда. Вампиров, оборотней, демонов и даже самого Дьявола можно победить. Однако темные сущности у Лавкрафта - это новый уровень зла. Они способны саму нашу планету «унести в неизвестное место ради некоей неизвестной цели».  В комиксах монстры Лавкрафта лучше классических представителей тьмы способны держать читателей в напряжении. Как герою справиться с теми, кто пришел из глубин времени и в давние времена властвовал на Земле? Есть ли шанс на спасение или как говорится в Некрономиконе: «В странные времена даже смерть может умереть». Эти вопросы  не дают читателю покоя до самой последней страницы.

 

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх